ИДЕЯ: облечь камень и кирпич в некий образ, значит создать произведение искусства
– Что такое «золотое сечение»? (это геометрическая пропорция, в которой одна часть относится к другой так, как всё целое – к первой части).
– Где применяется это правило? (в архитектуре)
– Что такое «архитектура»? (строительство зданий)
– Архитектура – это вид искусства?
– Значит, архитектурные творения – это произведения искусства?
Жилой район
– Давайте посмотрим на наш родной Челябинск. Эти здания можно назвать произведениями искусства? (Нет).
– Вот оно, противоречие, которое вызывает проблему. Сформулируйте проблему сегодняшнего урока.
ПРОБЛЕМА: Когда архитектурное творение становится произведением искусства? Что значит создать архитектурное произведение?
– Цель: дать определение понятию «архитектура».
Каждый из вас в конце урока, на основе приобретенного опыта восприятия архитектурных произведений, даст собственное определение архитектуры.
Оперный театр
– Вам знакомо это здание города Челябинска, что это? (оперный театр)
– Своими очертаниями, колоннами оно вам напоминает какое-либо древнее архитектурное сооружение? (Парфенон)
Парфенон
– Знаменитый храм Парфенон, посвященный деве-Афине, богине-покровительнице Афин.
– Где он находится? (в Греции, на Акрополе)
Акрополь
– Что такое Акрополь? (возвышенность, холм). Афинский Акрополь возвышается над уровнем моря на 150 м.
– Назовите известные вам храмы Акрополя (Парфенон, Эрехтейон, храм Ники Бескрылой).
– Почему греки изобразили её без крыльев? (чтобы победа никогда не покидала Афин)
Эрехтейон
– Чем интересен этот храм? (вместо колонн женские фигуры – кариатиды)
Парфенон
– Ещё раз посмотрите на этот храм. Это просто камень или это – образ?
–Какой характер у этого образа? (спокойный, мягкий, уравновешенный, лёгкий, гармоничный).
Линии Парфенона
– Чтобы создать впечатление безупречной стройности и гармонии, архитекторы сделали все линии этого храма слегка выпуклыми. Если бы эти линии были абсолютно прямыми, то мы бы видели их вогнутыми.
Акрополь (Парфенон)
– Что характерно для античной архитектуры? (наличие колонн, простота, ясность конструкции, безупречная выверенность всех пропорций, линий).
Ордерная система
В основе античной архитектуры ордерная система (ордер – порядок): дорический, ионический, коринфский
Дорический – строгая колонна; Ионический– с завитками-волютами;Коринфский – с целой корзиной трав и цветов.
– Как вы думаете, отчего произошли названия ордеров? (от названия греческих местностей).
Ордеры
– В эпоху Возрождения были найдены и прочитаны «10 книг об архитектуре» Витрувия. Как вы думаете, каким образом архитекторы эпохи Возрождения использовали то, что узнали из этих книг? (стали строить по античным образцам).
– И этот стиль, основанный на античных правилах получил название классицизм (Сlassicus– образцовый).
Париж – Пантеон
– Что характерно для классицизма? (колонны, портики)
Париж – храм Мадлен (монументальность)
Михайловский дворец(симметрия)
Петергофский дворец(скупость декора)
Храм в Литве(компактность)
Публичная библиотека– ордер? (ионический)
Театр ЧТЗ– ордер? (коринфский)
Концертный зал им. С.Прокофьева– ордер? (ионический)
Париж– храм Мадлен
– Это просто камень или это образ?
– Чем покоряет нас этот образ? (величием, благородством, спокойствием, строгостью, мощью).
Храм Покрова на Нерли (Владимир) (1820)
– Конструкция православного храма имеет византийские истоки, поэтому этот стиль называют, византийско-русский, или просто русский стиль.
– Что характерно для этого стиля? (наличие купола)
– Крестово-купольная система.
Церковь Вознесения в Кижах – деревянные купола
Церковь –позолоченные купола
Церковь
– Это просто камень и кирпич, или это образ?
– Дайте название этому образу («Радость», «Праздник», «Душа», «Благодать», «Вечный свет»).
Свято-Троицкий храм (1909-1914) по проекту местного архитектора Сараева. Этому храму невероятно повезло в 30-е годы, когда большинство храмов было взорвано. С него сняли купола и внутри разместили краеведческий музей.
Храм «Утоли моя печали» (в Ленинском районе)
Симеоновский храм (кафедральный собор)
Храм Георгия Победоносца
Органный зал(1907-1910)
– Мы знаем это здание как Органный зал, но строился он как Церковь А.Невского, по проекту известного русского зодчего Померанцева (торговые ряды на Красной площади – ГУМ). Крестообразное в плане здание, увенчанное 13 главами с крестами.
– Это православный храм? А почему в нём орган?
– В каком храме мы можем встретить орган? (в готическом соборе).
– Как вы думаете, в Челябинске можно встретить готический стиль?
Католический костёл
– Так он выглядел до 1932 года (на проспекте Ленина), в 1932 году собор был взорван.
Собор Парижской Богоматери
– Что такое «готика» (стиль стрельчатых арок).
– Что характерно для готики? (устремленность ввысь, вытянутые к небу бесконечные стрелы башен, башенок и арок).
– Какую форму имел готический собор? (форму креста)
В основе конструкции каркасная система – это система несущих арок, реберных перекрытий, которые рождают впечатление полной невесомости свода.
Контрфорсы
– Средневековые зодчие применили закон параллелограмма сил, перенесли со стены силу тяжести за её пределы (на контрфорсы).
– От чего человек, попавший в готический храм, получает самое сильное впечатление? (от витражей).
Витражи
– Витражи придавали готическому храму особую одухотворенность благодаря магическому звучанию цветного стекла.
Английская готика, немецкая, итальянская готика
Миланский собор
– Самый большой из всех готических соборов (14-19 века) – рассчитан на 40 тысяч человек. Чрезмерная пышность, ажурность, прозрачность, рассчитанная на вечность.
– Это просто камень, или это образ?
– Какое состояние способен вызвать этот образ у человека? (состояние одухотворенности, восторга, восхищения).
Собор св. семейства (1883-1926), Барселона.
– А это можно назвать готикой? (трансформированная готика, переливающаяся через край гениальная творческая индивидуальность Антонио Гауди).
– Этому великому творению Гауди посвятил более 40 лет. Последние годы просто жил на стройке. Это уникальное творение будет завершено тогда, когда закончится строительство 12-ти 100-метровых башен-колоколен, посвящённых 12 апостолам.
Собор св. семейства
– Это просто камень или это образ? Какой это образ? (причудливый, нереальный, фантастический, образ сна, живой природы)
Своды
– Лес сводов – образ зачарованного мира.
Рождественский фасад
– Самое прекрасное сооружение храма – Рождественский фасад(основное изображение), его окружают три портала, символизирующие три христианские добродетели: Надежду, Веру и милосердие.
– Обратите внимание, в его внешнем и внутреннем оформлении – почти полностью отсутствуют прямые линии. Где такое возможно? (в природе)
– Сама манера творчества Гауди была заимствована у природы. Он назовёт её «органической конструкцией». А сам стиль, в котором работал художник, носит название модерн, стильрубежа 19-20 веков.
Ворота
– Какая линия характерна для модерна? (плавная, текучая линия)
Интерьер
– Стала цениться творческая фантазия зодчего, его умение создать небывалые сочетания, оригинальные композиции.
Колонны
– Фантастический стиль, новый взгляд на мир
Параболическая арка– изобретение Гаули
Храм– вот оно, подражание природе
Декор потолка– использование растительных мотивов.
Оформление стен– обилие декоративных элементов.
Парк Гуэль
– Городской сад Барселоны (1900-1914).Эусебио Гуэль, богатый промышленник, был покровителем и меценатом Гауди.
Дом смотрителя– отсутствие прямых углов.
Бесконечная скамейка
Витраж
– Как вы считаете, архитектура в стиле «модерн» может встретиться на улицах Челябинска?
Магазин Валеева по улице Уфимской (1911г., арх неизвестен)
Элементы классики: фасад симметричен, украшен ордером, пышной декоративной лепниной.
Элементы модерна:причудливые линии, декоративная решетка, украшающая парапет, получившая название «взбесившиеся макароны», разнообразные лепные детали – от линейных форм, окружностей, растительных гирлянд до стилизованных женских головок (столь популярный мотив в модерне).
Корпус торговых рядов, примыкающий слева к магазину Валеева, который занимали кондитерская Герпст и посудо-ламповый магазин Авдеева (1908-1910) – пластичное решение углового здания – вьющиеся, струящиеся линии.
Особняк Данцигера (неизв. арх.), 1910 – при всем смешении разнородных деталей модерн преобладает. Характерные особенности модерна: асимметрия, окна различных размеров и очертаний с типичными для модерна линиями.
Торговый дом Братьев Яушевых(1912-13 по проекту арх. Федорова), рациональный модерн – из фасада изгнаны декоративные элементы.
Классицистические элементы: полуколонны, консоли в виде окантов, венки на столбах, симметрия фасада.
– Но характерную для модерна новизну придают большие остекленные плоскости окон-эркеров, чередующиеся гладкими простенками, облицованными керамической плиткой (бетон, стекло и керамика).
– Но в последнее время в нашем городе всё больше появляются современные здания в стиле (нео)конструктивизма.
Синегорье – идея пирамиды позаимствована у Лувра.
Луврская пирамида
– Что можно сказать об этом стиле? (прямые линии, сплошная геометрия: кубы, пирамиды, параллелепипеды). Как будто архитектор собирает дома из деталей гигантского конструктора. Это конструктивизм – геометрия чистых форм.
Краеведческий музей
И за этим архитектурное будущее нашего города? Вас все устраивает, вы будете чувствовать себя счастливыми среди таких однообразных, холодных, математических конструкций?
– Чего не хватает современной архитектуре? (разнообразия, выразительности).
– Архитектуре нашего города не хватает иллюзии нового века, неожиданных форм, противоречащих привычным представлениям. Я так мечтаю, чтобы в нашем городе появилось такое здание, глядя на которое я бы по-настоящему испытала духовное наслаждение, восторг, восхищение его линиями, объёмами, формой, его образом, способным разбудить воображение, заставить по-новому взглянуть на мир и на себя в этом мире.
– Отчего зависит, появятся ли такие здания в нашем городе? (от архитекторов).
– Не только от сегодняшних архитекторов, но и от будущих архитекторов, которые только учатся этому искусству. На мой взгляд, будущие архитекторы должны обладать невероятной творческой фантазией, которая позволяет находить новое применение уже известным формам.
Драматический театр
– Вам знакомо это здание? Стиль – неоконструктивизм. А вы могли бы представить его совершенно в другом стиле, например, в готическом? Чтобы вы для этого сделали?
Проект А.Гусенкова (будущего архитектора)
В своем архитектурном рисунке, который на конкурсе получил 1 место, он вытянул 2 башни, поместил между ними «готическую розу», посадил химер; от основной стены в форме круга протянул аркбутаны и соединил их с контрфорсами; рядом с театром поставил готические скамеечки; и даже соседние здания, где находятся театральные кассы, оформил в стиле готики.
– Я думаю, этого начинающего архитектора ждет большое будущее, когда-нибудь он станет столь же знаменитым как Антонио Гауди.
ИТОГ:
– Какие архитектурные стили мы встретили на улицах Челябинска? (классицизм, русский стиль, готика, модерн, конструктивизм).
– Прежде чем вы дадите своё определение архитектуры как вида искусства, посмотрим ещё раз на гениальные творения архитекторов всего мира. Гёте сказал: «Архитектура – это застывшая музыка». Быть может, сама музыка подскажет вам, что значит, создать архитектурное произведение?
Слайд-фильм(в отдельном файле)
– Что такое архитектура? Что значит, создать архитектурное произведение? (ответы учащихся)
Действительно, создать архитектурное произведение – значит облечь камень и кирпич в некий образ, имеющий свой характер; отражающий мировосприятие творца посредством линий, форм, объема и пропорций; и вызывающий определенные чувства, состояние у предстоящего перед этим творением человека. Только такой живой образ способен стать весомой страницей в летописи истории культуры.
– Как вы считаете, подлинный архитектор – это только инженер и строитель? (не только инженер, строитель, но и художник, поэт, психолог и даже врач).
– И в заключение, архитектурный облик Челябинска зависит не только от нынешних и будущих архитекторов, но и от нас с вами, от его жителей, неравнодушных к своему городу. Если мы забросаем администрацию письмами с критикой и пожеланиями, если мы постоянно будем поднимать этот вопрос в средствах массовой информации, то я думаю, когда-нибудь, облик города Челябинска станет не менее прекрасным, чем облик… Парижа.
– Обратимся к нашей теме: «Золотое сечение».
О «золотом сечении» знали ещё в Древнем Египте и Вавилоне. Великий Пифагор создал тайную школу, где изучалась мистическая суть «золотого сечения». Эвклид применил его, создавая свою геометрию, Фидий – свои бессмертные скульптуры. Платон утверждал, что Вселенная устроена согласно «золотому сечению».
Высшую гармонию «золотого сечения» проповедовали Л.да Винчи и Микеланджело, утверждая, что красота и «золотое сечение» – это одно и то же. А христианские мистики рисовали пентограммы «золотого сечения», спасаясь от Дьявола.
Вы непременно увидите эту пропорцию и в изгибах морских раковин, и в форме цветов, и в красивом человеческом теле. Все живое и все красивое подчиняется божественному закону, имя которому – «золотое сечение».
При этом ученые никак не могут найти его точного значения: бесконечный ряд после запятой – 1, 6180339887…
«Золотое сечение» – это не просто математическая пропорция, это гармоническая пропорция, это идеальное, божественное сочетание, и в этом – его подлинная загадка и великая тайна. «Золотое сечение» – это модель мира.