Ребята, сегодня мы заканчиваем изучение курса природа России. Задача сегодняшнего урока обобщить знания, полученные в ходе изучения темы природные районы России. А что же такое Россия? (это наша Родина)
Действительно, Родина – она как большая книга, ее не возможно не знать, ее невозможно не изучать. И мне хотелось бы начать наш урок с прекрасных слов:
Россия, я твоя росинка,
Песчинка малая твоя,
Когда метель – тоя снежинка,
В ручье – я капелька ручья.
Из этих капелек-росинок
Большие реки потекли,
И если б не было песчинок,
Тогда бы не было земли.
Итак, мы начинаем. Первое задание будет общее для всех (фронтальный опрос). Вам необходимо определить о какой территории России идет речь.
1-«Земной пояс», «Камень», «Рифейские горы» - современное название появилось только в 18 веке в работах знаменитого русского историка и географа Василия Никитича Татищева. (Урал)
- Фундамент – молодая платформа. Поверхность имеет блюдцеобразную вогнутую форму, большая часть ее заболоченная, недра богаты нефтью и газом (Западно - Сибирская равнина).
- Территория богата разнообразными природными ресурсами. Залегают металлические руды, марганец. Минеральные источники послужили основой для развития курортного хозяйства. Это чудесное место отдыха для горнолыжников (Северный Кавказ).
- Территория расположена на древней докембрийской платформе. Этим обусловлена главная особенность ее рельефа – равнинность. Равнина – холмистая (Русская равнина).
- Здесь все не как у нас. Все то же, да не то. Белки не рыжие, а черные. Вороны большеклювые. За группой деревьев, обвитых виноградом, открывается поляна (Дальний Восток, Приморье, Уссурийская тайга).
- Край гранита, воды, лесов. Спокойная зеркальная гладь бесчисленных озер, окаймленных дремучими лесами. Сказочно красивы их берега, сложенные из гранита и мрамора. Мощный ледник, точно гигантский панцирь, покрывающий некогда территорию, придал ее поверхности своеобразный облик. Сгладил острые гребни возвышенностей, углубил впадины, разбросал по территории огромные массы валунов (Карелия).
- Полуостров. Край незакатного солнца летом и озаренной полярным сиянием многомесячной ночи зимой, мир льда и снега, трескучих морозов и лютых метелей и вместе с тем край, чарующий и влекущий всякого, кто его увидел (Таймыр).
- Здесь множество теплых, горячих и просто кипящих озерков, лужиц разнообразных цветов: от небесно-голубого и бирюзового, до коричневого и красного. Все кругом пропитано паром. Трудно дышать. Медведи здесь весной находят теплую грязь и греются в ней (Камчатка, Долина гейзеров).
2. Ребята, о чем мы обычно говорили, изучив географическое положение? (тектоническое, строение, рельеф)
А какая существует географическая зависимость между географическим строением и рельефом? (платформам соответствуют равнины, а складчатым областям горы) Приведите примеры.
Сейчас мы попробуем выполнить задание, связанное с рельефом, тектоническим строением двух горных систем Кавказа(1) и Урала (2). Распределите понятия:
Куэсты(1), ледник (1), складчато-глыбовые(2), молодые горы(1), хребет(1,2), кряж(2), вершины – потухшие вулканы(1), курортологические ресурсы(1), Баженовское месторождение асбеста(2), перевал Крестовый (1), крупные месторождения железных руд(2), поделочные камни(2), в центральной части добывают вольфрам, медь, ртуть(1).
Задание выполняется в парах, один ученик выбирает географические понятия, относящиеся к Уралу, другой - к Кавказу. Можно попросить выполнить это задание и на доске.
3.На ЭТО влияет рельеф, а ЭТО влияет на растительный, животный мир, почвы. Что ЭТО? (климат)
Вопросы всему классу:
- В каком природном поясе лежит большая часть крупных природных районов страны? (в умеренном)
- Какой перенос воздушных масс действует в умеренном климатическом поясе? (западный)
- В вязи с этим на разных территориях выделяются…. (закончите предложение) климатические области.
А теперь работа с картой. Вам необходимо составить краткую характеристику климата территории. (Работа выполняется в группах, каждой группе дается природный район. После выполнения задания учащиеся зачитывают свою характеристику. Далее на экране появляется характеристика климата района, которую составил учитель. Сверяя свою работу, с работой учителя, анализируют на сколько верно выполнено задание).
4.Реки природных районов мы повторим, заполняя таблицу, вам необходимо вставить пропущенные названия и характеристики (выделенный текст у ребят пропущен, они его заполняют самостоятельно).
река
исток
устье
Бассейн
(океан)
притоки
режим
Амур
Большой Хинган
Охотское море
Тихий
Зея, Шилка, Аргунь, Сунгари
Разливается летом
Лена
Байкальский хребет
Море Лаптевых
С.Л.О.
Вилюй, Алдан, Витим, Олекма
Апрель-июнь
Обь
Телецкое озеро
Карское море
С.Л.О.
Иртыш, Чулым, Кеть, Васюган
Апрель-май
Урал
Хребет Уралтау
Каспийское море
Внутренний сток
Сакмара, Илек
апрель
Печора
Северный Увал
Баренцево море
С.Л.О.
Ижма,Уса
Май-июнь
Дон
Среднерусская возвышенность
Азовское море
Атлантический
Хопер, Северский Донец
Март-апрель
5.А теперь повторим географические понятия, связанные с природными комплексами, для этого из предложенного перечня выберете те, которые относятся к вашей территории и дайте краткую характеристику этому понятию
(Учащимся дается один из регионов и они находят понятия, которые относятся к данному региону). Лист с заданием выглядит следующим образом:
Гидролакколиты (куполовидные холмы с ледяным ядром),
Отуряхи (травяные речки, не имеющие воды, и станвящиеся водотоками во время дождей),
Лиственница (основа сухой тайги, воде не поддается ни пиле, ни топору, из нее делали сваи для дворцов Венеции),
Дальний Восток
уссурийская тайга ( много эндемиков, рядом могут расти кедр и маньчжурский орех, лиственница и амурский бархат),
цунами (часты в этом районе, гигантские волны-убийцы),
долина гейзеров (всего их 20, 10 крупных пульсирующих источников, 300 мелких, кипящих и свободно изливающихся).
6.Ребята, на территории нашей страны большое количество охраняемых природных объектов, памятников всемирного наследия. Работая с картой атласа стр 26, назовите, какие наиболее значимы для вас, некоторые из них мы с вами уже изучили, находясь на экскурсиях, некоторые еще предстоит изучить.
Территория России уникальна, ее необходимо охранять, беречь, любить.
Пришла пора подвести итоги урока (Итоги подводятся командирами групп).
(Можно показать фотоальбом о природе России)
Домашнее задание:повторить тему, подготовиться к контрольной работе.
Рекомендации к проведению урока:
1. На уроке должно быть 6 групп (по количеству природных районов)
2. Чтобы группа занималась обобщением знаний не одного, а нескольких районов меняйте карточки с названиями регионов после каждого задания.
3. Для того, чтобы не запутаться и не тратить много времени на это, определите для себя систему обмена, например: по часовой стрелке. Схематично это может выглядеть так:
группа
1 задание
(узнать район или его часть)
3 задание (характеристика климата)
5 задание
(соотношение природного объекта к территории)
6 задание
(охраняемые территории)
1 группа
Русская равнина
Дальний Восток
Восточная Сибирь
Западная Сибирь
2 группа
Кавказ
Русская равнина
Дальний Восток
Восточная Сибирь
3 группа
Урал
Кавказ
Русская равнина
Дальний Восток
4 группа
Западная Сибирь
Урал
Кавказ
Русская равнина
5 группа
Восточная Сибирь
Западная Сибирь
Урал
Кавказ
6 группа
Дальний Восток
Восточная Сибирь
Западная Сибирь
Урал
4. Командирам групп можно приготовить лист оценивания в виде таблицы, в котором можно отметить, как работал каждый ученик. Это необходимо для того, чтобы при анализе работы группы командир мог рекомендовать, какие темы ученик знает слабо и нужно обратить внимание для подготовки к контрольной работе. Например:
Размещено Wed, 23/03/2011 - 18:28 пользователем Анна Эртель.
Спасибо, Ольга Анатольевна, за размещение интересного и НУЖНОГО урока. Такое обобщение очень важно для систематизации знаний учеников о природных регионах России, эти знания очень нужны для понимания экономического развития страны и отдельных регионов. В уроке используюся различные формы организациии деятельности учащихся, в полной мере реализуются деятельностный и компетентностный подходы к обучению! Уважаемые коллеги, рекомендую взять эту разработку в свою методическую копилку! Спасибо, Ольга Анатольевна, за полезные материалы.
Комментарий был изменен с момента создания (Анна Эртель, Wed, 23/03/2011 - 18:28).
Уважанемая Ольга Анатольевна! Большое спасибо за такой замечательный урок. Обязательно воспользуюсь им в своей работе. Очень чёткая организация работы на уроке при таком огромном материале для обобщения позволяет систематизировать знания по теме, создать некий целостный образ каждого природного района, выделить специфические черты районов, вспомнить особенности их природных компонентов. Очень понравилась система оценивания тем, что командир класса должен ответственно ставить оценки, обращая внимание своих товарищей на слабые стороны в их подготовке, а не, как часто бывает, поставить хорошие оценки своим друзьям. Обязательно возьму этот опыт себе на заметку, так как часто организую на уроках работу в группах, которую бывает трудно объективно оценивать. Желаю дальнейших успехов в работе.
Дубилко Нина Ивановна. Учитель географии . Семикаракорский район.
Уважаемая Ольга Анатольевна, Спасибо за разработку урока. Хороший урок систематизации и обобщения знаний. Об,ём материала большой, увлекательный, но проходит как бы на обном дыхании. Четко вырисовывывается образ района. Удачная работа в группах и система оценивания. Конечно на таком уроке нужно показать и фотоальбом, даже в можно самом начале, когда нужно угадать территории по описанию
Комментарий был изменен с момента создания (Liliya5, Fri, 22/04/2011 - 12:12).
Размещено Fri, 22/04/2011 - 23:44 пользователем Ольга Анатольевна Шишова.
Уважаемые коллеги! Огромное спасибо за добрые слова. Я очень люблю проводить уроки обобщающего повторения. В ближайшее время постараюсь разместить уроки для 6 и 7 класса. С уважением Шишова Ольга.
Спасибо за интересный урок. Согласна с коллегами, что урок проходит на одном дыхании, можно проследить межпредметные связи. Хорошо организована работа с оценивание знаний. Желаю Вам дальнейших творческих успехов.
Ольга Анатольевна, большое спасибо за урок! В уроке прослеживается логичность и взаимосвязь в построении этапов, доступность изложения материала. Урок формирует самостоятельное мышление обучающихся, активную учебную деятельность.
На: Природа регионов России.
Спасибо, Ольга Анатольевна, за размещение интересного и НУЖНОГО урока. Такое обобщение очень важно для систематизации знаний учеников о природных регионах России, эти знания очень нужны для понимания экономического развития страны и отдельных регионов. В уроке используюся различные формы организациии деятельности учащихся, в полной мере реализуются деятельностный и компетентностный подходы к обучению! Уважаемые коллеги, рекомендую взять эту разработку в свою методическую копилку! Спасибо, Ольга Анатольевна, за полезные материалы.
На: Природа регионов России.
Уважанемая Ольга Анатольевна! Большое спасибо за такой замечательный урок. Обязательно воспользуюсь им в своей работе. Очень чёткая организация работы на уроке при таком огромном материале для обобщения позволяет систематизировать знания по теме, создать некий целостный образ каждого природного района, выделить специфические черты районов, вспомнить особенности их природных компонентов. Очень понравилась система оценивания тем, что командир класса должен ответственно ставить оценки, обращая внимание своих товарищей на слабые стороны в их подготовке, а не, как часто бывает, поставить хорошие оценки своим друзьям. Обязательно возьму этот опыт себе на заметку, так как часто организую на уроках работу в группах, которую бывает трудно объективно оценивать. Желаю дальнейших успехов в работе.
Дубилко Нина Ивановна. Учитель географии . Семикаракорский район.
На: Природа регионов России.
Уважаемая Ольга Анатольевна, Спасибо за разработку урока. Хороший урок систематизации и обобщения знаний. Об,ём материала большой, увлекательный, но проходит как бы на обном дыхании. Четко вырисовывывается образ района. Удачная работа в группах и система оценивания. Конечно на таком уроке нужно показать и фотоальбом, даже в можно самом начале, когда нужно угадать территории по описанию
Пешкова Лилия
На: Природа регионов России.
Уважаемые коллеги! Огромное спасибо за добрые слова. Я очень люблю проводить уроки обобщающего повторения. В ближайшее время постараюсь разместить уроки для 6 и 7 класса. С уважением Шишова Ольга.
На: Природа регионов России.
Уважаемая Ольга Анатольевна!
Спасибо за интересный урок. Согласна с коллегами, что урок проходит на одном дыхании, можно проследить межпредметные связи. Хорошо организована работа с оценивание знаний. Желаю Вам дальнейших творческих успехов.
С уважением Василенко Л.В.
С уважением Лариса Владимировна.
На: Природа регионов России.
Ольга Анатольевна, большое спасибо за урок! В уроке прослеживается логичность и взаимосвязь в построении этапов, доступность изложения материала. Урок формирует самостоятельное мышление обучающихся, активную учебную деятельность.
На: Природа регионов России.
Уважаемая, Ольга Анатольевна! Спасибо за размещенные материалы, интересно ознакомиться. Удачный вариант урока обобщающего повторения.
На мой взгляд, уроки обобщающего повторения правильно построить не просто, т.к. нужно ничего не упустить и при этом уложиться в урок.
Лагутина О.Н.