1. Организационный момент, запись домашнего задания:§13, вопросы (нарисуйте, с чем у вас ассоциируется Двуречье).
2.Изучение нового материала:
План урока:1.Географическое положение и природа Двуречья.
2. Занятия жителей Двуречья.
3. ? (секрет).
4.Религия жителей Двуречья.
5. Культура Древнего Двуречья.
1. Географическое положение и природа Двуречья .
-Определите по карте, в какой части света находится новая страна?(Азия)
-Как называются реки, которых мы достигли? (р. Евфрат, р. Тигр – Двуречье)
-Через какие страны мы добрались до этой реки?
-Почему река течёт в другую сторону?
-Покажите на карте территорию Двуречья, и реки, протекающие по её территории.
-Почему такое название получила эта страна?
2. Занятия жителей Двуречья.
А) Проблема: Почему именно земледелие стало главным занятием жителейДвуречья?
По ходу описания природных условий Двуречья, на доску выписываются слова-сигналы: солнце,
вода,
почва.
-Чем природа Двуречья похожа на природу Древнего Египта?
-Докажите, что природные условия благоприятны для занятия земледелием?
(с опорой на слова-сигналы)
-Посмотрите на схему, и скажите, какие приспособления использовали жители Двуречья, чтобы заниматься земледелием? Такое земледелие называется ирригационным.
-Почему в Древнем Двуречье возник миф о потопе? (Учебник стр.65 чтение мифа о потопе).
Б) Рассказ с использованием видео-презентации о занятиях жителей Двуречья. (Учащийся по ходу рассказа учителя записывают виды занятий в тетрадь).
-О каких ещё занятиях жителей Двуречья мы узнали? (Обобщающий слайд: земледелие, скотоводство, ремесло, торговля).
3. Возникновение городов. (Секрет).
Мы археологи, отыскавшие в разных концах Двуречья крупные поселения, в каждом из которых были сделаны открытия. (Презентация, иллюстрации в учебнике стр. 64-65)
Вывод: эти поселения – города-государства.
-Почему в городах существовали строгие законы в отношении строителей?
(анализ отрывка из законов Хаммурапи)
Как мы озаглавим этот этап урока: «Возникновение городов-государств»
4. Религия Двуречья.( работа с презентацией)
-Как называется религия Двуречья?
Язычество- вера во множество богов.(запись в тетрадь)
-Каких богов мы узнали? (иллюстрации в учебнике стр.64-65)
-Как религия Двуречья связана с его природой?
5. Культура Двуречья. (рассказ учителя с использованием презентации и иллюстраций в учебнике на страницах 64-66)
-Как называется письменность в Двуречье? (Клинопись)
-На каком материале писали? Почему?
-На письменность, какой страны похожа письменность Двуречья?
-Какие открытия были сделаны в Двуречьи? (заполнение пробелов в презентации)
-Кто был любимым героем Двуречья? (Гильгамеш)
-Почему бык был любимым сюжетом в искусстве Двуречья?
-Что вы узнали о школе Двуречья?
Обобщение: 1. Почему же главным занятием в Двуречье было земледелие?
2. Давайте закончим предложения о том, что мы узнали оДвуречье.
(презентация)
Учитель: Представим, что мы воины египетского войска ТутмосаIII, отправившиеся в завоевательный поход на восток. Мы преодолели пустыни, и перед нами раскинулась большая река. Один из воинов воскликнул: «О боги, эта река течёт в другую сторону ».