Submitted by Ольга Владимировна Александрова on Wed, 30/03/2011 - 00:35
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Искусство говорить – это искусство свободного мышления, философского отношения к слову. Зародить в детских сердцах любовь к звучащему слову – это сверхзадача, поэтому на начальной стадии обучения все усилия необходимо направить на создание атмосферы, в которой детям захочется писать, читать, рисовать, говорить, думать. Какой “вклад” должен внести учитель начальных классов? От успешности развития речи зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников. АКТУАЛЬНОСТЬ Кружок “Культура речи” необходим в начальной школе, так как слово, особенно ритмованное и рифмованное, поддерживает, формирует, гармонизирует маленького человека. Если ученик или ученица плохо владеют этим орудием, то для них гораздо труднее учиться. Вот поэтому такой кружок актуален в начальной школе. ЦЕЛЬ: повышение уровня речевой культуры учащихся. ЗАДАЧИ: -обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; -развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений; -развитие у детей эмоциональной выразительной речи и артистических данных; -расширение кругозора детей, развитие их мышления, памяти и творческого воображения; -организация активной речевой деятельности учеников, в которой они постоянно будут осмысливать свою речевую практику, получать и применять новые знания. СПОСОБЫ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ НА КРУЖКЕ. Способы усвоения знаний на кружке преимущественно творческие, исследовательские. Новые знания ученик получает сам, в процессе наблюдений за речью, что, в свою очередь, формирует у ребенка умение анализировать, сравнивать, делать выводы и способствует развитию его мышления. Упражнения курса – это познавательные вопросы, задачки поискового и творческого характера, направленные на формирование и совершенствование мыслительной и речевой деятельности учащихся, а также практические упражнения, такие как инсценировки пьес, выразительное чтение стихотворений. Моя роль заключается в управлении познавательной речевой деятельности ребенка, в организации совместного поиска и решения познавательных задач. ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ. Курс рассчитан на 4 года по 1 часу в неделю. Я работаю по трем основным направлениям: 1)РЕЧЬ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ. Цель: Объяснить детям значение речи в современном мире: речь является средством общения, обмена чувствами и мыслями, познания мира, воздействия на эмоциональное и духовное состояние человека. 2) ТЕКСТ. Цель: Научить детей выражать связно свои мысли не только устно, но и на письме, дать основные понятия о речевых произведениях . 3)КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ. Цель: сформировать личность человека, способного в общении адекватно воспринимать информацию, осмысливать ее, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других, развить театральные способности детей. Таким образом, кружок “Культура речи” помогает развивать речь ребенка, почувствовать ему, что он талантливая и творческая личность. Созданная атмосфера доброжелательности делает ребенка более открытым, раскрепощенным. Ведение кружка в начальной школе позволяет успешно реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению языку и способствует эффективному развитию речи учащихся. Занятия распределены следующим образом: 1 К Л А С С (34 часа) 1. Речь 1.1. Речь – средство познания мира. – 1ч. 1.2. Речь – средство общения. – 1ч. 1.3. Речь – способ воздействия на эмоциональное и духовное состояние человека. – 2ч. 1.4. Речь – средство обмена чувствами и мыслями. – 2ч. 1.5. Речь – средство планирования собственной деятельности, ее анализа.- 1ч. 1.6. Культура общения. – 2ч. 2. Слово 2.1. Функции слова. – 1ч. 2.2. Язык как развивающаяся система. – 1ч. 2.3. Загадки. Информация в слове. – 2ч. 2.4. Лексическая сочетаемость слов. Фразеологизмы. – 1ч. 3. Значение слова 3.1. Прямое и переносное значения слова. – 1ч. 3.2. Многозначные слова и омонимы. – 1ч. 3.3. Синонимы. – 1ч. 3.4. Антонимы. – 1ч. 4. Предложение 4.1. Что такое предложение. – 1ч. 4.2. Интонация. Логическое ударение. – 2ч. 5. Текст 5.1. Что такое текст. – 1ч. 5.2. Типы текстов. – 2ч. 5.3. Стихи и проза. – 2ч. 6. Стихи 6.1. Что такое стихи? Рифма. Ритм. – 2ч. 6.2. Как понять смысл стихотворения. – 1ч. 6.3. Средства художественной выразительности. – 2ч. 6.4.Мы умеем выразительно читать стихотворения. – 2ч. 6.5. Проведение конкурса чтецов в классе. – 1ч. 2 КЛАСС (34 часа) 1. Речь 1.1. Стили речи. – 1ч. 1.2. Книжный стиль. Научный стиль. Деловой стиль. Поэтический стиль. – 2ч. 2. Способы работы с текстом 2.1. Тема текста – 1ч. 2.2. Опорные слова в тексте – 2ч. 2.3. Заглавие текста – 1ч. 2.4. Основная мысль текста – 1ч. 2.5. План текста – 1ч. 2.6. Обучающее сочинение-повествование – 1ч. 3. Художественные произведения. Стихи и проза 3.1. Стихи. Особенности построения стихотворения. Виды стихотворных произведений. – 2ч. 3.2. Особенности построения прозаического произведения. Сравнение прозаического произведения со стихотворным. Жанры прозаических произведений. – 2ч. 4. Театральная деятельность 4.1. Какую речь приятно слушать? Дыхание, голос, дикция. – 2ч. 4.2. Скороговорки – 1ч. 4.3. Построение диалога на заданную тему – 1ч. 4.4. Мимика и жесты – 2ч. 4.5. Ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения – 3ч. 4.6. Интонация, выражение чувств – 2ч. 4.7. Импровизация – 2ч. 4.8 Практика постановки инсценировок. – 7ч. 3 КЛАСС (34 часа) 1. Речь 1.1. Текст как результат речевого действия. Типы текстов, зависимость типа текста от цели говорящего. – 2ч. 1.2. Речь письменная и устная. – 2ч. 1.3. Типы речи. Описание. – 1ч. 1.4.Типы речи. Повествование. – 1ч. 1.5.Типы речи. Рассуждение. – 1ч. 2. Анализ художественного произведения 2.1. Автор художественного произведения . – 1ч. 2.2. Герой художественного произведения. – 1ч. 2.3. Природа в произведениях. – 1ч. 2.4. Речь героев. – 1ч. 2.5. Собственное отношение к произведению. – 1ч. 3. Публицистическая деятельность 3.1. Публицистический стиль. – 1ч. 3.2. Практика выпуска классной учебной газеты. – 4ч. 4. Основы учебно-исследовательской деятельности Доклад. Его назначение, построение.- 2ч. 5. Речь – средство организации досуга 5.1. Практика речевых игр – 3ч. 5.2. Постановки спектаклей. – 8ч. 5.3. Написание сочинений, статей. – 4ч. 4 КЛАСС (34 часа) 1. Речь, стиль, текст 1.1. Речь как средство воздействия на другого человека. – 1ч. 1.2. Понятие риторики. Наука или искусство риторики. – 2ч. 2.Изобразительно-выразительные средства языка. 2.1. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные – 1ч. 2.2. Метафора – 1ч. 2.2. Олицетворение – 1ч. 3. Текст публичного выступления 3.1. Практическая проба выступления: определение цели, темы, содержания, средств и поведения при выступлении. Анализ первой пробы. Работа над ошибками. – 3ч. 3.2. Работа над логичностью выступления. – 2ч. 2.3. Культура речи. – 2ч. 2.4. Техника речи. – 3ч. 4. Конкурс ораторского мастерства – 3ч. 5. Этика и этикет. 5.1 Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. – 2ч. 5.2 Нормы общения и поведения (на улице, в транспорте, в магазине и т.п.) – 1ч. 5.3 Память человека, семьи, народа. – 2ч. 6. Театральная деятельность. 6.1 Составление детьми собственных постановок – 5ч. 6.2. Инсценировка постановок – 5ч. ЛИТЕРАТУРА 1. Абалкин Н. Рассказы о театре. - М.,2001 2. Арямова О.С., Мали Л.Д., Климова С.А. Речевое развитие младших школьников.- Пенза, 1999. 3. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. 4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М.: Просвещение, 2000. 5. Гурков А.Н. Школьный театр: классные шоу-программы. - Ростов-на-Дону, 2005 6. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. - М.: Флинта: Наука, 1998. 7. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: Теория и практика обучения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2006. 8. Когородский З.Я. Ваш театр. - М., 2004. 9. Крючков Л.Ю. Речь - канал развития интеллекта// Начальная школа, 2002. 10. Мурашов А.А. Культура речи: Учебное пособие.- М.: Издательство МПСИ, 2006. 11. Максимов В.И. Русский язык и культура речи: Учебник.- М.: Гардарики,2002. 12. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра: воспоминания, статьи, заметки, письма. - М., 2003 13. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия развития, 2002. 14. Песняева Н.А. Развитие речевой деятельности младшего школьника в учебном диалоге // Начальная школа, 2004. 15. Петерсон. Л., Коннор Д.О. Дети на сцене: как помочь молодому таланту найти себя. - Ростов-на-Дону, 2007 16. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов.- Самара. Издательство “Сам Вен”, 1999 г. 17. Рудкова С.Г. Культура речи// Начальная школа, 2001. 18. Шильгави В.П. Начнем с игры: для руководителей детских коллективов театральной самодеятельности. - М., 2005 19. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1999 20. Юртаев С.В. Типы уроков развития речи.// Начальная школа, 2005.