Составила: учитель информатики Карлышева Ольга Анатольевна.
Дата: 23 марта 2011 года. Класс: 6а. Год изучения информатики: 5-й.
Используемые учебники и учебные пособия:
учебник Л. Босова «Информатика» 6 класс,
рабочая тетрадь Л. Босова «Информатика» 6 класс,
Л. Босова, А. Босова «Уроки информатики в 5-7 классах» методическое пособие,
Н. Л. Югова, И. Ю. Хлобыстова «Поурочные разработки по информатике: 6 класс»
Тема: «Алгоритм»
Вид:комбинированный.
Цели:
а) образовательная: сформировать представление об алгоритме как фундаментальном понятии информатики, сформировать представление об основных понятиях, относящихся к теме «алгоритм», научить определять исходные данные, необходимые для выполнения поставленной задачи;
б) воспитательная: научить работать самостоятельно и в парах;
в) развивающая:развитие речи, мышления, расширение кругозора; развивать умение работать по инструкции.
Оборудование:
· интерактивная доска (или экран и проектор),
· компьютерный класс на базе iMac333 – 8 машин,
· офисныйпакетClaris Works 2 (Mac OS 9),
· раздаточный материал для практической работы за компьютером.
План урока:
1. Организационный момент – 1 минута
2. Повторение – 5 минут
3. Изучение нового материала – 17 минут
4. Физминутка – 2 минуты
5. Подведение итогов теоретической части – 3 минуты
6. Практическая работа – 15 минут
7. Подведение итогов – 2 минуты.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами подведём итог изучения прошлой темы «Человек и информация» и начнём новую тему, которая вам хорошо знакома, вы сами сможете её назвать.
2. Повторение
Учитель: На прошлом уроке вы выполняли тест по теме «Человек и информация». Посмотрим ответы и обсудим его результаты. (Презентация «Анализ теста»). Бланки тестов собираются учителю.
3. Изучение нового материала.
Учитель:Теперь давайте перейдём к изучению нового материала. Мы изучали тему «Человек и информация».
Что такое информация?(Информация – это знания, которые человек получает из различных источников)
На какие две части можно разделить все знания человека? (Факты и правила) Учитель на доске рисует схему.
Какие знания относят к фактам? (Явления, события, свойства объектов, зависимости между объектами)
Какие знания относят к правилам? (Последовательности действий, направленных на достижение определённой цели)
Как ещё мы называли правила, последовательности действий, направленных на достижение определённой цели? (Алгоритмы)
Мы разобрались со знаниями, представленными в виде фактов. Теперь начнём изучать правила, алгоритмы. Тема сегодняшнего урока «Алгоритмы». (Презентация «Алгоритмы и исполнители», слайд 1)
Перед нами в жизни, учёбе, работе стоит много практических задач самой разной сложности. Некоторые из этих задач столь просты и привычны, что мы решаем их не задумываясь, автоматически. А другие задачи бывают очень сложны, мы их долго обдумываем и размышляем, как достичь поставленной цели. (Слайд 2). Рассмотрим примеры таких задач. (Слайды «Покупка хлеба», «Фонетический разбор слова», и др.) Аналогично, в виде последовательности шагов можно описать процесс решения многих других задач. Такая последовательность шагов, приводящая к определённой цели, называется алгоритмом.
Можно ли поменять порядок выполнения шагов в алгоритме? Почему? (Дети обсуждают и приходят к выводу, что порядок изменять нельзя, потому что тогда не будет решена поставленная задача).
При составлении алгоритма надо точно знать 2 вещи (слайд 6):
1. Начальные (исходные) условия.
2. Требуемый результат.
Тогда говорят, что задача хорошо поставлена. Выполним задания № 1, 2, 3 на стр. 65 учебника. (Слайды 7-11).
№ 1. Приведите два-три примера правил или предписаний, которым вы следуете в повседневной жизни.(Переход через дорогу, выполнение домашнего задания, уборка в квартире, чистка зубов и т. д.)
№ 2. Задача может быть успешно решена только тогда, когда она очень чётко описана. Из приведённого списка задач выберите те, которые сформулированы чётко. Свой ответ обоснуйте.(Задачи б) и д)).
№ 3. Можно ли считать хорошо поставленной задачу в одной из русских народных сказок: «Иди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что»?(Нельзя, т. к. не определены начальные условия и требуемый результат).
Учитель:Таким образом, скажем ещё раз, что такое алгоритм. (Слайд 12) Алгоритм – это конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.
Кто составляет алгоритмы? (Дети обсуждают и приходят к выводу, что составлять алгоритмы может только человек).
Кто выполняет алгоритмы?(Дети обсуждают и приходят к выводу, что выполнять алгоритмы может и человек, и животное, и техническое устройство).
Выполнять алгоритмы может и человек, и животное, и техническое устройство у них общее название – ИСПОЛНИТЕЛИ.
Откуда появилось это необычное слово «алгоритм»? Слово «алгоритм» давнего происхождения и идёт от имени выдающегося арабского ученого Мухаммеда Аль-Хорезми, что означает Мухаммед из Хорезма. Задание по желанию: создать сообщение на 2-3 минуты о происхождении слова «алгоритм» и прочитать его на следующем уроке. Это сообщение может быть в виде текста или презентации.
Выполним задание № 4 на стр. 76 рабочей тетради. (Слайды 16-20).
№ 4. Каких сведений вам не хватает для ответа на следующие вопросы? Запишите все исходные данные, необходимые для решения задачи.
1) Семья, состоящая из Дедки, Бабки, Внучки, Жучки и Кошки, выращивает репу. Потребуется ли им помощь Мышки для сбора урожая?
Исходные данные
Каков урожай репы
Сможет ли семья убрать его самостоятельно
Какова работоспособность Мышки
2) Малыш и Карлсон решили по-братски разделить два сладких орешка – большой и маленький. Как это сделать?
Исходные данные
Схема деления «по-братски»
4. Физминутка.
5. Подведение итогов теоретической части. (Слайд 22)
• Алгоритм– конечная последовательность шагов в решении задачи для получения результатов из исходных данных
• Разрабатывает алгоритмы ЧЕЛОВЕК.
• Исполняет алгоритмы ИСПОЛНИТЕЛЬ.
Ребята, попробуйте, зная то, о чём мы сегодня говорили, составить схему из слов и стрелок: Алгоритмы, ЧЕЛОВЕК, ИСПОЛНИТЕЛЬ, Составлять, Исполнять. (1 ученик выполняет задание у интерактивной доски, при необходимости класс или учитель ему помогают).
Домашнее задание № 5 и № 6 на стр. 77-78 рабочей тетради.
6. Практическая работа за компьютером.
Задание на компьютере тоже будет связано с нашей темой «Алгоритмы». Эту схему надо будет нарисовать в программе ClarisWorks. Чтобы вам было легче выполнить это задание, я составила подробную инструкцию.
Просмотрите бегло инструкцию и скажите, является ли эта инструкция конечной последовательностью шагов, приводящих к решению поставленной задачи? (Да).
Тогда можем ли мы сказать, что эта инструкция – алгоритм? (Да).
Кто будет выполнять алгоритм? (Мы, ученики).
Тогда кем вы будете при выполнении этого задания? (Исполнителями).
Когда вы будете её выполнять, я увижу, как хорошо вы можете выполнять алгоритмы, какие вы ИСПОЛНИТЕЛИ. Тот, кто справится с заданием раньше, будет выполнять в рабочей тетради задание № 4, (закончить 3) и 4)).(Ученики выполняют практическую работу за компьютером).
Выполняется гимнастика для глаз.
7. Подведение итогов.
Учитель просит ребят ответить на вопросы:
1. Что такое алгоритм?
2. Кого или что называют исполнителем алгоритма?
3. С какой задачей может справиться только человек?
4. Что необходимо знать при разработке алгоритма?
Наиболее активным учащимся выставляются оценки за работу на уроке.
Урок окончен. Спасибо за работу на уроке!
Приложение 1
Решение заданий № 4 (3, 4) для проверки сильных учеников.
Исходные данные
Сколько будет человечков
Сколько съедает каждый человечек
3)
4)
Исходные данные
Как зависит обхват талии Винни-Пуха от количества съеденных сладостей