"Печально я гляжу на наше поколенье" (Урок по роману М. Лермонтова "Герой нашего времени")
Submitted by Ирина Олеговна Смирнова on Tue, 05/04/2011 - 00:40
Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
«Печально я гляжу на наше поколенье!»
Анализ главы «Бэла»
Учитель русского языка и литературы Смирнова И.О.
Цель урока:
Оборудование: презентация к уроку
- Когда был написан роман?
( с 1838г., и через 2 года вышел отдельным изданием)
- Какова проблематика произведения?
(Лермонтова интересуют проблемы личности и общества, человека и среды воспитавшей его, человека и судьбы, его представление о вере и предопределенности, проблеме поиска смысла жизни, свободе воли и необходимости).
- В чем состоит композиционная особенность романа?
(Роман состоит из отдельных глав, расположенных не в хронологическом порядке)
- Что такое СЮЖЕТ и ФАБУЛА? Назовите главы в хронологическом и сюжетном порядке.
- Почему в романе сюжет и фабула не совпадают?
Благодаря необычной последовательности, мы ПОСТЕПЕННО узнаём психологию героя и возникает объективный способ подачи образа Печорина: сначала он видится со стороны, в его внешних проявлениях (от 3-его лица – Максима Максимыча; от 2-ого лица – офицера-повествователя), а затем появляется СУБЪЕКТИВНЫЙ способ, в дневниковых записях (от 1-ого лица – самого Печорина).
2. -Как же был воспринят роман и его главный герой читающей публикой?
Большинство читателей и критиков восприняли Печорина как героя отрицательного.
Критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету на русскую действительность. Критики стремились доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.
Николай 1 дал убийственный отзыв о романе: «За это время я дочитал до конца «Героя» и нахожу вторую часть отвратительной, вполне достойной быть в моде. Это то же самое изображение презренных и невероятных характеров, какие встречаются в нынешних иностранных романах. Такими романами портят нравы и ожесточаютхарактер. И хотя эти кошачьи вздохи читаешь с отвращением, все-таки они производят болезненное действие, потому что в конце концов привыкаешь верить, что весь мир состоит только из подобных личностей, у которых даже хорошие с виду поступки совершаются не иначе как по гнусным и грязным побуждениям. Какой же это может дать результат? Презрение или ненависть к человечеству! Но это ли цель нашего существования на земле? Люди и так слишком склонны становиться ипохондриками или мизантропами, так зачем же подобными писаниями возбуждать или развивать такие наклонности! Итак, я повторяю, по-моему, это жалкое дарование, оно указывает на извращенный ум автора. Характер капитана набросан удачно. Приступая к повести, я надеялся и радовался тому, что он-то и будет героем наших дней, потому что в этом разряде людей встречаются куда более настоящие, чем те, которых так неразборчиво награждают этим эпитетом».
Но были и другие отзывы. Так, например, В.Г. Белинский отметил в романе “богатство содержания”, “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”.
Мы должны разобраться, почему отзывы столь противоречивы. Поможет нам в этом «Предисловие» к роману.
3. Давайте прочитаем «Предисловие» к роману.
-Зачем Лермонтов написал его? Какова его задача? Какую цитату вы считаете самой важной для читателей?
(«Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии»).
Задача автора – указать болезнь! А общество должно с болезнью справиться. Печорин же – один из членов общества. Получается, что главный герой романа – отрицательный персонаж?!
Конечно, читатели обиделись, что им в пример ставят безнравственного человека!
А ведь дело в том, что значение слова «герой» можно понимать по-разному. В толковом словаре приводится 6 его значений, два из которых наиболее употребительны.
Я предлагаю вам следующие определения.
1 - Исключительный по смелости или по своим доблестям человек.
2 - Главное действующее лицо литературного произведения.
3 - Человек, по своему характеру и поступкам являющийся выразителем какой-нибудь среды или эпохи.
- Какого значения не заметили критики, обрушившие на роман Лермонтова упрёки в безнравственности его героя?
(Третьего!)
Недостатки каждого отдельного человека могут быть присущи только ему – тогда можно пытаться их исправить. Но когда пороки свойственны целому поколению – вина ложится не на отдельных людей, а на общество, породившее эти пороки! Исправлять надо было русскую действительность, целое поколение!
– Что же это за поколение, к которому принадлежат и сам М. Ю. Лермонтов, и его герой?
Миросозерцание М. Ю. Лермонтова складывалось в конце 20-х-начале 30-х годов Х1Х века, в эпоху идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции, связанного с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.
Идейный кризис – кризис идей. Идеи, идеалы, цели и смысл жизни пушкинского поколения – все было разрушено. Это тяжелые времена, позднее они будут названы эпохой безвременья. В такие годы говорят о бездуховности, о падении нравственности. Потребность понять “ошибки отцов”, заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно- философскую позицию – характернейшая черта эпохи 20-30 годов.
В 30-е годы исключительное значение для общества приобрели философские поиски лучших его представителей. Сохранить в себе веру в целесообразность служения добру было очень тяжело. Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели.
Лермонтова, как представителя поколения 30-х годов 19 века интересуют человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость – все эти вопросы получили в романе образное воплощение.
Проблема личности – центральная в романе: “История души человеческой…едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. И это высказывание М.Ю. Лермонтова могло стать эпиграфом к нашим урокам по изучению романа.
Печорин не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.
Понять – это и есть, собственно, цель нашего урока.
4. Первая глава, с которой мы знакомимся, - «Бэла».
В ней Печорин показан среди горцев.
- От чьего лица ведётся повествование?
( Сначала – от лица русского офицера, приехавшего на Кавказ. Это первый повествователь. Затем – от лица Максима Максимыча – героя-рассказчика).
- Но о Печорине мы узнаем далеко не сразу.
Каждую главу, кроме самой последней, Лермонтов будет открывать ПЕЙЗАЖЕМ.
- Прочитаем его.
- Многие писатели первой половины 19 века, представители романтизма, утверждали, что европейский разочарованный герой может излечиться от скуки и скепсиса через общение с «естественными людьми», через любовь к прекрасной горянке, через любование нетронутой природой.
1)- ПЕРЕД НАМИ ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ, ПЕЙЗАЖ.
- Романтический или реалистический пейзаж видим мы? Докажите свою точку зрения.
( Реалистический Этот пейзаж яркий, другие –грустные, но главное –ТОЧНЫЕ).
- Путешественники остановились на ночлег в дымной сакле.
- Для русского человека, оказавшегося на Кавказе, не только природа, но и жизнь горцев будет выглядеть экзотично.
- Мы прочитали уже страниц 5 главы, а ни Бэлы, ни Печорина до сих пор не видим. Ход повествования нетороплив. Это была ЭКСПОЗИЦИЯ. Но вскоре всё меняется. Начинается ЗАВЯЗКА: мы узнаем о Печорине.
- Прочитаем первый портрет героя
- Что мы узнаём из этого отрывка?
(Возраст – 25,ему кто-то велел остаться в крепости, ЭПИТЕТЫ с суффиксами оценки, СТРАННОСТЬ, ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ)
- Как М.М. относится к Печорину? Как мы понимаем это?
(Суффиксы оценки, предлагает свою дружбу)
2)- Далее мы узнаём о событиях повести и знакомимся с такими героями, как Казбич и Азамат. Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя.
- Расскажите об этих героях (портрет, характер).
( рассказ ученика о Казбиче, Азамате)
- Какую роль в жизни этих героев сыграл Печорин?
(сломал их жизни)
- Какой вывод о характере главного героя мы можем сделать?
( Печорин - человек, повинующийся своим мимолетным желаниям и страстям. Он совершенно равнодушен к людям, не считается с общепринятой моралью. Люди для него - объект эгоистических “экспериментов”).
3)- Печорин хочет выкрасть Бэлу. Почему он хочет сделать это? Он влюблён?
«И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу»
Бэла понравилась Печорину, он привык получать то, что ему нравится. Печорин вырвал Бэлу из родной среды, лишил дома, отца, брата, сумел сделать так, Бэла влюбилась в него. Но девушка быстро наскучила ему, он мучает ее своей холодностью и вот-вот бросит ее.
- Любил ли Печорин Бэлу? Рассчитывал ли Печорин на столь трагический конец? Как он реагирует на происшедшее?
( Печорин НЕ УМЕЕТ любить. Настоящая любовь диктует человеку заботу о том, кого он любит, волнение за него, желание принести радость. А Печорин ЗАНЯТ СОБОЙ! Ему хочется более насыщенной жизни.
«Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою... Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, - только мне с нею скучно...»)
- Считал ли Печорин в истории с Бэлой себя виноватым? (нет)
- Когда Бэла умирает, Лермонтов пишет: «Я вывел Печорина вон изкомнаты, и мы пошли на крепостной вал; долго мы ходили взад и вперед рядом, не говоря ни слова, загнув руки на спину; его лицо ничего не выражалоособенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя. Наконец онсел на землю, в тени, и начал что-то чертить палочкой на песке. Я, знаете,больше для приличия хотел утешить его, начал говорить; он поднял голову и
засмеялся... У меня мороз пробежал по коже от этого смеха…»
Через 3 месяца Печорина перевели в другой полк, и с М.М. они расстались.
4) – С каким чувством рассказывал М.М. о Печорине? Кем стал для него Печорин?
В первой части романа мы видим Печорина глазами Максима Максимыча, простого пехотного офицера, не очень грамотного и явно не разбирающегося в психологии человека, назвавшего прибывшего к нему в крепость молодого офицера “странным”.
Максим Максимыч искренне привязан к Печорину, но духовно глубоко ему чужд. Их разделяет не только разница социального положения и возраст. Они - люди принципиально различных типов сознания и дети разных эпох. Для штабс-капитана, старого кавказца, его молодой приятель - явление чужеродное, странное и необъяснимое.
- Почему Максим Максимыч и Печорин при их взаимной искренней симпатии не понимают и так никогда не поймут друг друга?
Максим Максимыч весь обращен к другому человеку, весь раскрыт ему навстречу.
Выводы:
1. Печорин не способен к дружбе, ему присущ эгоизм, он ни к кому не имеет настоящей привязанности; каждую влекущую к себе жизненную ситуацию он стремится довести до конфликта.
2. Бэлу Печорин насильно вырывает из ее естественной среды и своим эгоизмом приводит ее к смерти.
3. Его душа не способна сочувствовать другой душе, настраиваться в унисон с настроением других. Свободный от дружбы, которая стесняет своими нравственными следами и связями, Печорин отталкивает простодушную доброту Максима Максимыча.
Домашнее задание: как раскрывается образ Печорина в главе «Максим Максимыч».
Ирина Олеговна, а как же исповедь Печорина? Уже на этом уроке, думаю, немаловажно подчеркнуть, что Печорин не только виновник, но и жертва. "Душа моя испорчена светом."
На: "Печально я гляжу на наше поколенье" (Урок по роману М. Лерм
Ирина Олеговна, а как же исповедь Печорина? Уже на этом уроке, думаю, немаловажно подчеркнуть, что Печорин не только виновник, но и жертва. "Душа моя испорчена светом."