Формирование двигательных навыков, развитие артикуляторного аппарата на логоритмических занятиях
Submitted by Светлана Гусева on чт, 31/03/2011 - 13:51
p { margin-bottom: 0.21cm; }
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение центр развития ребёнка
детский сад № 370
Формирование двигательных навыков,
развитие артикуляторного аппарата на логоритмических занятиях
Составил:
муз. руководитель
высшей категории
Гусева С. В.
г. Челябинск
Одной из форм взаимодействия музыкального руководителя и учителя логопеда являются логоритмические занятия.
Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитой человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремление к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты. Целостность, гармония человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма, гармонии самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе» лениться.
Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства. И для этого в настоящее время есть различные пути и возможности.
В последние годы становится очень актуальным проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Цель нашей работы - помощь детям с нарушениями речи, которую можно оказать в условиях нашего детского сада.
В своей работе мы опираемся на данные научных исследований и практические разработки медицинских и педагогических работников.
В своей коррекционной работе мы используем здоровьесберегающие технологии. Например, кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк (кинезотерапия – «терапия (лечение) движением). Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Такие упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. В своей работе применяем такие упражнения, как «Колечко», «Кулак – ребро – кулак», «Ухо – нос» и т.д.
Современной наукой доказана филогинетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Непринужденность, приобретаемая детьми при выполнении ритмических движений, положительно влияет и на двигательные свойства речевых органов.
Обучение правильному звукопроизношению – это ведущее направление развития речи детей. Одним из видов речевой работы является логоритмика. Она помогает соединить речь с движением, способствует развитию чувства ритма, нормализации и регулированию темпа высказывания.
На логоритмичеких занятиях большое значение имеет музыка. О влиянии музыки на душевное и физическое состояние человека было известно еще в античности. Ученые Древней Греции, такие как Пифагор, Аристотель, Платон и др., обращали внимание современников на целительные возможности музыки, которая, по их мнению, устанавливала пропорциональный порядок и гармонию в человеческом теле. Положительные эмоции, вызываемые музыкой повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают обмен веществ. Звучание приятных мелодий способствует возникновению положительного эмоционального возбуждения, что в свою очередь усиливает внимание и тонизирует ЦНС.
Швейцарский педагог, композитор и общественный деятель Эмиль Жак-Далькроз доказал возможность переведения музыкального ритма в пластические движения человеческого тела, так как ритм музыки тесно связан с моторикой, мышечной реактивностью человека.
В 30-е годы двадцатого века лечебная ритмика нашла применение и в коррекционных учреждениях. В системе ритмического воздействия на людей с речевой патологией ведущее место занимает слово, поэтому в практике появилось особое направление коррекционной работы – логопедическая ритмика. Это одна из формкинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Для детей, имеющих нарушение речи, наиболее важны тренировка с помощью музыкальной ритмики наблюдательности, развитие чувства ритма и темпа, мыслительных способностей, фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки, развития общей, тонкой и артикуляционной моторики.
Логоритмика –это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекцонных, образовательных и оздоровительных задач.
Педагогические принципы логоритмической работы в ДОУ.
Принцип опережающего подхода, заключающийся в раннем выявлении детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии и разработки необходимого коррекционного обучения.
Принцип развивающего обучения, означающий, что обучение должно вести за собой развитие ребенка.
Принцип систематичности, предусматривающий планомерность, непрерывность и регулярность коррекционного процесса.
Принцип полифункционального подхода, предполагающий
одновременное решение нескольких коррекционных задач на одном
построение логоритмического занятия в зависимости от речевого
дефекта.
Принцип постепенного усложнения материала, предусматривающий постепенный переход от более простых заданий к более сложным по мере овладения и закрепления формирующих навыков.
Принцип наглядности, означающий тесную взаимосвязь всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Принцип доступности, учитывающий возрастные и физиологические особенности детей и характер речевых нарушений.
Принцип сознательности и активности детей, заключающийся в том, что педагог должен использовать в работе приемы активизации познавательных способностей детей.
Принцип успешности, подразумевающий то, что ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
Занятия логоритмикой рекомендуются для работы с детьми всех возрастных групп детского сада. Их проводить могут музыкальный руководитель, воспитатель или логопед.
Особенности занятий логоритмикой
Логоритмические занятия ведутся с первой младшей группы, что дает возможность для раннего выявления и коррекции нарушения речи.
Занятия отличаются вариативностью. Педагог может заменить какую-либо часть занятия, включить в него чистоговорки или упражнения артикуляционной гимнастики, соответствующие дефекту речи детей. Так, в песенный репертуар можно включать знакомые песни, возможно изменение игрового материала, использование знакомых стихотворение и т.п.
Логоритмические занятия не регламентированы строго по времени. При проведении занятия мы учитываем самочувствие детей, их эмоциональное состояние. При необходимости занятие можно сократить.
В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели – формированию правильного звукопроизношения.
Важнейшую роль в занятиииграет музыка как интегральная основа всего курса. С помощью музыки проводится развивающий дозированный эмоциональный тренинг, который приводит к улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка.
Особое внимание уделяется на занятиях развитию чувства ритма с помощью пластики, звучащих жестов, речевых игр, использования ритмосхем, игры на детских музыкальных инструментах под мело- и ритмодекламацию.
Основные направления на логоритмических занятиях:
- Развитие сенсорных и моторных функций.
- Формирование основы артикуляционных движений.
- Развитие мимической мускулатуры.
- Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, памяти, восприятия, ориентировки в пространстве).
- Развитие эмоционально волевой сферы и игровой деятельности.
- Формирование черт гармоничной личности (дружбы, уважения, доброты, самокритичности и др.).
Структура логоритмических занятий
Вводные упражнения на тренировку основных видов движений, ориентацию в пространстве, регуляцию мышечного тонуса.
Упражнения, воспитывающие «чувство музыкального ритма».
Пальчиковые игры.
Упражнения, развивающие слуховое и речеслуховое восприятие, дыхательные упражнения, пение.
Игра на музыкальных инструментах.
Речедвигательные упражнения.
Танец и мимические упражнения.
Подвижные или коммуникативные игры.
Все специалисты нашего ДОУ работают в рамках одной лексической темы. Такой тематический подход является основой перспективного и календарного планирования. Это обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.
В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя – логопеда и музыкального руководителя дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем. Языковые средства отбираются учётом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей. При этом принимаются во внимание зоны актуального и ближайшего развития ребёнка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие.
Музыкальный руководитель планирует свои занятия в соответствии с рекомендациями, полученными от учителя – логопеда.
При планировании музыкальных занятий реализуются следующие задачи по развитию речи:
- уточнение, обогащение, активизация словаря по лексическим темам;
- развивать чёткие, координированные движения органов артикуляционного аппарата в музыкальных играх и упражнениях;
- развивать звукоподражательную деятельность детей в игровых упражнениях;
- формировать произвольность и дифференцированность движений мимических мышц лица;
- развивать мелкую моторику, используя пальчиковые игры по лексическим темам;
- развивать просодическую сторону речи:
формировать правильное речевое дыхание;
воспитывать умеренный темп речи;
формировать навык мягкого голосоведения при произнесении
гласных и их слияний
развивать интонационную выразительность речи
- развивать слуховое внимание и восприятие (учиться различать звучание музыкальных инструментов)
- формировать зрительно – двигательную координацию в процессе выполнения танцевальных движений;
- развивать чувство ритма (учить прохлопывать простой ритм)
Музыкальный руководитель с учётом задач логопеда также решает свои задачи.
Задачи музыкального воспитания
Формировать навыки культуры слушания музыки, учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые мелодии.
Развивать способность различать звуки по высоте.
Обучать детей выразительному пению.
Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами.
Учить петь с инструментальным сопровождением и без него.
Формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Совершенствовать танцевальные движения.
Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений, используя мимику и пантомиму.
Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на музыкальных инструментах.
Таким образом, работа, проводимая на таких занятиях, позволяет детям не только овладеть элементарными ритмическими структурами, но и на их основе создать предпосылки для усвоения фонетической стороны речи (ритмической структуры слов, словесного и логического ударения), совершенствовать пространственно-временную организацию речи двигательного акта. Также у детей развивается творческое воображение и целостное восприятие, возрастают показатели двигательной памяти.
Логоритмическое занятие
на тему: «Прогулка в осенний лес»
(октябрь)
Разделы
Задачи музыкального развития
Задачи по развитию речи
1. Упражнение «Паровозик»
- формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, выполнять простейшие перестроения;
- развитие координации речи и движения: дробный шаг;
На: Формирование двигательных навыков, развитие артикуляторного
Светлана Викторовна, спасибо за публикацию. С удовольствием воспользуюсь Вашим опытом в своей работе. Удачи Вам и новых творческих находок.