Submitted by Ирина Владимировна Бочарова on чт, 31/03/2011 - 19:13
Урок № 26.Плоды и их классификация. Распространение плодов.
ЦЕЛИ:
Ø Сформировать представление о плоде как важном генеративном органе покрытосеменного растения;
Ø Познакомить учащихся с многообразием плодов и семян;
Ø Подвести учащихся к выводу о значении распространении плодов и семян;
Ø Сформировать представление о различных способах распространения семян, возникших в процессе эволюции;
Ø Продолжить формирование умения работать с учебной литературой
Основные понятия: плод; семя; околоплодник; простые и сложные плоды, соплодия; сухие и сочные плоды; односемянные и многосемянные плоды; виды плодов: яблоко, ягода, тыквина, гесперидий (померанец), костянка, многокостянка, зерновка, семянка, орех, желудь, коробочка, боб, стручок; способы распространения плодов и семян: при помощи ветра, воды, животных, человека, саморазбрасывания.
Тип урока: комбинированный.
ЭТАПЫ УРОКА
I.Организационный момент. Проверка знаний
1. Какие органы выделяют у растений? (Вегетативные – стебель, листья, корень и генеративные – цветок и плод)
2. Что такое соцветия? На какие две группы они делятся? (Соцветие – это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. Простые и сложные.)
3. Что такое цветок? (Цветок – это генеративный орган растения, служащий для размножения семенами.)
4. Из чего состоит цветок? ( 1) околоцветника, состоящего из: венчика, образованного лепестками и чашечки, образованной чашелистиками; 2) тычинки, состоящие из пыльника и тычиночной нити; 3) пестика – рыльце, столбик, завязь внутри которой находятся семязачатки.)
II. Изучение нового материала
Сообщение темы урока. (дети записывают в тетрадь)
Слайд № 1.
Целью нашего урока является знакомство с ПЛОДОМ. Основные понятия с которыми мы сегодня познакомимся – плод, семя, околоплодник, сухие и сочные плоды; односемянные и многосемянные плоды; виды плодов: яблоко, ягода, тыквина, гесперидий (померанец), костянка, многокостянка, зерновка, семянка, орех, желудь, коробочка, боб, стручок ( На доске прикреплены таблички с основными понятиями).
1. Беседа учителя с учащимися.
Плод является генеративным органом цветкового растения.
Какое условие необходимо для образования плода? (Чтобы произошло опыление и оплодотворение цветка).
Образуется чаще всего из завязей пестика. Из семязачатков образуются семена, а из стенок завязи – околоплодник.
Слайд № 2 Образование плода
Слайд № 3 Строение плода.
Какова основная функция плода? (В нем происходит образование и созревание семян. Защита семян).
Мы уже с вами знаем, что все покрытосеменные растения образуют плоды. И на слайде видим что у всех есть семена и околоплодник. Но по особенностям строения плоды классифицируются на различные группы. Ученые предложили классифицировать плоды по следующим особенностям:
Слайд № 4 Классификация плодов
Глядя на плоды на слайдах, скажите на какие группы можно поделить плоды по количеству семян? (Односемянные и многосемянные).
Слайд № 5 Односемянные и многосемянные плоды.
По характеру околоплодника, т.е. по количеству воды в нём плоды делятся на сухие и сочные.
Слайд № 6 Сухие и сочные плоды.
А подумайте и ответьте на такой вопрос: клубнику и землянику садовую вы к каким плодам отнесёте: сочным или сухим? (Дети отвечают). Обычно у сочных плодов бывает сочным околоплодник, а у клубники и земляники семена расположены на сочном разросшемся цветоложе.
Если в цветке один пестик, то сколько плодов сможет образоваться? Один.
А если несколько пестиков? Несколько, по количеству пестиков.
А как вы назовёте такие плоды? Простые и сложные. (примеры)
Слайд № 7 Простые, сложные плоды и соплодия.
Соплодие образуется из целого соцветия в результате срастания нескольких плодов и они превращаются в единое целое. Примеры: ананас, инжир, шелковица, ольха.
2. Самостоятельная работа учащихся с элементами параграфа § 30.
Пользуясь материалом учебника с. 132 – 135, заполнить предложенную таблицу.
Смотри приложение № 1.
Физкультминутка
Лимон имеет сочный односемянный плод. (присели)
Груша – это сочный многосемянный плод. (потянулись вверх)
Грецкий орех относится к односемянным сочным плодам. (присели)
Огурец образует плод ягоды. (присели)
Примером плода тыквина является арбуз. (потянулись вверх)
Фасоль образует плод – боб. (потянулись вверх)
3. Рассказ учителя с элементами беседы.
Такое разнообразие во внешнем строении плодов связано с формированием в процессе эволюции различных приспособлений к распространению семян.
Очень редко случается так, что семена прорастают на материнском растении (растения манговых зарослей). Большинство семян распространяются на значительные расстояния. Как вы думаете, какой в этом биологический смысл? Это позволяет растениям распространяться на далекие расстояния и заселять новые территории.
Известно несколько способов распространения семян:
1. Саморазбрасыванием. Этот способ характерен для таких растений как: недотрога, бешеный огурец, акация, горох, фасоль.
Видеофрагмент № 1. Недотрога
Видеофрагмент № 2 Бешеный огурец
2. Ветром. Семена для этого способа должны обладать маленьким весом и иметь специальные приспособления. Малый вес имеют такие семена, как: орхидей, грушанки. Одуванчик, ива, тополь, иван-чай – имеют различные выросты в виде хохолков или волосков. А какие приспособления у клёна, ясеня, березы? Выросты в виде крылышек.
3. Водой. Как вы думаете для каких растений характерен данный вид распространения? Для водных или околоводных растений. Осока, ольха, кокосовая пальма.
4. Животными, человеком. В процессе эволюции многие растения выработали особые приспособления к этому типу распространения. Какие приспособления встречаются у растений для распространения при помощи животных? Лопух, череда. Они имеют особые выросты в виде крючков, шипиков, липучек, которые прикрепляются к шерсти животных, одежде человека и переносятся на далекие расстояния.
Сочные плоды имеют яркую окраску и тем самым привлекают внимания птиц. Они поедают их и переносят далеко от материнского растения.
III. Закрепление изученного материала
Используя ключевые слова нашего с вами урока, найдите что лишнее изображено на картинке и объясните почему вы так считаете. В тетрадочке запишите номер плода который лишний.
Проверяем какое число у вас получилось 3 3 1 1 2.
IV. Домашнее задание
Изучить § 30, 31 ответить на вопросы стр. 136. Обратите внимание на вопрос № 3, 5 - прочитать. Приведите три примера сочных и сухих плодов. Найдите в дополнительной литературе сведения о том, как называется плод граната и плод шиповника.
V. Подведение итогов урока
Рефлексия. Выберите по одному предложению из каждой колонки и поясните почему.