Элективный курс по химии для 9 класса "Контрольная закупка"
Submitted by Елена Михайловна Фомичева on Wed, 06/04/2011 - 09:01
Пояснительная записка.
Данный образовательный курс расширяет и углубляет базовый компонент химического образования, обеспечивает интеграцию химического, биологического, технологического характера. Он позволяет учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников и, следовательно, сделать обучение более интересным для учащихся.
Содержание программы знакомит учащихся с наиболее простыми методами определения качества пищевых продуктов. Данный курс позволит учащимся быть более грамотными потребителями. Это важно для формирования основ здорового образа жизни и грамотного поведения в быту.
Общие принципы отбора материала: системность, целостность, объективность, научность, доступность для учащихся основной школы, реалистичность, практическая направленность.
Ведущая идея курса: развитие химической науки служит интересам общества, призвано улучшать жизнь людей и решать проблемы, стоящие перед человеком. Учащиеся должны понять, что их здоровье зависит, прежде всего, от образа жизни и самостоятельного, грамотного выбора, того, что и как употреблять в пищу.
Основнаяцель курса: Обучить учащихся методам анализа состава веществ, с которыми они встречаются повседневно.
Задачи курса:
Программа элективного курса «Контрольная закупка» предназначена для учащихся 9-х классов основной школы. Курс рассчитан на 16 часов.
Обширный материал и набор методик для исследования способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации учения. Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием.
Создание проектных работ по отдельным темам позволяет сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать и применять знания, а так же развивает их творческие способности. Домашние практические работы развивают исследовательские навыки, учат подбирать простейшие приборы и реактивы.
Подготовка мультимедийной презентации предусматривает освоение умений и навыков работы с программой PowerPoint. Учащиеся выполняют задания в индивидуальном темпе, в сотрудничестве с учителем. Выполнение проектов создает ситуацию, позволяющую реализовать творческие силы, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения, своего стиля деятельности. Учащиеся включены в реальную исследовательскую деятельность, привлекающую новизной и необычностью. Это становится сильнейшим стимулом познавательного интереса. Одновременно развиваются способности выявлять проблемы и решать возникающие противоречия.
Ожидаемые результаты: изучив данный элективный курс,школьники научатся критически относиться к составу приобретаемых продуктов. Будут иметь представление о веществах, опасных для здоровья (красители, ароматизаторы, усилители вкуса и т.д.) и, напротив, полезных для здоровья.
Обеспечение курса: 1. Стандартный набор реактивов школьной лаборатории
2. Мультимедийный проектор
3. Компьютер
Формы контроля усвоения материала. Отчеты по практической работе, творческие работы, выступления на семинарах, презентации по теме в программе MSPowerPointи т.д. По окончании курса проводится итоговая конференция, на которой учащиеся представляют защиту своих исследований посредством мультимедийных презентаций. Сообщения и презентации соответствуют выбранной теме курса.
Учебно-тематический план.
Темы занятий
Всего часов
В том числе
Формы контроля
Лекции
Практические работы
1. Права потребителей. Пищевые добавки.
1
1
Опрос
2. Исследование шоколада.
1
-
1
Лабораторные записи
3. Определение нитратов в овощах.
2
0,5
1,5
Лабораторные записи
4. Исследование меда.
2
0,5
1,5
Лабораторные записи
5. Исследование чипсов.
2
0,5
1,5
Лабораторные записи
6. Исследование мороженого.
2
0,5
1,5
Лабораторные записи
7. Исследование жевательной резинки.
2
0,5
1,5
Лабораторные записи
8. Определение
свежести мяса и рыбы
1
1
Лабораторные записи
9. Анализ молока.
1
-
1
Лабораторные записи
10. Исследование газированной воды.
1
-
1
Лабораторные записи
11. Заключительное занятие. Защита результатов исследования.
1
1
Выступления с отчетами, презентациями.
Всего:
16ч.
4,5ч
11,5ч
Содержание
Права потребителей. Пищевые добавки. (1ч)
Закон о защите прав потребителей. Срок годности продуктов. Критерии оценки качества пищевых продуктов. Международная маркировка пищевых добавок.
Исследование шоколада. (1ч) История создания шоколада Практическаяработа №1. Обнаружение непредельных жиров. Обнаружение углеводов. Обнаружение фосфорсодержащих веществ. Обнаружение кофеина. Обнаружение белков.
Определение нитратов в овощах ( 2ч)
Что такое нитраты. Влияние на организм человека. Предельно допустимая концентрация. Практическая работа №2.Определение концентрации нитратов с помощью стандартных растворов.
Исследование меда. (2ч)
Современные способы фальсификации меда. Разновидности меда. Диастазное число. Практическая работа №3. Определение крахмала. Определение наличия пади. Определение наличия сахара.
Исследование чипсов. (2ч)
История изобретения чипсов. Состав современных чипсов. Практическаяработа №4. Определение жиров. Качественное определение ионов натрия. Определение хлорид-ионов. Определение крахмала. Определение калорийности.
Исследование мороженого. (2ч.)
История изобретения мороженого. Состав и технология производства мороженого. Рецепты домашнего мороженого. Пищевые добавки в составе мороженого. Практическая работа №5.Обнаружение белка. Обнаружение ароматических аминокислот. Обнаружение углеводов. Обнаружение крахмала. Изменение цвета красителей. Определение фосфат-ионов. Определение наличия железа. Обнаружение жиров. Обнаружение лимонной кислоты во фруктовом мороженом.
Исследование жевательной резинки. (2ч)
Состав жевательной резинки. История изобретения. Добавки в составе жевательных резинок. Практическая работа №6. Определение одноатомных спиртов. Свойства резиновой основы. Обнаружение остатка фенилаланина в аспартаме. Свойства ментола. Свойства красителей в составе жевательной резинки.
Определение свежести мяса и рыбы.(1ч)
Пищевая ценность мяса и рыбы. Органолептические методы определения свежести продуктов. Практическая работа №7. Определение сероводорода. Определение свежести мяса. Определение качества рыбы.
Анализ молока. (1ч)
ГОСТ молока. Молоко или молочный напиток? Практическая работа№8. Определение жирности молока. Определение содержания белка. Определение углеводов молока и содержания воды. Определение калорийности молока.
Исследование газированной воды. (1ч.)
Состав газированной воды. Практическая работа №9.Анализ на диоксид углерода. Адсорбция красителей. Анализ кислотности.
Заключительное занятие. Защита результатов исследования. (1ч.)
На: Элективный курс по химии для 9 класса "Контрольная закупка"
Очень интересный курс. Думаю, дети должны быть заинтригованы.