Урок по литературному чтению В.Высоцкий "Он не вернулся из боя..."
Submitted by Зинаида Григорьевна Хованова on пн, 28/03/2011 - 09:14
Тема: В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»; С. Баруздин «Страшный клад».
Цели: формировать читательские навыки, развивать ведущих читательских качества: воображение, мышление, способность эмоционально отзываться на чужое чувство, чужую мысль, оценивать себя и других, а главное, преобразовывать нравственный урок художественного произведения в личный жизненный опыт.
Оборудование: компьютер, экран.
Ход урока.
1.Мобилизующее начало. 1мин.
2. Постановка цели.
-Мы начали изучать раздел, который называется «За доброе дело стой смело».
Звучит музыка. Дети выходят к доске. 5мин.
-О ком эта песня? ( о героях России)
-Когда можно стать героем? (В мирное время и в военное)
-Кто становится героем? (каждый, кто совершает подвиг)
-Какие войны вы знаете? (чеченская, афганская. ВОВ).
-В разделе «За доброе дело стой смело» мы изучаем произведения о какой войне ?(ВОВ)
-Изучая, эти произведения, око мы узнаем?
- Назовите дату, когда началась война. (Напишу на доске начало войны).
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Ведущий.22 июня предрассветную тишину разорвали залпы десятков тысяч орудий. Фашистские самолеты и танки ринулись на восток. Вслед за ними шли миллионы вымуштрованных убийц. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни. Война живет в душах многих.(Показ слайдов о войне)
ЧТЕЦ: 4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и 27 миллионов погибших людей!
А мы живём в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с лёгкостью, почти не задумываясь произносим .Тысяча километров в час, миллионы тонн сырья…
Но 27 миллионов погибших. Вы представляете, что это такое?
ЧТЕЦ: Если по каждому погибшему из 27 миллионов, в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…32 года!
ЧТЕЦ: 27 миллионов могил на 2,5 тысячи километров – это значит 7, 5 тысяч убитых на километр, 15 человек на каждые 2 метра земли!
ЧТЕЦ: 27 миллионов за 1418 дней – это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600 тысяч человек в час, 10 человек в каждую минуту. Вот что такое 27 миллионов!
ЧТЕЦ: И у мёртвых, безгласных
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она спасена.
Наши очи померкли,
Пламень сердца погас.
На земле на поверки
Выкликают не нас.
ЧТЕЦ: Нам свои боевые
Не носить ордена,
Вам – всё это, живые.
Нам – отрада одна:
Что не даром боролись
Мы за Родину-мать.
Пусть не слышен наш голос,
Вы должны его знать.
ЧТЕЦ: Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!
(Минута молчанья)
-Назовите, ребята дату великой победы. (Записываю на доске)
ЧТЕЦ: Прошла война, прошла страда.
Но боль взывает к людям:
Давайте люди никогда
Об этом не забудем.
ЧТЕЦ: Пускай во всём, чем жизнь полна,
Во всём, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
(Показ слайдов о мире)
ЧТЕЦ: Наш народ хорошо знает цену миру, мирной жизни.
ЧТЕЦ: Мир – это утро, полное света и надежд.
ЧТЕЦ: Мир – это цветущие сады и колосящиеся нивы.
ЧТЕЦ: Мир – это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце.
ЧТЕЦ: Хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди прекрасный день, что тебе ничего не угрожает, и все твои мечты сбудутся. Хорошо быть счастливым!
3. -Сообщение темы.2мин.
-Да, Великая Отечественная война была огромным горем, она оставила след в душе каждого: и пережившего войну, и родившегося после нее. В этом году мы отмечаем 65- летие Великой победы. А писатели, поэты писали и продолжают о ней писать, сценаристы снимают о войне все новые и новые фильмы. И сегодня мы познакомимся с произведением Владимира Высоцкого. Он тоже не был на войне. В 1945 году ему было всего 7 лет.
Высоцкий был актером, играл в театре и кино. А по вечерам, а иногда и ночью он писал стихи, которые при его жизни почти не печатали. Потом он придумывал к ним мелодии, подбирал их на гитаре и его стихи становились песнями. Эти песни полюбились многим. Фронтовики, слушая его песни о войне, не верили, что поэт не был на войне, такими они были достоверными.
4.-Знакомство с текстом. Звучит песня в исполнении В. Высоцкого «Он не вернулся из боя».3мин.
5.-Понравилась вам песня. 2мин.
-Какие чувства родились у вас в душе, когда вы ее слушали?
-Выберите названия чувств из списка. Горечь утраты, печаль, боль, растерянность, радость, равнодушие.
6.-Откройте текст песни. Прочитайте его с тем чувством, которое появилось у вас при прослушивании ее.3мин.
7.-От какого лица написаны эти строки? (От имени автора).7мин.
-Читая эти строки, можно догадаться, что Высоцкий не был на войне? (нет)
- Да, ребята, вы правы. Чувства, которые испытывал поэт, настолько правдивы, мы видим его горе, одиночество, и верим, что это он потерял своего друга.
-Какие были друзья, о которых пишет поэт? Подтвердите словами из текста.
- Какие слова несколько раз повторяет автор? (Когда он не вернулся из боя) Что он хотел сказать этими словами? Все изменилось, стало не нужным не важным, потому что нет больше друга.
-Почему он говорит в конце «Это я не вернулся из боя»? (Жизнь для него потеряла смысл). «Вроде все как всегда, но все не так».
-Прочитав это стихотворение, как вы думаете, тяжело терять друзей?
-Как мы должны относиться к друзьям?
-Какие вы знаете пословицы о друзьях?
Нет друга - ищи, а нашел - береги.
8. Физминутка. 2мин,
-А можно уберечь друга на войне? Давайте посмотри документальные кадры той страшной войны и подумаем, кто из нас прав.
9. Просмотр видео.2мин.
10.Работа над выразительностью чтения.4мин.
- Помните, ребята, какие чувства вы должны выразить при чтении стихотворения. А расстановку пауз и постановку логического ударения я вам покажу на слайде.
- Чтение стихотворения в группах и подготовка к выразительному чтению.
11. Но мне бы не хотелось заканчивать наш урок на такой грустной ноте. (слайд День победы) Наш народ выиграл эту войну и это наша победа. А вот и победители. Это наши земляки, которые прошли всю войну и остались живы.
Показ их фотографий.1мин.
Они уже стали старыми и нее могут приходить к нам с рассказами о войне, но я бы хотела, чтобы вы сейчас сказали, чтобы вы сделали, чтобы пожелали будь они с нами рядом.
10.Итог урока.
11.Выставление оценок. 4мин.
12.Рефлексия.
12.Домашнее задание. Прочитать рассказ
С. Баруздина «Страшный клад» и ответить на вопросы