Submitted by Татьяна Болеславовна Юрко on Tue, 29/03/2011 - 14:34
Ход урока:
Что показалось интересным в жизни и личности поэта?
Прочитаем и поделимся первыми впечатлениями
Картина моря
Что, по-вашему, послужило толчком для создания стихотворения?
Какая картина нарисовалась в воображении поэта?
Можно ли утверждать, что стихотворение относится к пейзажной лирике?
Может ли описанное в стихотворении происходить одномоментно?
Может ли парусник при таком изображении оставаться на месте?
Как изображено время и пространство в стихотворении?
Море, подводная глубина, небо – мироздание?
Где находится лирический герой?
Какую роль в стихотворении играет пейзаж?
Какие чувства лирического героя передаются с помощью многоточий?
Что ещё, кроме описания моря, содержит стихотворение?
Размышления лирического героя
Можно ли утверждать, что стихотворение относится к философской лирике?
Можно ли так рассуждать о неодушевлённом предмете?
Какую роль играет олицетворение?
Что становится предметом размышления поэта?
Какая цветовая гамма используется в стихотворении?
Найдите слова со значением цвета.
БЕЛЕЕТ, ГОЛУБОМ,
СВЕТЛЕЙ ЛАЗУРИ,
ЗОЛОТОЙ
Какое настроение призваны они создать?
Какие слова мешают настроению покоя и желаемой умиротворённости? Найдите слова, передающие тревогу.
ИЩЕТ, КИНУЛ, ВЕТЕР, СВИЩЕТ, ГНЁТСЯ, СКРИПИТ,
НЕ ИЩЕТ, БЕЖИТ, МЯТЕЖНЫЙ, ПРОСИТ, БУРИ
Какую смысловую нагрузку в этом стихотворении несёт инверсия?
Прямой порядок слов:
Одинокий парус белеет в голубом тумане моря.
Обратный порядок – инверсия:
Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.
С помощью каких изобразительно-выразительных средств характеризуется парус?
Объясните данную поэтом характеристику.
ОДИНОКИЙ - МЯТЕЖНЫЙ
Дал характеристику себе? Что свидетельствует о том, что
образ паруса и лирического героя всё-таки разведены?
Найдите в тексте стихотворения антитезы и объясните их роль?
Зачем автор использует в стихотворении вопросно-ответную форму?
Какую роль играют восклицательные знаки?
В стихотворении дано отличное от общепринятого представление о счастье? В чём его суть? Как следует понимать слово “покой” в контексте стихотворения?
Соотнесите используемые автором слова “счастье” и “покой”.
Какое чувство передаёт поэт с помощью междометия “увы”?
Совпадает ли лермонтовское представление о счастье с вашим?
Что значат слова «как будто»? (не на самом деле)
Почему нет лирического «я» в стихотворении М.Ю. Лермонтова?
Взгляд на себя со стороны? Зачем это понадобилось поэту?
Совпадают представления паруса, или того, кто плывёт под ним, и лирического героя о цели пути?
Многие слова, используемые в стихотворении, приобрели в поэзии символическое значение.
Символ – обобщённый знак какого-либо понятия или явления.
Попробуем расшифровать символы М.Ю. Лермонтова.
Парус – поиск
Туман – сомнения, тревога
Море – стихия жизни
Волны – угрозы
Ветер – перемены
Светлая струя - надежда
Луч – спасение
Буря – борьба
Продолжите фразу
«Изображение паруса в стихотворении М.Ю. Лермонтова приобретает тайный смысл и символизирует собой…»
Каковы ведущие мотивы стихотворения?
Свой ответ обоснуйте.
ОДИНОЧЕСТВО
СТРАННИЧЕСТВО
ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ
РАЗОЧАРОВАНИЕ
БУНТАРСТВО
СОМНЕНИЕ
Какова идея стихотворения?
Насколько применимо к её определению слово “мечта”?
Дайте письменный ответ на вопрос:
Что на основании этого стихотворения можно сказать о его авторе?
Я ответила бы так
Стихотворение ассоциативно. Морской пейзаж лишь толчок для размышления автора о своём одиночестве среди людей, о независимости и мятежности собственной души, стремящейся
к движению, активной, деятельной жизни.
Последняя строка свидетельствует о разочаровании поэта в жизни, о потере жизненных ориентиров, о скепсисе по поводу борьбы. Суть стихотворения, на мой взгляд, в отражении вечного противоречия между желаемым и возможным.
Мечта поэта – выйти на широкий жизненный простор и обрести смысл бытия – остаётся пока неосуществлённой. В подтексте мне слышится вопрос: «Куда и зачем мне плыть?»
Главное, что гонит парус и что не даёт покоя автору стихотворения, определил ещё А.С. Пушкин с помощью замечательной метафоры – “ДУХОВНАЯ ЖАЖДА”.
ПРИСЛУШАЙТЕСЬ К МОИМ СЛОВАМ, НО ВАША ТОЧКА ЗРЕНИЯ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МОЕЙ – КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ ДОПУСКАЕТ МНОЖЕСТВО ИНТЕРПРЕТАЦИЙ.
СЧАСТЛИВЫХ ОТКРЫТИЙ В ЖИЗНЕННОМ ПЛАВАНИИ!
На уроке нам помогал художник-маринист Георгий Дмитриев
Георгий Дмитриев родился в 1957 году в городе Муроме. С 1958 года живёт в Москве.
В 1976 году окончил МСШХ при МГХИ им. Сурикова. В 1983 году окончил МГХИ им. Сурикова (мастерская А.К. Мочальского).
Член Московского отделения Союза художников России с 1987 г.
Работы художника находятся в собрании Министерства Культуры РФ, в музее г. Выкса (РФ), музее современного искусства в г. Тайбей (Тайвань), а также в галереях и частных коллекциях Турции, Германии, Дании, США, Англии, Канады, Франции, Испании, Кореи, Финляндии, Японии и др.
На: М.Ю. Лермонтов «Парус». Вслед за мечтой.
Спасибо!
Сункуева Л