Создание портфолио учащихся по физике
При изучении предметов естественнонаучного цикла (астрономии, биологии, географии, физики, химии и экологии) очень важно сформировать у учащихся навыки исследовательской работы. Обычно формированием навыков такой работы занимаются с небольшой группой одаренных учащихся старшей школы. Но важно понимать, что мы не знаем, скольких же не менее одаренных детей мы «потеряли» в начале среднего звена не сумев вовремя узнать о них…
Поэтому исследовательские навыки нужно начинать формировать не в последние школьные годы, а гораздо раньше – уже с 5-7 класса и обязательно у всех учащихся. Организация исследовательской деятельности школьников в начале изучения систематических курсов предметной области «Естествознание» позволяет не потерять живой интерес, неравнодушие, любознательность учащихся, способствует развитию их мышления, творческих способностей и самостоятельности. Особенно широкие возможности для этой цели представляет школьный курс физики.
Физика - это экспериментальная область знания, а наблюдение и эксперимент - два метода, которые и ныне позволяют человеку получать и проверять знания о природе. Если учащиеся могут проводить простейшие наблюдения и опыты, имеют элементарные навыки экспериментальной работы, то им будет не сложно представить себе путь и значение научных открытий, с которыми они встретятся в дальнейшем при изучении естественных наук. Таким образом, ранее формирование навыков исследовательской деятельности во многом определит успешность дальнейшей естественнонаучной подготовки школьников.
Кроме того, наблюдение и эксперимент (как общие экспериментальные методы научного познания) и моделирование (как один из общих теоретических методов научного познания) представляют три группы способов деятельности в когнитивной сфере, включенных в состав содержания естественнонаучного образования. Каждая из них предназначена для решения познавательных задач определенной системы.
Элементы наблюдения, эксперимента и моделирования, различных природных явлений рекомендованы для изучения учебными программами по физике. Проведение простейших наблюдений часто невозможно без использования приборов и инструментов: термометра, барометра, мерного цилиндра и т.п., а, следовательно, формирование умений их правильного применения является неотъемлемым элементом естественнонаучной подготовки школьников. В процессе изучения курса физики учащиеся осваивают приемы работы, необходимые любому естествоиспытателю: химику, биологу, физику, географу или экологу.
Модель электронного обучения "1 ученик : 1 компьютер" ("модель 1:1", eLearning 1:1) - это ситуация обучения, в котором основным инструментом обучения школьника является компьютер, а в качестве методов обучения используются технологии и сервисы сетевого взаимодействия, информационного поиска и создания цифровых объектов. Оптимальным вариантом реализации модели является тот, при котором в распоряжении каждого учащегося и каждого учителя имеется собственный портативный компьютер (может использоваться ультрамобильный ноутбук), связанный с компьютерами других учащихся по беспроводной локальной сети, имеющий доступ к школьному или классному серверу (роль последнего может выполнять компьютер учителя) и имеющий выход в Интернет. В такой ситуации у учащихся появляется мощный инструмент для фиксации и обработки наблюдений, проведения учебных экспериментов.
Результаты исследовательской деятельности учащихся наиболее рационально систематизировать с помощью технологии «портфолио». В наиболее общем понимании учебное портфолио представляет собой форму и процесс организации результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. В портфолио ученика может быть представлена коллекция его работ, всесторонне демонстрирующая не только результаты проведенных исследований, но и способы их достижения, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях ученика по сравнению с его предыдущими результатами. Портфолио ученик – это своеобразная его выставка учебных достижений. Содержание такого портфолио позволяет расширить формы оценивания его учебных результатов.
|
На: Лекция "Создание портфолио учащихся по физике"
В нашей школе портфолио начинают составлять с первого класса. Учителя заводят папочку на каждого ученика и туда вкладывают все его грамоты, сертификаты различных конкурсов.Когда дети переходят в 5 класс, учитель начальных классов передает портфолио друголу классному руководителю и тот в свою очередь его дополняет. В результате на выпускном раздаются эти папки ученикам. Я считаю это очень хорошим опытом!
На: Лекция "Создание портфолио учащихся по физике"
Если ученик привлечён к исследовательской деятельности ,то он заинтересуется своей работай и ему захочется увидеть результат своего труда. А портфолио это то , что ему и нужно, это его достижения. А если к его созданию привлечь и родителей было бы неплохо)))