Размещено: Елена Александровна Пономарева - вс, 03/04/2011 - 00:39
Знакомство с храмовым зодчеством имеет мощный воспитательный потенциал и может быть осуществлено не только на занятиях факультатива по ОПК, но и на классном часу.
Предварительное домашнее задание: узнать о храмах нашего города, когда они были построены, в честь кого освящены, найти их фотографию или посмотреть, как они выглядят в реальном времени, сколько куполов и каков их символический смысл. Каждый ученик получает задание по поиску материала о каком-то одном конкретном храме города: Адмиралтейский, Благовещенский, Алексеево-Акатов монастырь, Казанский, Введенский, Покровский, Успенский, Михаило-Архангельский и др.
Несколько учеников получают индивидуальные домашние задания следующего содержания:
Подготовить сообщение о храме Покрова на Нерли
Подготовить сообщение о Соборе Василия Блаженного
Рассказать о празднике Покрова Пресвятой Богородицы
Подготовить выразительное чтение стихотворения о зодчих, создавших Покровский собор на Красной площади
Подготовить выразительное чтение стихотворения о колоколах
Учитель: Сегодня мы не войдем в храм. Мы посмотрим на него со стороны, с душевным трепетом и замиранием сердца постараемся осмыслить это рукотворное чудо. Познакомимся с наиболее известными храмами нашей страны. Совершим заочную экскурсию по храмам нашего города. (Слайды 1-2)
Что такое храм?
Предполагаемый ответ обучающихся: Храм - здание, специально предназначенное для совершения богослужения.
Являются ли синонимами слова: храм, церковь, собор? (Слайд 3)
Предполагаемый ответ обучающихся: Храм и церковь - синонимы. Собором называется главный храм города, где служит епископ.
Как вы считаете, почему храмы всегда были величественными зданиями, даже в ту эпоху, когда их окружали маленькие избы?
Предполагаемый ответ обучающихся: Такова была система ценностей русского человека: сначала духовное, потом материальное.
По каким внешним признакам вы узнаете, что перед вами православный храм?
Предполагаемый ответ обучающихся: У православного храма особая архитектура. У них есть один или несколько куполов, увенчанных крестом.
Почему православный храм всегда венчается крестом?
Предполагаемый ответ обучающихся: Крест - главный символ христианства. Он символизирует тот Крест, на котором был распят Христос, победивший смерть и открывший человеку путь в Царство Небесное.
Крест – якорь? Какой смысл вкладывали наши предки, создавая такой символ? (Слайд 4)
Купола. Что символизируют они? (Слайд 5)
Традицию храмового зодчества Русь переняла у Византии вместе с Православием. Однако переосмыслила ее. Купол Византийских храмов – полусфера. Купола русских храмов – луковичные и шлемовидные. В Православии все имеет свое символическое значение. Как вы думаете, какую символику могут иметь такие купола?
Луковичные похожи на пламя свечи и напоминают, что человек должен гореть, как свеча: «Вы – свет миру».
Шлемовидные напоминают шлем воина.
Число куполов может быть только строго определенным, потому что оно также имеет духовный смысл. (Слайд 6)
1 купол – в честь Единого Бога
3 - в честь Троицы.
5 куполов символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.
7 – число таинств в Православной Церкви.
9 чинов ангельских и чинов святых.
13 – символ Иисуса Христа и 12 апостолов.
Попробуйте объяснить, почему чаще всего храмы строят в форме: креста? Звезды? Круга? Корабля? (Слайд 7)
Корабль – подобный Ноеву ковчегу, переплывающий бурное житейское море, держащий курс в Небесное Отечество.
Крест – главный символ христианства, знак спасения.
Звезда – свет разума.
Круг – вечность.
Традиционные элементы архитектуры. (Слайд 8)
Барабан. Храм похож на человека. Особенно храм с одним куполом. Купол – глава. Есть и шея. То, на чем находится купол. Называется эта цилиндрическая часть с прорезанными окнами – барабан.
Своды по-древнерусски назывались комарами. Поэтому полукружия на внешней стороне стен, повторяющие внутренний свод, называются закомарами.
Апсиды – полуцилиндрические выступы, в которых помещается алтарь.
Паперти – галереи с запада, севера и юга.
Обычно над входом в храм или рядом строится башня, где находятся колокола, - колокольня. Иногда башни нет. Тогда это звонница. (Слайд 9)
Колокольный звон бывает разным. О печальном событии сообщит перезвон. Послушаем, как он звучит. О празднике возвещает трезвон. Это звон во все колокола.
О начале богослужения возвещает неспешный размеренный звон одного колокола - благовест. (запись колокольных звонов)
Художники часто используют колокол как символику вечного. Поэты тоже обращаются к этому образу.
Колокола!
Ваш звучный звон –
Язык земли,
Меня вскормившей.
Живет в вас радость,
Клич и стон,
Как отголосок жизни бывшей.
Той, что не стаяла,
как дым,
В кострах высоких Чингисхана,
Не гибла
Под пятою пана,
Не стлалась
Ковылем седым.
Той, что под глас:
«Иду – на вы!»
Несметно войско поднимала.
И не склоняла головы –
На поле брани
Оставляла.
Колокола –
Руси венец,
Червонным золотом
Горящий,
Ваш звон – связующая нить
Меж будущим и настоящим.
Г. Голуб
Архитектурные школы и стили.
Как мы уже отметили, истоки русского зодчества лежат в Византийском искусстве. (Слайд 10)
Самым грандиозным храмом христианского Востока была Святая София в Константинополе, многие века остававшаяся образцом совершенной красоты. О ней писал известный поэт серебряного века Осип Мандельштам:
«Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам».
Видимо вторя Константинополю, Великий князь Ярослав Мудрый по случаю победы над печенегами велел заложить на месте битвы в Киеве большой каменный храм в честь святой Софии. И хотя строили его зодчие из Константинополя, София Киевская оказалась очень самобытной. 13 куполов ее образуют гармоничную пирамидальную композицию. Многлавие не находит себе прообраза в Византии.
Софийский собор играл важную роль в жизни Киева. Здесь находилась резиденция митрополита, хранились документы, располагалась древнейшая на Руси библиотека. Здесь была создана одна из первых русских школ.
С 12 века мощная Киевская держава оказалась раздробленной на множество княжеств. И зодчество в каждой земле имеет свой стиль, свои особенности. Выделяются три древнерусские архитектурные школы: Владимиро-Суздальская, Псковская, Новгородская.
В 12-13 веках крупнейшим очагом русской культуры становится Владимиро-Суздальская земля. (Слайд 11)
Особенности храмов здесь:
Устремленность ввысь, пропорциональность, стройность. Эффект легкости, гармонии, высоты.
Узкие, щелевидные окна, прорезаны уступами, чтобы сгладить толщину стен.
Аркатурные пояса – ряд глухих арочек. Высота и изящество.
Рельефный узор стен.
Стены разделены пропорционально уступчатыми лопатками.
Здесь возникли величайшие шедевры, ставшие символом древнерусской архитектуры. Церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире. (Слайд 12)
Храм Покрова-на-Нерли. Зодчие воздвигли его так, чтобы князь Андрей мог видеть его из окон своего дворца в Боголюбове. Андрей велел поставить его там, где река Нерль впадает в Клязьму, в память о сыне, юном Изяславе, павшем в бою с волжскими булгарами. Храм изящен и гармоничен. Белоснежный и легкий, он напоминает девушку-невесту, заглядевшуюся в прозрачные тихие воды реки. Его называют «поэмой из камня». У храма всего 1 купол – в честь Единого Бога – имеющий луковичную форму.
Красив резной убор церкви. В центре каждого фасада, наверху, находится рельефная фигура знаменитого царя Давида-псалмопевца. Царь Давид играет на лире, а слушают его львы, птицы и грифоны. Птица – древний символ человеческой души. Подо львами и птицами в кладку вставлены загадочные маски: юные лики с огромными очами и распущенными волосами. Может быть, они изображают ангелов, явившихся послушать царя Давида?
Почему храм так называется? (Слайд 13) Каждая церковь освящается в честь какого-то праздника или святого. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен в память о чуде, произошедшем в Константинополе в начале Х века. В городе, окруженном османами, люди собрались на молитву во Влахернском храме, прося помощи у Господа. Святой Андрей, славянин по происхождению, и его ученик Епифаний увидели Пречистую Деву, стоящую на воздухе в окружении многочисленного сонма святых. Окончив молитву, Она распростерла Свой Покров над находившимися в храме, обещая Свою помощь и защиту. Примечательно, что хотя в Константинополе помнили об этом событии, сам праздник был установлен на Руси. Он отражает веру русских людей в то, что Богоматерь имеет о Руси особую заботу и покрывает ее от бедствий и всякого зла. Первым храмом в честь этого праздника стал храм Покрова на Нерли.
В 12-16 веках развивается Новгородская школа – наследница общерусской киевской традиции. Заказчиками храмов были бояре и купцы, поэтому храмы строились добротно, основательно, но не роскошно. (Слайд 14)
Их особенности:
Приземистость форм.
Шероховатость клади.
Апсида часто одна, сильно выступающая.
Храмы мощные, но компактные.
Трехлопастные закомары.
С 14 века развивается Псковская школа. (Слайд 15)
Особенности храмов:
Небольшие (Псков был небольшим городком)
Приделы, галереи, звонницы составляют ассиметричный живописный ансамбль.
Многоскатные кровли (16, 24).
Три апсиды, низкие, глубокие, похожие на приделы.
В Московском зодчестве можно найти храмы с элементами всех направлений. Кроме того, появляется и много своего.
В 16 веке появляются шатровые храмы. Если купол – символ Неба, шатер – сень над священным местом. Венчала шатер крохотная луковка. Вопрос: откуда заимствована такая форма – с русского севера или зарубежного Запада – до сих пор не имеет однозначного ответа. Шатровые храмы не прижились, однако форма эта закрепилась в колокольнях. (Слайд 16)
17 век рождает «каменное узорочье». Закомары выстраиваются в несколько рядов и образуют кокошник. Храм становится похож на сказочный терем. (Слайд 17)
Из Западной Европы во второй половине 17 века проникает барокко. Роскошный, помпезный декор мало соответствовал духу Православия. Но этот стиль особенно полюбился в Петербурге. (Слайд 18)
В храмах, построенных в стиле классицизма, возникшего в конце 19 века, порой с трудом узнается православный храм. (Слайд 19)
Храмы строились, а после пожаров реставрировались, перестраивались, смешивая архитектурные стили. Одним из самых известных храмов, где нашло воплощение несколько стилей, является Собор Василия Блаженного (Покровский собор, или собор «Покрова на рву»). Здесь и шатровая архитектура, и узорчатые купола и кокошники. (Слайд 20)
Собор встал на Красной площади по приказу царя Ивана Грозного в честь взятия Казани.
О его строительстве гласит легенда, запечатленная в балладе поэта первой половины 20 века Дмитрия Борисовича Кедрина:
Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам.
И велел благодетель,
Гласит летописца сказанье,
В память оной победы
Да выстроят каменный храм!
……………………………………………
А как храм освятили,
То с посохом,
В шапке монаршей,
Обошел его царь –
От подвалов и служб до креста.
И, окинувши взором
Его узорчатые башни,
-Лепота! – молвил царь.
И ответили все:
-Лепота!
И спросил благодетель:
-А можете ль сделать пригожей
Благолепнее этого храма
Другой, говорю? –
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
-Можем.
Прикажи, государь! –
И ударились в ноги царю.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях,
И в землях Рязанских
И прочих
Не построили лучшего храма,
Чем храм Покрова!
Сначала на этом месте во время войны 1552-1554 годов в честь каждой победы тут возводилась небольшая деревянная церковь. Всего их построили 8. После победы Иван Грозный распорядился вместо деревянных церквей построить каменную. Строили собор русские архитекторы Барма и Постник.
Перед архитекторами была построена задача – вокруг главного построить еще 7 приделов в ознаменование основных побед: царевича Епанчу разбили в день памяти святого Александра Свирского, пала Казань в день святых мучеников Киприана и Иустины… Но Барма и Постник решили строить «не яко ж повелено, но яко разум даровался им». Храм стал иметь форму восьмиконечной звезды: в центре – шатер, вокруг – восемь башенок. Фундамент и цоколь – из белого камня, башенки – из кирпича. Такой – бело-красной – была первоначальная окраска. До конца 17 века храм был самым высоким зданием Москвы (60 м). Купола были одинаковыми – позолоченными. Но после пожара в конце 17 века их сделали многофигурными и многоцветными. Шатер покрыли зеленой черепицей, на которой вспыхивали зелеными огоньками изразцы.
Настоящее чудо и акустика: даже если служба идет сразу во всех приделах, ни один звук не долетает из одного в другой.
Отчего у храма двойное название? Первоначально он был Покровским собором. Позже к нему пристроили 10-й придел, похоронив в нем святого Василия Блаженного.
К началу 19 века из-за купеческих лавок храм был почти скрыт от глаз. Избавиться от этого помог курьез.
Однажды Александру I во время визита в Англию среди разнообразных диковинок показали рисунок храма. Русский царь восхитился и сказал, что хотел бы иметь такой собор в России.
Императору объяснили, что этот шедевр архитектуры еще с 16 столетия украшает его собственную Москву.
Император устыдился, что не знает своих сокровищ, и приказал расчистить площадь перед собором, открыв глазам дивный памятник русской архитектуры.
Храмы Воронежа.
Множество красивых храмов есть и в нашем городе.
Каждый из вас, я надеюсь, нашел информацию о каком-то одном из них. Только самое основное.
Краткие сообщения обучающихся, работа со слайдами презентации.
На слайде 21 помещены фотографии храмов города Воронежа. Они связаны гиперссылками со слайдами 22-37, где помещены более крупные изображения и подписаны названия храмов. Обучающиеся пробуют узнать храм, о котором они готовили сообщение, открываем картинку по гиперссылке, слушаем сообщение. Гиперссылка, позволяющая вернуться к слайду 21 прикреплена к изображению храма.
Рефлексия: Что я вынес с сегодняшнего урока?
Что мне больше всего понравилось?
Что бы я хотел узнать еще?
Диво дивное, чудо чудное:
Пусть для Родины время трудное,-
Но не сказкою, не былинами
Белый храм встает над руинами.
Божий храм встает в волю вольную,
Ах, и песнь поет – колокольную!..
До небес плывет песня плавная –
Оживает Русь Православная.
Литература
Колбовский Ю.А., Степанова Т.А. Православие и русская культура. Учебное пособие. – Ярославль, 2008 – с. 175-211.
Мы входим в храм. Рабочая тетрадь для 10-11 классов. (Серия «Шаг за шагом. Искусство») – М.; 1997 – 80 с.