Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Из опыта работы.
Submitted by Светлана Алексеевна Полулях on чт, 24/03/2011 - 12:24
Система подготовки к ЕГЭпо обществознанию. Из опыта работы.
Учащиеся МСКОУ школы-интерната №4 только второй год будут сдавать ЕГЭ по обществознанию, этому есть объективное объяснение: дети с инвалидностью могли сдать ГИА в традиционной форме и поступать в ВУЗы. На данный момент сдача экзаменов в форме ЕГЭ стала единственной для выпускников желающих поступить в ВУЗы, и имеющих III группу инвалидности (не имеют льготы при поступлении).
Обществознание выбирают при сдаче ЕГЭ 40% учащихся, естественно появилась необходимость в создании системы подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Отметим некоторые особенности организации работы по подготовке к ЕГЭ.
1. Уроки учебного курса «Обществознание» в средней школе проводится по системе: лекция, семинар, зачёт (тест). Таким образом, учебный материал многократно отрабатывается, что ведет к его наиболее полному усвоению.
2. Помимо учебного курса обществознания, школьникам 12 кл. в рамках подготовки к ЕГЭ, предлагается курс дополнительных занятий. Значительная часть занятий посвящена отработке навыков решения проблемных задач, написанию эссе, решению тестов. Основная задача данного курса подготовки – это актуализация знаний, полученных при изучении курса обществознание. Занятия проводятся индивидуально и группой.
Работа при подготовке к ЕГЭ предполагает соблюдение некоторых принципов:
1) работа над пониманием формулировки вопроса задания и умением отвечать
строго на поставленный вопрос;
2) работа в соответствии с алгоритмами выполнения заданий;
3) анализ заданий, вызывающих наибольшие затруднения;
4) работа с понятиями;
5) решение тренировочных тестов;
6) тренинг в заполнении бланков ЕГЭ.
Планирование курса подготовки к ЕГЭ по обществознанию
на 2010-2011 уч. год
№
Темы занятий
Содержание
Кол-во часов
1.
Особенности ЕГЭ по обществознанию в 2011г.
Изменения в КИМ ЕГЭ по обществознанию 2011 года по сравнению с КИМ 2010 года:
1) Сокращено число заданий с выбором ответа (с 24 до 22).
2) На позиции В7 вводится еще одно задание на нахождение нужных позиций в списке, относящееся к другой (в сравнении с заданием В4) сфере общества.
3) Изменена форма записи ответов в заданиях В5, В6: вместо комбинации букв ответ записывается в форме комбинации цифр.
4) Уточнены критерии оценивания выполнения задания С8.
5) Уточнены критерии оценивания выполнения задания С9.
1
2.
Структура проверочной работы. Виды заданий. Критерии к оцениванию заданий с открытыми ответами.
Экзаменационная работа по обществознанию в 2011 году состоит из трех частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий:
− часть 1 содержит задания с выбором ответа;
− часть 2 содержит задания с кратким ответом;
− часть 3 содержит задания с развернутым ответом.
1
3.
Содержательная линия «Человек и общество»
Выполнение различных типов заданий,
работа с понятиями. Перечень элементов содержания:
1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.)
1.3 Мировоззрение, его виды и формы
1.4 Виды знаний
1.5 Понятие истины, ее критерии
1.6 Мышление и деятельность
1.7 Потребности и интересы
1.8 Свобода и необходимость в человеческой деятельности
1.9 Системное строение общества: элементы и подсистемы
1.10 Основные институты общества
1.11 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
1.12 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
1.13 Образование, его значение для личности и общества
1.14 Религия
1.15 Искусство
1.16 Мораль
1.17 Понятие общественного прогресса
1.18 Многовариантность общественного развития (типы обществ)
1.19 Угрозы XXI века (глобальные проблемы)
ПРИЛОЖЕНИЕ: Контрольный тест по теме «Человек и общество»
5
4.
Содержательная линия «Экономика»
Выполнение различных типов заданий,
работа с понятиями. Перечень элементов содержания:
2.1 Экономика и экономическая наука
2.2 Факторы производства и факторные доходы
2.3 Экономические системы
2.4 Рынок и рыночный механизм.
Спрос и предложение
2.5 Постоянные и переменные затраты
2.6 Финансовые институты. Банковская система
2.7 Основные источники финансирования бизнеса
2.8 Ценные бумаги
2.9 Рынок труда. Безработица
2.10 Виды, причины и последствия инфляции
2.11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП
2.12 Роль государства в экономике
2.13 Налоги
2.14 Государственный бюджет
2.15 Мировая экономика
2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
7
5.
Содержательная линия «Социальные отношения»
Выполнение различных типов заданий,
работа с понятиями. Перечень элементов содержания:
3.1 Социальная стратификация и мобильность
3.2 Социальные группы
3.3 Молодежь как социальная группа
3.4 Этнические общности
3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
3.6 Конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ
3.7 Социальный конфликт
3.8 Виды социальных норм
3.9 Социальный контроль
3.10 Свобода и ответственность
3.11 Отклоняющееся поведение и его типы
3.12 Социальная роль
3.13 Социализация индивида
3.14 Семья и брак
5
6.
Содержательная линия «Политика»
Выполнение различных типов заданий,
работа с понятиями. Перечень элементов содержания:
4.1 Понятие власти
4.2 Государство, его функции
4.3 Политическая система
4.4 Типология политических режимов
4.5 Демократия, ее основные ценности и признаки
4.6 Гражданское общество и государство
4.7 Политическая элита
4.8 Политические партии и движения
4.9 Средства массовой информации в политической системе
4.10 Избирательная кампания в РФ
4.11 Политический процесс
4.12 Политическое участие
4.13 Политическое лидерство
4.14 Органы государственной власти РФ
4.15 Федеративное устройство России
7
7.
Содержательная линия «Право»
Выполнение различных типов заданий,
работа с понятиями. Перечень элементов содержания:
5.1 Право в системе социальных норм
5.2 Система российского права. Законотворческий процесс
5.3 Понятие и виды юридической ответственности
5.4 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ
5.5 Законодательство РФ о выборах
5.6 Субъекты гражданского права.
5.7 Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности
5.8 Имущественные и неимущественные права
5.9 Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора
5.10 Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака
5.11 Особенности административной юрисдикции
5.12 Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
5.13 Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)
5.14 Споры, порядок их рассмотрения
5.15 Основные правила и принципы гражданского процесса
5.16 Особенности уголовного процесса
5.17 Гражданство РФ
5.18 Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба