Официальный сайт pharma-24 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Творческие игры в системе воспитания детей дошкольного возраста

Submitted by Лариса Анатольевна Жумабаева on Sat, 26/03/2011 - 19:37
Данные об авторе
Автор(ы): 
Жумабаева Лариса Анатольевна
Место работы, должность: 
МДОУ ДС №62, заместитель заведующего по УВР
Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Методист
Предмет(ы): 
Педагогика
Цель урока: 
Выработать оптимальную систему организации сюжетно-ролевой игры детей в дошкольном возрасте
Используемая методическая литература: 

К.Ю Белая, В.М. Сотникова "Разноцветные игры". Москва. Линка - пресс, 2007.

Н.Ф. Комарова "Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду". Москва. Изд.  "Скрипторий", 2003.

Н. Михйленко, Н. Короткова "Организация  сюжетной игры в детском саду". Москва. Линка - пресс, 2009.

"Методические советы  к программе "Детство" под ред. Т.И. Бабаевой. Ск-Петербург,  Детство-пресс, 2007. 

 

Используемое оборудование: 

Компьютер с опреционной системой МS Windows 2003,  мультимедийный проектор Asser X110, фотоаппарат Canon, DVD - плеер.

Используемые ЦОР: 

Презентация "Семинар для педагогов дошкольного образовательного учреждения", создана в программе  Microsoft Office PowerPoint 2003

Фотоколаж, создан в программе Picasa 3

Видео сюжет " Сюжетно-ролевая игра "Гости", создана в программе  Windos Movie Maker

 Видео сюжет "Сюжетно-ролевая игра "Встречаем гостей", создана в программе  Windos Movie Maker  

Краткое описание: 
Семинар для педагогов ДОУ, направленный на повышение педагогичской компетентности по воросам организации творческих игр.

 

Семинар  для педагогов ДОУ

Тема: "Творческие игры  в системе воспитания детей дошкольного возраста"

Цель: выработать  оптимальную систему организации  сюжетно-ролевой игры детей в дошкольном возрасте

Задачи:

  1. Актуализировать   знания участников семинара о  значении игры в дошкольном возрасте.
    1. Проанализировать  существующую систему управления сюжетно-ролевой игрой дошкольников и внести изменения в  соответствии с рекомендациями авторов  комплексной программы «Детство».
    2. Способствовать развитию умений воспитателей  в решении педагогических задач.

Форма организации: деловая игра

Предварительная работа:

  1. Изучение литературы по проблемам организации и руководства сюжетно-ролевой игрой
  2. Разработка  карточек анализа игровой деятельности
  3. Составление  схем  - заданий по методике руководства игрой

Оборудование: столы и стулья для организации мини-групп, рабочие листы, стол для экспертов, раздаточные карточки с заданием по методике руководства игрой, карточки  анализа игровой деятельности.

 

Содержание   деловой  игры:

Участникам семинара  предлагается выбрать  определение, соответствующее  компетентным умениям педагога: «Умею играть!», «Могу научить!», «Хочу научиться!».

Слайд 1

Ведущий определяет цели, задачи и регламент проведения  деловой игры.

  1.Теоретическая часть.  Определение  понятия «ИГРА»

  2.Мозговой штурм.

  3.Характеристика творческой игры.

  4. Влияние игры на развитие личности ребенка.

  5. Работа в группах.

  6. Подведение итогов

 

1.Теоретическая часть.  Определение  понятия «ИГРА».

Слайд 2   Ролевая игра, или как ее еще называют  творческая  игра,  появляется  в дошкольном возрасте. Игра - это деятельность детей, в которой они  берут  на  себя  "взрослые"  роли  и  в  игровых  условиях   воспроизводят  деятельность взрослых и отношения между ними. 

         А. С. Макаренко писал:  «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе…». Играя, ребенок учится, и, наоборот, в процессе обучения ребенок может играть.

Слайд 3.  Дошкольное детство - период первоначального самораскрытия личности, становление основ индивидуальности. Наиболее благоприятной для раскрытия творческих сил ребенка является игровая деятельность /Л.В. Выготский, А.В. Запорожец, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и др./.

2. Мозговой штурм.

 Задание: составить перечень  творческих игр

Слайд 4

3. Характеристика творческой игры.   

 Слайд 5.  При анализе игры необходимо различать ее сюжет и содержание. Сюжет игры - это та область действительности, которая  воспроизводится  детьми  в  игре (больница, семья, война, магазин и т.д.).  Сюжеты  игр  отражают  конкретные условия жизни ребенка. Они  изменяются  в  зависимости  от  этих  конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с  окружающим.

    Содержание  игры - это  то,  что  воспроизводится  ребенком  в   качестве главного в человеческих отношениях. В содержании  игры  выражено  более  или менее глубокое проникновение ребенка в отношения и деятельность  людей.  Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека - только то,  с  чем  и как действует человек, или отношения человека  к  другим  людям,  или  смысл человеческой деятельности. Конкретный характер тех отношений  между  людьми, которые дети воссоздают в игре, может быть различным и зависит от  отношений реальных взрослых, окружающих ребенка. Говоря о  влиянии  взрослых  на  игру детей К.Д. Ушинский писал: “Взрослые могут  иметь  только  одно  влияние  на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно  - доставлением  материала для построек, которым уже самостоятельно займется ребенок.  Не нужно думать, что весь  этот  материал  можно  купить  в  игрушечной лавке. Вы купите для ребенка светлый, красивый дом, а  он  сделает  из  него тюрьму, вы накупите для него куколки, а он выстроит их  в  ряды  солдат,  вы купите для него хорошенького мальчика,  а  он  станет  его  сечь:  он  будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их  назначению,  а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, - вот об этом материале должны более всего  заботиться  родители  и  воспитатели”.

       Действительно, одна и та же по своему  сюжету  игра  (например,  “в  семью”) может иметь совершенно разное содержание: одна “мама” будет  бить  и  ругать своих “детей”, другая -  краситься  перед  зеркалом  и  торопиться  в  гости, третья -  постоянно стирать  и  готовить,  четвертая -  читать  детям  книжки  и заниматься с ними и т.п. Все эти варианты отражают  то,  что  “вливается”  в ребенка из окружающей жизни. Социальные условия, в  которых  живет  ребенок, определяют не только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр.

4. Влияние игры на развитие личности ребенка.

Слайд 6.    Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму  особый  вид  детской  игры,который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой.  В ролевых  играх с сюжетом  есть деятельность, в которой дети берут на  себя  трудовые  или социальные функции взрослых людей и в специально  создаваемых  ими  игровых, воображаемых  условиях  воспроизводят  (или  моделируют)  жизнь  взрослых  и отношения между ними.

        Соподчинение мотивов  впервые  возникает  и наиболее ярко проявляется в игре. Выполняя игровую роль,  ребенок  подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия.

    Игровая  деятельность  влияет  на  формирование   произвольности   всех психических процессов -  от   элементарных  до  самых  сложных.  Так,  в  игре начинают  развиваться  произвольное  поведение,  произвольное   внимание   и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются  и  больше  запоминают, чем по прямому  заданию  взрослого.  Сознательная  цель  -  сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение  -   раньше  и  легче  всего выделяется ребенком в игре.

    Игра оказывает большое  влияние  на  умственное  развитие  дошкольника. Действуя  с  предметами-заместителями,  ребенок   начинает   оперировать   в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится  опорой  для мышления.  Постепенно  игровые  действия  сокращаются,  и  ребенок  начинает действовать  во  внутреннем,   умственном   плане.   Таким   образом,   игра способствует  тому,  что  ребенок  переходит  к   мышлению   в   образах   и представлениях.  Кроме  того,  в  игре,  выполняя  различные  роли,  ребенок становится на разные  точки  зрения  и  начинает  видеть  предмет  с  разных сторон. Это  способствует  развитию  важнейшей,  мыслительной   способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

    Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения.  Игровые действия происходят в мнимой  ситуации;  реальные  предметы  используются  в качестве других, воображаемых; ребенок  берет  на  себя  роли  отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве  способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

    Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным  образом  в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают  учитывать  желания  и действия  другого  ребенка,  отстаивать  свою  точку   зрения,   строить   и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное  влияние  на развитие общения детей в этот период.

   Слайд 7.    В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. В основе определения "личность" лежит  лежит субъектная позиция по отношению к собственной жизни, которая и составляет суть личностного бытия человека. Иначе говоря, личность не может состояться, без развития у индивида субъектной позиции.

Освоение ребенком позиции субъекта требует специальной педагогической технологии, суть которой в развертывании перед ребенком палитры разнообразной детской деятельности и переводе воспитанника на позицию субъекта детской деятельности в целях развития его индивидуальности. MB. Крулехт считает, что наиболее эффективными из инновационных технологий являются те, которые основаны на модели субъект-субъектного взаимодействия с ребенком. Постановка ребенка в субъектную позицию связана с интересной, значимой для него деятельностью, как правило, проблемного характера, с созданием специальной обстановки, которая побуждает к самостоятельным действиям, поиску решениям.

Слайд 8.   Современные исследования показывают, что становление субъектной позиции ребенка в деятельности, общении и познании обеспечивает развитие таких важнейших качеств, как активность, самостоятельность, творческое начало. Субъектная позиция в деятельности является системообразующим компонентом целостного развития дошкольника и личностной готовности к школьному обучению. Возможность освоения ребенком субъектной позиции, по мнению М.В. Крулехт, в период дошкольного детства во многом зависит от взрослого, от его позиции. В инновационных поисках воспитатель занимает лидирующую, но не доминирующую позицию. В зависимости от возраста дошкольников он гибко меняет стратегию и выполняет функции не только организатора, но и партнера, старшего товарища по игре, роль режиссера, но не распорядителя, роль консультанта, но не диктатора, что и обеспечивает содержательный диалог детей с познаваемой ими реальностью (миром предметов, природы, людей), способствует обогащению личностного оп

Слайд 9.    5. Работа в группах.

Задание 1.

Участникам деловой игры предлагается  по итогам просмотра видео сюжета, провести анализ игровой деятельности.

Видео сюжет  для группы « Хочу научиться!»

Видео сюжет для группы «Умею играть!»

 Слайд 10. Группа «Могу научить!»  проводит экспертную оценку аналитической работы групп.

Задание 2. Определить методы руководства игрой в разных возрастных группах детей.  Слайд 11

  Задание  3. Решение педагогических ситуаций

Слайд 12, Слайд 13

Участники анализируют игровую деятельность детей, определяют  методы  организации   сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах детей, решают педагогические задачи, защищают свои высказывания, сформулировав выводы.

Экспертная комиссия по окончанию проводит анализ  работы,  делает выводы, подводит итоги. Фото отчет.

   Слайд 14.    6. Подведение итогов семинара.

 

 



На: Творческие игры в системе воспитания детей дошкольного возр


Уважаемая Лариса Анатольевна! Вы взяли очень интересную, но в то же время достаточно сложную тему для разработки. На мой взгляд, у Вас получилось очень интересное мероприятие, с разными формами работы педагогов, где они являются не столько пассивными слушателями, сколько активными участниками процесса, при этом получая и новую для себя информацию, и закрепляя уже известное. Обязательно использую с Вашего разрешения, этот семинар в  работе со своими педагогами. Спасибо и успехов Вам!



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн