Submitted by Лариса Спиридоновна Кожевникова on Sat, 26/03/2011 - 22:19
Ход урока.
Учитель включает музыкальный фрагмент «Зима» из цикла «Времена года».
У. Вы слышали эти звуки? Какое время года они напоминают?
Д. Зиму.
У. Зима приглашает вас в лес. Зимой так интересно наблюдать за снежным лесом. Вот стоит ёлочка. Ёлочка, как снегурочка, стоит в белой шапке и белой шубке.
- Какой вы себе представили ёлочку? Нарисуйте.
Дети прикрепляют рисунки на доску.
У. Посмотрите, как вы представили ёлочку. Почему?
Д. Похожа, на девочку.
У. Прочитайте тему нашего урока
На доске «Сравнение».
У. Подумайте, о чём сегодня может пойти речь на уроке?
Д. Мы будем сравнивать предметы.
У. Правильно. Сегодня вы должны, научится сравнивать на основе сходства по форме, по цвету, по размеру, по действию. Узнать, зачем нужны сравнения в речи? Что такое сравнение? Как вы думаете?
II. Операционально-исполнительский этап урока.
1. Чтение правила.
Сравнение – это уподобление одного предмета другому. Уподобить – значит сделать похожим, подобным.
Учитель пишет на доске предложение.
Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами.
У. Прочитайте предложение. Выделите в нём сравнение
Д. Одуванчик – солнышко.
У. На основе какого признака сравниваются предметы?
Д. По форме, по цвету.
У. Зачем нужны сравнения в речи?
Д. При сравнении предметов, действий, признаков лучше представляешь образ.
У. Какие ещё цветы похожи на солнышко? Составьте с ними сравнения. Запишите.
Д. Белая ромашка, как маленькое солнце. Жарки похожи на солнышко.
2. Работа над сравнениями.
Учитель раздаёт предложения.
Золотой лягушкою луна
Распласталась на тихой воде. (С. Есенин)
Лёд неокрепший на речке студёной,
Словно как тающий сахар лежит. (Н Некрасов)
.У. Прочитайте предложения со сравнениями. Определите предметы, которые сравниваются.
Д. Лягушка – луна, лёд – сахар.
У. На основе какого признака происходит сравнение?
Д. По действию, по цвету.
У. Какой образ возникает у вас? Расскажите.
3. Самостоятельная работа над сравнением.
У. Вместо точек вставьте слова так, чтобы получилось сравнение, которое мы употребляем в речи.