Школа – во все времена и во все эпохи ценилась народом и государством и всегда была в центре внимания. Еще великие мыслители, учитывая ее роль в обществе, считали, что для народа важнее всего хлеб и школа. Надо отметить, что успешная деятельность школ зависит от того, кто ею управляет. В новом времени особенно важной становится роль директора школы, который должен уметь не только организовать учебный процесс, но и сделать это максимально эффективно экономически. Сегодня директора школ работают в рыночной среде, они обязаны ежедневно принимать множество важных управленческих решений — от нахождения способов зарабатывания денег до поиска путей повышения качества образования. Так кто же он, директор школы - менеджер или педагог?
В настоящее время эта проблема особенно актуальна.
Во - первых, отрасль образования, единственная из отраслей экономики, где директор управляет таким специфическим ресурсом, который сложен сразу из трех составляющих. Директор управляет ребенком, родителями и педагогическим коллективом. Поэтому менеджмент необходим. Но как только мы касаемся ребенка необходима педагогика. Директор должен быть замечательным педагогом и прекрасным организатором, владеть юридическими и экономическими знаниями. И если раньше эта функция была не столь явной, то в нынешних условиях недостаточного финансирования директор становится менеджером и по сути, и по духу, и поневоле.
Но, с другой стороны, директор — это и учитель. Заботится о роли учителя в своем коллективе, способствовать повышению квалификации своих педагогов, создавать условия для раскрытия их творческих способностей директор может в полной мере только в том случае, если сам познал суть учительского труда. Он обязан быть учителем, создавая комфортные условия для обучения преподавателям и детям. Поэтому необходимы и знание педагогики, и психологии, в том числе и возрастной, и различных методик.
По своему опыту знаю, что качественно вести много уроков директор уже не может, слишком обширны менеджерские функции. Но преподавательская работа помогает в укреплении отношений с педагогами и учениками. Быть менеджером детского коллектива значит уметь его воспитывать. А для этого нужно работать над созданием благоприятных условий для развития способностей учащихся. Без конструктивных, продуманных управленческих решений на уровне каждого образовательного учреждения сегодня невозможно обеспечить системный характер и эффективность изменений в сфере образования. И потому современный директор школы – ключевая фигура обновления отрасли. От его способности принять и реализовывать основные идеи модернизации зависит судьба российского образования и, в конечном счете, будущее России.
Во- вторых, безусловно, современные требования к образованию меняют позицию директора школы в сторону менеджмента, управления. Это обусловлено тем, что само по себе образование становится глобальным институтом, где сочетается огромное количество разных интересов, программ, присутствует выбор. И для того чтобы со всем этим справляться, недостаточно быть просто учителем. Нужна квалификация по вопросам управления финансов и школьной экономики. Главная задача на современном этапе – это подготовка директоров школ, обладающих стратегическим мышлением, хороших управленцев, но управленцев, прекрасно знающих именно учебный процесс. Результатом такой перестройки управляющих кадров в школе должно стать повышение качества образования - главной проблемы современной школы.
В - третьих, считаю, что грамотное, умелое владение директора новыми технологиями – жизненная необходимость. Только когда директор на собственном опыте поймет, как важно и удобно пользоваться современными технологиями в своей работе, тогда это станет непременным условием к изменению отношения в освоении данных технологий коллективом.
Школьный менеджмент помогает руководителю эффективно управлять кадрами, координировать их деятельность в достижении поставленных целей, задач, принятых решений, а также в организации контроля и анализа их выполнения.
Педагогический менеджмент - комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления учебно- воспитательным и учебно-познавательным процессом, направленных на повышение его эффективности.
В – четвертых, современный директор школы должен решать главную задачу – обеспечивать опережающий характер образования: ставить задачи, которые важны сегодня и станут еще более важными завтра, и находить пути их решения. Эта постановка вопроса предполагает, что директора школ – это профессиональные и умелые управленцы.
Таким образом, на основании вышеизложенных мною фактов, считаю, что сложившаяся российская практика управления школы на современном этапе свидетельствует о новом типе руководителя, которого можно назвать менеджером в образовании. В условиях быстро осуществляемых перемен в образовании надо обладать не только академическими навыками менеджмента, но и хорошо знать сущность и характер осуществляемых перемен, их нормативно-правовое обеспечение, все изменения законодательной базы, регулирующей образование. То есть, иными словами, в образовании складывается особый специфический, характерный для российской системы образования, менеджмент.
|
На: Директор школы – менеджер образования. Исакина Н.Ю.
В работе поднимется очень актуальная тема - "роль директора школы, который на современном этапе должен уметь не только организовать учебный процесс, но и сделать это максимально эффективно экономически". Делается попытка дать ответ на нелегкий вопрос: директор школы - менеджер или педагог?