Личностно-ориентированный подход к учащимся при обучении математике
Статья учителя математики Зятикововй Т.М.
Личностно-ориентированный подход к учащимся при обучении математике
Зятикова Т.М., учитель математики
Известно,что невозможно успешно проводить процесс обучения, воспитания и развития ребенка, не ставя во главу угла особенность и неповторимость его индивидуальности, его личности. У каждого ребенка свои таланты, интересы и желания, свой жизненный опыт, поэтому важно умение учителя обучать и воспитывать детей в соответствии с их интересами и особенностями.
Личностно-ориентированные технологии обучения, воспитания и развития ученика противопоставляют бездушному подходу к ребенку атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества. Полагаю, что стиль отношений учителя и учеников должен быть такой: не запрещать, а направлять, не принуждать, а убеждать, не командовать, а организовывать, не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Считаю, что суть личностного индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.
Личностно-ориентированный подход к ученикам, включает:
Но как на практике осуществить индивидуальный личностный подход к каждому ребенку? Каждый из учеников - это свой суверенный мир, у каждого свои особенности, способности, интересы. Как, обучая детей в одном классе, всех вместе, учитывать интересы каждого? Как изловчиться развивать личность каждого ребенка в соответствии с его природными способностями?
Простого однозначного ответа на эти вопросы нет и быть не может. Все зависит от личности учителя, ученика, от среды, в которой проходит обучение. На уроках математики стараюсь пробудить у детей интерес к этой науке и поддерживать его. Для этого, во-первых, необходимо тщательно продумывать, как доступно, понятно объяснять детям новый материал, как заинтересовать их, как сделать так, чтобы они не просто слушали объяснение - лекцию, а стали соучастниками открытия, доказательства, важного вывода, чтобы уже во время объяснения новой темы ученики почувствовали себя творцами. При рассмотрении новой темы, очень важно никого не обойти вниманием, опираясь на более подготовленных к логическим рассуждениям сильных учеников, не забывать о слабых, задавать им вопросы, подталкивать к верным выводам. Если ученик соучаствовал в рассмотрении новой темы, он будет по другому, по-доброму к ней относиться.
Чтобы доказать ученикам их интеллектуальную состоятельность и повысить самооценку, использую тесты на усвоение нового материала (лучше проводить такое тестирование в конце урока). Как показывает опыт, большинство ребят, у которых нет проблем с вниманием, успешно справляются с ним. В результате такой работы заметно повышается успеваемость и растет качество знаний.
- Тесты на проверку усвоения темы «Линейное уравнение с одной переменной» (7 класс, учебник под редакцией С.А. Теляковского)
Вариант 1
-
Общий вид уравнения с одной переменной имеет вид:
-
а) x=b; б) a=b; в) ax=b; г) ax+x=b.
-
Укажите линейное уравнение: а) 2= 8; б) х-5=0; в) = 1; г) х = .
-
Корень уравнения 5х=0 равен:
-
а) 0; б) 5; в) 1; г) -1.
-
Корень уравнения 4х+20=0 равен:
-
а) 0; б) 5; в) 1; г) -5.
-
Линейное уравнение не может:
-
а) иметь ровно два разных корня;
-
б) иметь бесконечно много корней;
-
в) иметь один корень;
-
г) не иметь корней.
Вариант № 2
-
Укажите, какое из уравнений не является линейным:
-
а) 5х-8=0; б) 5х + х=125; в) х+1,2=0; г) 4х – х =.
-
Линейное уравнение может иметь:
-
а) ровно два разных корня;
-
б) ровно три разных корня;
-
в) один корень;
-
г) ровно пять разных корней.
-
Корень уравнения 2х=10 равен:
-
а) 0; б) 5; в) -5; г) 1.
-
Корень уравнения 5х+100=0 равен:
-
а) 20; б) 4; в) -20; г) 0.
-
Уравнение 2х+5 = 2х+12
-
а) имеет один корень;
-
б) имеет два разных корня;
-
в) не имеет корней;
-
г) имеет бесконечно много корней.
После объяснения темы - отработка ее понимания, первичное закрепление. Здесь возможно сначала решение у доски, затем - с комментариями с места, работа в группах и т. д. Ученик должен приобрести как можно больше опыта самостоятельной работы. Но если он оставлен наедине с задачей безо всякой помощи, или если эта помощь недостаточна, - решение задачи не принесет никакой пользы. Если помощь чрезмерна - ничего не останется на долю ученика. Учитель должен помогать, но не слишком много и не слишком мало, для каждого ученика надо найти ту оптимальную дозу помощи, которая ему необходима, чтобы он решал задачу, и у него осталась, по-возможности, уверенность, что он решил ее сам.
После первичного закрепления темы - более глубокая ее проработка, осознанное применение новых знаний, решение более сложных задач. И на этом этапе стоит та же проблема: как организовать работу детей, чтобы каждый ученик сумел усвоить тему, научился решать задачи. Чтобы ему не было скучно не уроке из-за того, что он ничего не понимает и поэтому не может решать самостоятельно даже простые задания, или, наоборот, ученик понял все, у него хорошая база, и, чтобы для него урок проходил интересно, ему надо решать усложненные задачи, которые другим пока не по силам. Здесь на помощь приходят карточки с индивидуальными заданиями, которые, в идеале, должны составляться для каждого ученика с учетом его личностных особенностей. Выполнение заданий по индивидуальным карточкам способствует выработке навыка самостоятельной работы, каждый ученик работает согласно своим возможностям и способностям. Важно составить задания так, чтобы они были посильны, но не слишком просты, чтобы выполнение задания было сопряжено с преодолением трудностей. Успешное выполнение такого задания придает ученику уверенность в своих силах, воспитывает смелость и твердость характера.
Карточки с индивидуальными заданиями по теме « Преобразование целых выражений» (7 класс)
-
Вариант 1
-
Упростите выражение:
-
2с ∙ (1+с) - (с-2) ∙ (с+4);
-
(y+2)2 – 2y∙(y+2);
-
30х + 3(х-5)2;
-
(b2+2b)2 – b2(b – 1)(b + 1) +2b(3 – 2b2).
Вариант 2
-
Разложите на множители:
-
4а – а3;
-
ах2 + 2ах +а;
-
16 - y4;
-
а + а2 – b – b2
-
Докажите, что выражение с2 – 2с + 12 может принимать только положительные значения.
Вариант 3
-
Докажите, что при любом целом n значение выражения (2n – 3)2 – (4n – 1)(n+6) кратно 5.
-
Чему равно значение выражения а(а+2) + с(с – 2а) – 2а
-
-
-
При а – с =7 ?
-
Найти наименьшее значение выражения 4х2 – 4х +11
Важно создать ученику ситуацию успеха, чтобы он почувствовал радость победы над задачей, почувствовал уверенность в себе, в своих знаниях и захотел дальше заниматься математикой. Ведь, как правило, людям нравиться заниматься тем, что у них хорошо получается.
Безусловно, личностно-ориентированный подход к ученикам требует дифференцированного отношения к каждому ребенку. Иногда при проведении уроков можно условно делить учеников на три групп: слабые, средние, сильные. Группы эти мобильные; задания выдаются или разные для разных групп, или часть заданий для всех, другая часть - для второй и третьей групп, и, наконец, самые сложные задания - для третьей группы.Пример дифференцированной самостоятельной работы по геометрии на тему «Признаки равенства треугольников» (7 класс, задачи сопровождаются указаниями по их выполнению.
Вариант 1.
Внутри равностороннего треугольника ABC взята точка M такая, что AM=MB. Докажите, что луч СМ – биссектриса угла АСВ.
Заполните пропуски в решении задачи:
Утверждение
|
Обоснование
|
- ∆ АВС – равносторонний
-
-
АМ=МВ
-
-
АС=ВС
-
- ∆ АМС =∆ ВМС
-
- ∠АСМ=∠ВСМ
-
- ⋯
|
По условию.
- ⋯
- ⋯
- По ⋯ признаку равенства треугольников.
- ⋯
По определению биссектрисы угла.
|
Вариант 2
Внутри равностороннего треугольника АВС взята точка М такая, что АМ=МВ. Докажите, что луч СМ – биссектриса угла АСВ.
Указание. Покажите, что:
-
АС=ВС
-
∆ АМС=∆ВМС
-
∠АСМ=∠ВСМ
-
-
-
-
Вариант 3
-
-
Внутри равностороннего треугольника АВС взята точка М такая, что АМ=МВ. Докажите, что луч СМ – биссектриса угла АСВ. рамках личностно-ориентированного подхода к обучению, воспитанию и развитию ребенка необходимо задуматься о том, как организовать занятия учеников, которые по болезни долгое время не могут посещать уроки в школе, как оказать им помощь в самостоятельном изучении математики дома. Для них разрабатываются индивидуальные задания. В задании указываются, какие параграфы надо изучить и законспектировать, какие определения выучить, какие примеры тщательно разобрать. Следующий раздел задания: "Решаем вместе"(образцы решений и аналогичные задания), далее раздел "Решаем самостоятельно". В этом разделе приведены ответы к заданиям и критерии отметок. И два последних раздела: "Самостоятельная работа" и "Контрольная работа", в которых также приводятся ответы к заданиям и критерии отметок.
Школа должна воспитывать детей так, чтобы они вырастали самостоятельными, творческими уверенными в себе людьми. Эти задачи невозможно выполнить, если мы не будем искать к каждому ученику индивидуального подхода.
.
Прикрепленный файл |
Размер |
ТМ.doc
|
39 Кбайт |
|
На: Статья "Личностно-ориентированный подход к учащимся при обуч
Вполне согласна с таким подходом к обучению, конечно, надо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Для закрепления материала по геметрии очень удобно использовать "Рабочую тетрадь по геометрии". Задачи в ней составлены таким образом, что есть начало фразы, а другую часть фразы,должен вставить ученик. Таким образом, ученик сам обучается. Ребятам очень нравится работать в этих тетрадях.