1. Спаренный урок (1 час 30 минут) – при условии полного просмотра фильма «Территория безопасности».
2. Классический урок (45 минут) – при условии частичного просмотра фильма или самостоятельного (в домашних условиях).
В основе лежат принцип гуманитаризации и личностно-деятельностный подход. В данном случае происходит интеграция гуманитарных знаний в рамках проблемы наркомании, теоретических знаний о структуре сайта и практических умений использования интернет-сайта.
Урок проводят учителя предметов «Моя Карелия» и «Информатика».
Целевая аудитория: ученики 8 класса.
ТСО: кабинет информатики с ПК, выход в Интернет, мультимедийный проектор, экран, мини-презентация урока, созданная в PowerPoint.
Цель урока: формирование у школьников знаний о проблеме наркомании в РФ, а также представления о работе с сайтом ФСКН России с целью его дальнейшего самостоятельного использования и популяризации среди родственников.
Цель для учеников: изучение особенностей работы с официальным сайтом ФСКН России и реализация интернет-урока «Имею право знать» для обеспечения информирования школьников в рамках проблемы наркомании.
Задачи.
Ученики должны знать (при условии наличия сформированных на предыдущем уроке знаний о проблеме наркомании в РФ: основные определения, виды наркотиков и их влияние на организм человека, тенденции развития наркомании в РК):
суть работы ФСКН России;
руководителей ФСКН РФ и РК;
телефоны доверия органов наркоконтроля РК;
организации, работающие в сфере профилактики в РК;
суть работы и структуру изучаемого сайта.
2. Ученики должны уметь:
отказываться от предложения принимать наркотики;
выходить на данный сайт самостоятельно;
самостоятельно работать с интернет-сайтом, его разделами;
совершать поиск необходимой информации на сайте;
находить проблему и пути ее решения морфологическим методом.
Итак, среди задач обучения выделяются связанные с формированием знаний в рамках проблемы наркомании и теории работы с интернет-сайтом. Задачи развития включают развитие информационной (умение самостоятельно работать с информацией (поиск, анализ, обработка и т.д.), ПК, интернетом и т.п.), когнитивной (как применение полученных знаний на опыте), социальной (как овладение способами взаимодействия с людьми в рамках решения общей проблемы, умение выходить из конфликтных ситуаций) ключевых компетенций, компетенции личностного самосовершенствования (развитие способов саморегуляции, самореализации, саморазвития, самоподдержки, самопознания в рамках поставленной проблемы). Задачи воспитания включают нравственное воспитание, формирование ценностных установок, экологическое воспитание, подразумевающее формирование у школьников понимания важности решения существующей проблемы, опасности взаимосвязи наркомании с их собственной жизнью. Воспитание толерантности как чувства терпимости к оступившемуся, желания оказать помощь. Воспитание гражданственности как чувства собственного долга перед государством, стремления помочь разрешению проблемы наркомании.
Ход урока.
Учитель сообщает тему урока, цель и план занятия (школьники записывают в тетрадь тему).
«Здравствуйте ребята, мы уже проходили с вами тему «Наркомания в РК», ознакомились с основными определениями и терминами, особенностями и тенденциями развития наркомании в Карелии. Сегодня нам предстоит познакомиться и научиться работать с сайтом, на котором вы сможете найти любую информацию, посвященную развитию наркомании в РФ. Итак, запишите тему урока: «О наркомании ИМЕЕМ ПРАВО ЗНАТЬ!».
План урока:
1) раскрыть суть работы ФСКН России;
2) объяснить цель создания изучаемого сайта;
3) раскрыть особенности работы с сайтом;
4) рассмотреть материалы сайта и рубрики «Интернет-урок. Имею права знать» для обеспечения дальнейшей эффективной самостоятельной работы»(слайды презентации 1, 2).
Школьники записывают в тетради название и электронный адрес сайта, с которым им предстоит работать.
Учитель раскрывает значение аббревиатуры «ФСКН России», раскрывает суть работы данной организации.
«ФСКН – Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков. Эта организация занимается обеспечением безопасности населения РФ в рамках проблемы наркомании: обеспечивает контроль за наркотиками; выявляет и наказывает людей, применяющих или распространяющих наркотические средства посредством работы территориальных органов ФСКН России, то есть у ФСКН в каждом субъекте РФ есть свои представители» (слайд презентации 3).
Учитель объясняет цель создания данного сайта (показывает пример работы с сайтом):
«Сайт создан для информирования населения РФ о проблемах наркомании и создании обратной связи. С октября 2010 года функционирует новая версия официального сайта ФСКН России. Главным нововведением сайта является объединение на его технической площадке пяти самостоятельных интернет ресурсов, имеющих собственные доменные имена:
официальные сведения о деятельности ФСКН России;
информация о деятельности Государственного антинаркотического комитета;
ресурс «Родителям и детям»;
раздел «Молодежи»;
блог директора ФСКН России в ЖЖ (Виктор Петрович Иванов с 15 мая 2008 г.).
Все ресурсы представлены в качестве разделов на главной странице сайта, также имеется возможность входа на них через рубрикатор нулевого уровня (в самом верху главной страницы).
Основную часть главной страницы сайта занимают событийный и новостной блоки, последняя информация из которых отображена практически на страницах всех подразделов нижних уровней сайта.
Внизу станицы представлены различные ресурсы, среди них интересны медиагалерея, и рубрика «Внимание розыск», в которой вы можете ознакомиться со списком разыскиваемых преступников, в том числе и в нашем регионе.
Представленная информация в полном объеме соответствует новым требованиями федерального законодательства, а также дополнена различными полезными сведениями, в том числе обзорами российских и зарубежных СМИ, тематических обсуждений в блогах, а также сведениями об общественных организациях и молодежных движениях, активно взаимодействующих с органами наркоконтроля».
Учитель предлагает школьникам посетить рубрику «Интернет-урок. Имею право знать».
«Ребята, вам необходимо выйти на Карту сайта, ссылка на нее находится в самом низу главной страницы. Карта сайта включает в себя все структуру сайта и отражена обычно в виде чередующихся ссылок на различные рубрики сайта. На открывшейся вкладке найдите ссылку на Интернет-урок. Рассмотрим структуру Интернет-урока. Тема: «Имею права знать». На данной странице представлены ссылки на телефоны доверяя органов наркоконтроля, организации, работающие в сфере профилактики наркомании, а также на разделы урока, разделенные по возрастам. Внизу страницы представлены ссылки, одна из которых ссылка на анкету участника урока.
Итак, выберите пункт «Для школьников от 12 до 16 лет». На данной странице вам предлагается статья «Независимость – умение отстоять свободу», вы сможете более подробно ознакомиться с ней позже, в рамках самостоятельной работы или дома. Выберите пункт «Осторожно: наркотики!». Таким образом вы перешли на страницу для детей и родителей, где представлены различные варианты отказа от приема наркотиков, а также раскрыты несколько проблемных вопросов. Вернитесь обратно на страницу. Обратите внимание, вам предложены ссылки на интересное видео, компьютерные игры и рубрику «Есть мнение», в которой отражены вопросы восприятия молодыми людьми проблемы «наркомания». Обратите внимание на экран, сейчас мы посмотрим фильм, посвященный проблеме наркомании, который называется «Территория безопасности». Данный фильм, а также другое видео вы сможете просмотреть самостоятельно на данном сайте в разделе «Полезное видео»».
Ученики просматривают фильм «Территория безопасности».
Учитель организует самостоятельную работу.
«Ребята, используя материалы Интернет-урока попробуйте самостоятельно найти организацию, представляющую ФСКН в РК. Первый выполнивший задание получает отметку «отлично». Выполнив задание, запишите название организации, руководителя и адрес карельского сайта к себе в тетрадь. Обратите внимание на бесплатный круглосуточный телефон доверия -799-799, по которому вы можете сообщить любую информацию о фактах хранения, сбыта или потребления наркотиков. Кроме того, у нас в республике проходит акция «Сообщи, где торгуют смертью». Не надо стеснятся или бояться информировать управление о подобных нарушениях, даже если вам придется обвинить в правонарушении собственного друга, т.к. скорее всего, этим вы спасете его от неминуемой смерти… Это надо понимать» (Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Карелия». Начальник Управления – генерал-майор полиции Латыпов Виктор Ямигнурович).
Учитель дает следующее задание.
«Ребята, самостоятельно выйдете на главную страницу сайта и попробуйте найти людей, которых разыскивает УФСКН по РК. Вы можете сделать это несколькими способами: задать вопрос в поисковике на сайте или выйти непосредственно на рубрику «Внимание – розыск!» И совершить поиск на самой странице посредством функции интернет-обозревателя «Поиск», «Поиск на странице»».
Учитель предлагает школьникам самостоятельно изучить сайт.
Учитель дает следующее задание.
«Ребята, используя морфологический метод, который можно представить в виде цепочки действий, заключающихся в определении главной проблемы, подпроблем, решений данных подпроблем и главного решения, подведем итоги нашего урока. Посмотрите внимательно на модель морфологического метода.
Итак, основная проблема, которую нам необходимо решить – НАРКОМАНИЯ…» (Модель морфологического метода представлена на слайде 4).
Учитель составляет на доске схему, учитывая мнения учеников (посредством фронтальной беседы и метода построения ассоциативных схем), ученики зарисовывают схему в тетради.
Учитель задает домашнее задание.
«Запишите задание в дневники: заполнить анкету участника Интернет-урока, письменно сделать анализ фильма «Территория безопасности», по возможности показать данный сайт родителям (родители будут также информированы классными руководителями на ближайшем родительском собрании)».