Эмоциональный аспект профессионального самоопределения человека
Кравцова А.Г.
Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и студентов
"Инновации. Интеллект. Культура". - Тобольск, 2009
Эмоциональные ценности – это значимые эмоциональные переживания и состояния, выступающие в частности мотивом поведения и деятельности людей. Они являются предметом удовлетворения актуальных для индивида потребностей в эмоциональных переживаниях. Однако фиксирование эмоциональных ценностей, происходящее на подсознательном уровне, и слабое проявление, свидетельствуют о низкой степени осознания человеком его эмоциональных ценностей. Наиболее трудно уловить значимость какого-то эмоционального переживания или чувства, чем определить, например, значимость престижа или успеха в жизни.
Эмоциональные ценности затрагивают различные сферы жизнедеятельности человека, в том числе и его профессиональную сферу, включающую не только непосредственный процесс труда, его предмет и средства, но и процесс профессионального самоопределения. Как показывает практика, у современного молодого поколения возникают затруднения при профессиональном самоопределении. Мониторинги Министерства образования и науки РФ и независимых экспертных общественных организаций показывают, что более 50% выпускников вузов не работают по специальности, не используют в своей работе узкопрофессиональные компетенции [3].
Согласно нашей гипотезе, указанная выше проблема вызвана несоответствием эмоциональной направленности личности студентов обобщенным эмоциональным переживаниям, испытываемым специалистами соответствующей области. Соответственно мы говорим о понятии эмоциональной пригодности как наличии у индивида эмоциональных ценностей, соответствующих требованиям профессии. Эмоционально пригодным специалистом является человек, чьи потребности в определенных эмоциональных переживаниях могут удовлетворяться эмоциональными состояниями, испытываемыми в конкретной профессиональной деятельности.
Нами было проведено исследование, направленное на изучение эмоциональной составляющей профессии «учитель». В нем участвовали студенты Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (144 респондента) и учителя, преподаватели в качестве экспертов в области преподавания (10 экспертов). На основании полученных данных построена двухкомпонентная модель эмоциональных границ профессии, разработанная в рамках постнеклассической (универсумной) социологии [2] и теории «Эмоциональной направленности личности» Б. И. Додонова [1]. Эмоциональные границы профессии (ЭГП) – набор (совокупность) эмоциональных ценностей, характеризующих данную профессию (имеющих устойчивую связь с данной профессией в сознании индивидов и групп), и выступающих предметом удовлетворения соответствующего набора потребностей в эмоциональных переживаниях индивида. Первый компонент модели – инвариантный – постоянный, константный набор эмоциональных ценностей, соответствующий конкретной профессии. Можно определить данный набор как эмоциональное ядро профессии (ЭЯП), присущее всем специалистам конкретной профессии. Второй – вариативный компонент (ВК) включает наборы эмоциональных ценностей, выделяемых в бессознательном компоненте массового сознания разных социальных групп, т.к. выявлены закономерные различия эмоциональных ценностей специалистов конкретной профессии относительно их принадлежности к той или иной социальной группе. Это означает, что в дальнейшем необходимо устанавливать принадлежность индивидов к той или иной социальной группе и соотносить их эмоциональную направленность с эмоциональными границами профессии, соответствующими этой социальной группе.
Одно из основных положений концепций указывает на то, что представление об эмоциональных границах профессии формируется постепенно. Мы можем предположить, что на основе уже каких-то знаний о профессиональной деятельности специалист посредством чувств, эмоций ступенчато адаптируется к профессиональной сфере, где определяется соответствие / несоответствие эмоциональных границ профессии его эмоциональным ценностям.
1. Ступень трудового процесса содержит эмоциональные ценности, связанные с основными составляющими профессиональной деятельности: предмет, средства и условия труда. Учитываются эмоциональные переживания, чувства специалиста на рабочем месте, где формируется его отношение к этим составляющим. Примером может служить интерес к предмету или области знания.
2.Ступень межличностных отношений включает эмоциональные переживания и состояния, испытываемые человеком при прямом (непосредственном контакте) или косвенном (через посредников: другие люди или средства связи) общении. Пример: радость от общения с детьми, ощущение понимания, спокойствие при выстроенных границах.
3. Ступень социальных статусов и ролей учитывает чувства и переживания, испытываемые человеком по отношению к профессиональной деятельности как к предмету, определяющему его положение в социальной группе, социальном институте, обществе в целом. Данный уровень учитывает как дополнительные возможности, привилегии, перспективность одних профессий, так и недостатки, кризисы и непрестижность других. В частности эмоциональные ценности этого уровня позволяют ответить на вопросы предназначения и смысла жизни человека, например: «Необходим ли, полезен ли я?», «Какова суть и результаты моей деятельности?». Пример: чувство сопричастности к процессу формирования личности, ощущение своей необходимости.
4. Ступень индивидуальных особенностей включает специфические, эмоциональные ценности, которые находят отражение в профессиональной деятельности человека. Это ситуации, когда человек использует в работе индивидуальный подход. Пример: человек с детства занимается спортом и в качестве учителя использует это в профессиональной деятельности, например: для нахождения общего языка с учениками – играет с ними на отдыхе в разные спортивные игры. Эмоции, испытываемые в эти моменты, являются ценностью, по причине того, что человек стремится к ним, чтобы не только достичь понимания с учениками, но и потому, что ему это нравится, он удовлетворяет свою потребность в эмоциональных переживаниях.
Таким образом, концепция «Эмоциональные границы профессии» позволяет охарактеризовать профессиональную деятельность относительно эмоциональных ценностей личности. Данная концепция эмпирически дорабатывается, и нам видится возможным разработки на ее основе профессионально-ориентационной методики.
Литература:
1. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность [Текст] / Б. И. Додонов. – М.: Политиздат, 1978. – С. 271.
2. Немировский, В. Г. Общая социология [Текст] : учеб. пособие / В. Г. Немировский. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 160.
3. Савицкая, Н. Учиться, чтобы работать [Электронный ресурс] Почему выпускники вузов не находят применение по специальности / Н. Савицкая // Независимая газета. – 2004. – 19 ноября. – http://www.ng.ru/education/2004-11-19/9_vuz.html
|