Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Единством Россия сильна

Фото пользователя Валентина Ивановна Корытько
Submitted by Валентина Ивановна Корытько on чт, 31/03/2011 - 20:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Корытько Валентина Ивановна
Место работы, должность: 

Учитель начальных классов и ОПК МОУСОШ №26 х.Красный Кут Октябрьский район Ростовской области

Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 

сформировать у учащихся понятие о том, что сила и могущест во России в единстве и дружбе народов, её населяющих.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемое оборудование: 

у учителя:плакат «Чем Россия сильна?», на котором в конце урока слово «Чем» будет заменено словом «Единством», знак «?» - знаком «!»; фотографии памятников Минину и Пожарскому в Москве и Сусанину в Костроме; фонограммы песен «Вставай, страна огромная!» А.Александрова на стихи Лебедева–Кумача и «Родина моя» Д.Тухманова на стихи Р.Рождественского.

у учащихся:карточки с текстом обращения К.Минина к новгородцам; листы бумаги (формат А-4), карандаши, фломастеры.

Краткое описание: 
<p> <strong>Задачи: </strong></p> <p style="margin-left: 9pt"> 1. актуализировать известные учащимся знания по истории России,</p> <p style="margin-left: 9pt"> &nbsp;&nbsp; связанные с переломными для нашей Родины событиями;</p> <p> &nbsp; 2. организовать познавательную деятельность таким образом, чтобы путём</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; анализа отдельных исторических событий подвести учащихся к</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; самостоятельному решению проблемной ситуации;</p> <p style="margin-left: 9pt"> 3. развивать умение связывать опыт исторических событий с современной</p> <p style="margin-left: 9pt"> &nbsp;&nbsp;&nbsp; жизнью, самостоятельно строить рассказ, опираясь на известные факты</p> <p style="margin-left: 9pt"> &nbsp;&nbsp;&nbsp; из истории страны,</p> <p style="margin-left: 9pt"> 4. воспитывать у учащихся любовь к Родине, чувство сопричастности к её</p> <p style="margin-left: 9pt"> &nbsp;&nbsp;&nbsp; героическому прошлому, гордость за него, чувство необходимости жить в</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;дружбе и единстве со всеми народами, населяющими Россию,</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp; толерантность.</p>

Ход урока.

1. Организационный момент (постановка проблемы).

-Ребята, сегодня у нас необычный урок. Вы уже знаете, что 4 ноября все граждане нашей страны будут праздновать пока ещё новый для нас праздник «День народного единства». Впервые мы праздновали его 4 ноября 2005 года. Что это за праздник, почему он так называется и почему отмечать его будут  именно в ноябре, мы сегодня на уроке постараемся выяснить. А пока вперёд, в увлекательное путешествие по волнам истории к новым открытиям.

 

2. Актуализация базисных знаний.

 (звучит фонограмма с записью мелодии песни «С чего начинается Родина»)

-С чего начинается Родина? А начинается она для каждого из нас с любви к своей семье, своему дому, селу, своей стране. Наша Родина – Россия имеет очень богатую историю. С очень далёких от нас времён на теперешних её просторах жили наши предки – славяне. Это были люди смелые, гордые, хорошие воины. А земля наша называлась тогда Русью. Вы уже знаете, что на территории земель русских было несколько княжеств. Жили они разрозненно, зачастую не ладили между собой. Но, наконец, наступили такие времена, когда русские князья стали объединять свои княжества. Что же подталкивало их к таким важным шагам?

(угроза порабощения, монголо-татарское иго, борьба со шведскими и немецкими захватчиками).

-Какому князю удалось объединить вокруг себя больше всего разрозненных княжеств? (Иван Калита. Московский князь. Начало 14 века).

-Иван Калита был мудрым и дальновидным правителем. Современники называли его «собирателем земель русских». В годы его княжения Московское княжество достигло небывалого расцвета, окрепло. Да и потомки его, князья московские, всегда были уважаемы и почитаемы другими князьями. А враги стали всё чаще с опаской посматривать на сильное княжество. Но история не стоит на месте.

 

3. Повторение и обобщение ранее изученного материала

-В конце 16 начале 17 века обрушилась на Русское государство новая беда. После смерти Ивана Грозного настали в России смутные времена.

-Кто может объяснить значение слов «смута, смутный»?

-Почему эти времена назывались смутным?(в России не было наследника царского престола, обострилась борьба за власть; в неё активно включились и иноземные захватчики).

-Кто угрожал Москве? (шведы и поляки)

-Каких героев этих событий вы знаете? (ответы детей; рассказ учителя о герое обороны Москвы – князе Д. Пожарском, о призыве святых старцев встать на защиту Отечества, о традициях великого Новгорода)

-Кузьма Минин – нижегородский староста, прослышав о послании святых старцев - монахов Троице-Сергиевской лавры Дионисия и Авраамия Палицына с призывом встать на защиту Отечества и православной веры от врагов, обратился с призывом к нижегородцам. Прочтите это обращение и скажите, к чему призывал Кузьма Минин горожан? (запись текста обращения на карточках).

 

«Православные люди! Пришла пора помочь любимой Руси! Спасем нашу веру и нашу милую родину. Не пожалеем своего имущества, продадим дома, отдадим последнее, что имеем, чтобы нанять войско. Поищем человека, который встал бы честно и храбро за родную землю. Тогда и другие города все соединятся с нами, и, Бог даст, мы прогоним врагов».

(Ответы детей)

 

-Наталья Кончаловская, русская поэтесса, уже в наше время описала призыв Кузьмы Минина стихами:

Несите жемчуг, серебро,

Несите всё своё добро,

Всё, что копили много лет!

А у кого богатства нет-

Отчизну, Родину любя,

Нательный крест сними с себя!

-Откликнулись на призыв Минина нижегородцы. В числе первых была его супруга, которая прямо на площади, на глазах всех присутствующих, сняла с себя золотые и серебряные украшения и положила их к ногам Минина. Горожане приносили на площадь кто что мог: деньги, меха, драгоценные камни, приводили лошадей, коров, овец. Много добра собрали горожане и отправились к князю Дмитрию Пожарскому просить его встать во главе войска. Слыл Пожарский человеком честным и военачальником храбрым. Возглавил он нижегородское ополчение, которое отправилось на Москву. По пути к нижегородцам примыкали отряды ополченцев из других княжеств. Большое войско подошло к Москве 4 ноября1612 года. Храбро дрались ополченцы с польскими захватчиками и  12 ноября освободили Москву. Навеки остался в памяти народной этот день и подвиг Минина и Пожарского. В 19 веке на Красной площади благодарные потомки установили памятник с надписью «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

(демонстрация фотографии с изображением памятника Минину и Пожарскому).

-А вот ещё один памятник, напоминающий нам о тех далёких исторических событиях. Это памятник Ивану Сусанину в Костроме (демонстрация фотографии памятника).

-Что вы знаете об Иване Сусанине? (рассказ учеников)

-Не только памятники напоминают нам о тех героических временах. Поэт Кондратий Рылеев написал балладу «Иван Сусанин», композитор Михаил Глинка - оперу с одноименным названием, а русский народ сложил песню о подвиге крестьянина Сусанина. Давайте послушаем знаменитый монолог Ивана Сусанина перед смертью из баллады К. Рылеева «Иван Сусанин» (читает подготовленный ученик).

-Как вы думаете, что же было решающим в победе русского народа над польскими захватчиками? (единство и любовь к Родине)

 

4. Физкультминутка.

Дружно вместе мы шагаем,

Дружно руки поднимаем,

Опускаем тоже дружно,

Отдохнуть сейчас нам нужно.

Наклоняемся вперед,

А потом наоборот.

Повернулись влево, вправо,

Отдохнули мы на славу.

А теперь садимся дружно,

 Нам, друзья, учиться нужно.

 

5. Повторение и обобщение ранее изученного материала (продолжение).

(звучат позывные песни «Вставай, страна огромная»)

-О чем вы вспомнили, услышав эту мелодию? Что это за песня? (ответы учеников).

- Написана она была в первый день войны композитором А.Александровым на стихи Лебедева – Кумача. И вся наша огромная страна, все её граждане встали на борьбу с ненавистным врагом. Слова песни «Вставай, страна огромная» никого не оставили безучастными к общей беде. Послушайте стихи об этих героических временах. (заранее подготовленные дети читают стихи)

 

От бескрайней равнины сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий советский народ.

Выходил он свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

За любимую нашу страну.

Сокрушая железо и камень,

Он врага беспощадно разил,

Над Берлином победное знамя,

Знамя правды своей водрузил.

Он прошел через пламя и воду,

Он с пути не свернул своего.

Слава, слава герою – народу!

Слава армии Красной его!

                                         (М.Исаковский)

И от моря и до моря

Встали русские полки.

Встали с русскими едины

Белорусы, латыши,

Люди вольной Украины,

И армяне, и грузины,

Молдаване, чуваши –

Все советские народы

Против общего врага.

Все, кому мила свобода

И Россия дорога.

                                         (С.Михалков)

 

- Наша Родина одержала великую победу в той страшной войне. Как вы думаете, почему это стало возможным? (потому что на защиту Родины встали все, от мала до велика)

- Что же объединяло всех советских людей в страшные годы войны? (дружба, единство, желание победить врага).

- Недаром русская пословица учит нас «В единстве сила». Какие ещё пословицы о силе дружбы и единства вы знаете?

(Артель дружбой сильна. Один в поле не воин. Доброе братство лучше богатства. Согласье крепче каменных стен. Жить со всеми в ладу – не попасть в беду. Два и в поле воюют, а один и на печи горюет. Дружно не грузно – а врозь хоть брось. Дружный табун и волков не боится.)

- Пословицы – это народная мудрость. А в каких ещё источниках мы можем её почерпнуть? (в сказках, баснях).

- Какие сказки и басни о силе дружбы и единства вы можете назвать?

(«Отец и сыновья» Л.Н.Толстого, «Лебедь, Рак и Щука» И.А.Крылова).

- Кто напомнит содержание сказки (расскажет басню)?

- Какова же главная мысль этой сказки (этой басни)? (веника не сломаешь, а прутья по одному все переломаешь; когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…). Эти слова тоже стали пословицами.

-Чем же сильна наша Родина? (ответы детей; на плакате учитель заменяет слово «Чем» словом «Единством»).

-Верно, «Россия единством сильна». Так было всегда и так будет всегда.

Вспомните слова Гимна России. Какие строки Гимна говорят о правильности сделанного нами вывода?

 

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

 

6. Рефлексия.

-Теперь, я уверена, вы сможете ответить, почему новый российский праздник назвали «День народного единства» и почему его будут ежегодно отмечать 4 ноября? (ответы детей)

-«Дружба, единство» - какие замечательные слова! В нашем родном русском языке ещё очень много слов, которые близки им по духу.

-Вспомните и напишите их на листах бумаги, которые лежат у вас на столах. (мир, Родина, мама, солнце, счастье, детство, цветы, радуга и т.д.).

 -Прикрепите свои листочки к доске (дети прикрепляют листы к доске).

- Это самые добрые, самые светлые слова! Ребята, у нас получился праздничный коллаж.

- Кто может объяснить значение слова «коллаж»? (ответы детей)

- И раз уж наш урок посвящен празднику дружбы и единства, то пусть в классе сейчас тоже будет праздник.

 (звучит фонограмма с записью песни Д.Тухманова «Родина моя»).


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн