Рекомендации об организации выполнения домашнего задания с детьми в условиях замещающей семьи
Submitted by Анна Петровна Лагода on Tue, 22/03/2011 - 21:48
« Особенности организации и рекомендации выполнения домашнего задания с детьми в условиях замещающей семьи »
(Слайд № 1)
Выполнение домашнего задания для родителей с ребёнком, который оказался в замещающей семье, наверняка вызовет определённые трудности. Особенно, когда ребёнок не похож на других детей, имеет трудности в обучении.
Поэтому задачей замещающих родителей является умение поддержать ребёнка, создать ситуацию успеха, а самое главное не сделать так, чтобы ребёнок не захотел учиться.
(Слайд № 2)
Если вы желаете, чтобы ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием, то никогда не говорите о школе и учителях плохо. Старайтесь тактично решить конфликтные ситуации без присутствия ребёнка.
Показывайте ребёнку правильные приёмы работы, если ему трудно, и он не может сам найти правильное решение.
Интересуйтесь школьной жизнью своего ребёнка, общайтесь с ним, прислушивайтесь к его настроению, его проблемам, разделяйте его успехи, радуйтесь вместе с ним его достижениями.
Домашние занятия могут организовываться с учетом индивидуальных особенностей работоспособности ребенка. Для некоторых детей характерна так называемая эпизодическая работоспособность, при которой ребенок может удерживать внимание на учебных задачах в течение 7-10 минут, а затем отвлекается, давая своей нервной системе время для восстановления. Пятиминутный перерыв для отдыха - и школьник готов продолжать заниматься. В школе нет возможности предусматривать подобные перерывы для каждого ученика, а дома родители для собственного ребенка могут организовать индивидуальный режим обучения, учитывающий пики и спады его работоспособности. Особенно полезен индивидуальный подход тем детям, у которых трудно проходит привыкание к школе, а также гиперактивным или слишком тревожным.
Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе.Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, ребенок находится в школе 6-7 часов, а затем его "рабочий день" продолжается, когда он выполняет уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять из одной умственной деятельности! Ребенок - целостное существо, для его полноценного развития важны движение, общение, труд и творчество.
(Слайд № 3)
Ограничьте время на приготовление уроков в целом и время совместной вашей работы.Договоритесь с ребенком, что будете работать вместе 1-1,5 часа, но с полной отдачей. Выполнение уроков в течение двух и более часов истощает силы ребенка, в результате умственную работу он связывает только с негативными эмоциями. Ограничение времени совместной работы учит ребенка ценить вашу поддержку и помощь. При выполнении устных и письменных заданий исключите из своей речи негативные оценочные высказывания: «Ну, неужели нельзя это было сделать правильно с первого раза», «Это неправильно, думай еще!», «Ты невнимательный», «Ты ленишься», «Ты нытик». Чаще говорите ребёнку такие слова, как: «Я верю в тебя», «У тебя получится» «Зная тебя, я был уверен, что ты всё сделаешь хорошо».
Я хотела бы познакомить вас с памятками выполнения домашних заданий по ведущим предметам, использование которых даёт положительные результаты.
Кписьменным заданиямотнесем переписывание упражнения. Здесь можно опираться на памятку«Как готовить домашнее задание по русскому языку».
(Слайд № 4)
Во время выполнения письменного задания выделите для себя главную задачу - прочитать и разобраться с заданием, данным к упражнению, а затем грамотно переписать упражнение.
К текстовым заданиям можно отнести задание прочитать и пересказать текст. Бывает, что младшие школьники при виде большого, по их мнению, текста вообще отказываются его читать и пересказывать. Решить эту проблему можно при помощи памятки «Как выполнять задание по чтению».
(Слайд № 5)
Читая текст, старайтесь выяснить значение и смысл непонятных слов и обязательно выделяйте и находите «смысловые опоры» – самые главные слова, выражения в тексте, которые отражают суть прочитанного.
Для усвоения текста любого содержания используйте прием разделения на части, количество которых не должно превышать 6-7. Выделите в каждой из них главную мысль, придумайте название. Можно к каждой части нарисовать небольшой схематичный значок - пиктограмму, с помощью которой легко вспоминается основная мысль данной части.
Чтобы сохранить тлеющий огонек интереса к чтению, нужно продолжать ребенку читать вслух те книги, которые привлекают его своим сюжетом, красочным оформлением, современными или героическими персонажами.
Если вашему ребёнку нужно выучить стихотворение наизусть, то в этой ситуации вам поможет следующая памятка:
(Слайд № 6)
Метод пиктограмм хорошо подходит и для заучивания стихов наизусть.
При выполнении математических заданий у детей могут возникать трудности с пониманием смысла задачи. В этом случае родителям и ребёнку необходимо воспользоваться памяткой по решению текстовых задач.
(Слайд № 7)
Иногда родители считают, что ребенку, чтобы научиться решать задачи, надо их решить огромное количество. Но сегодня ребенок может с горем пополам прорешать их десяток, а завтра споткнется на первой, же подобной. Значит, он не знает алгоритма решения, не понимает, как связаны между собой величины задачи. В таком случае важно научить ребенка распознавать в задаче известное и то, что надо узнать, а лучше всего научите ребёнка представлять задачу как происшествие.
(Слайд № 8)
Чтобы ребенок не боялся задач, просите его решать их в повседневных ситуациях ("Сколько пар обуви будет стоять в коридоре, когда с работы вернется папа? А когда ты уйдешь гулять?" или "Сколько яблок нужно купить на три дня, если каждый из нас будет съедать в день по одному яблоку?").
Освоить практические навыки решения задач нередко помогают ситуации, в которых ребенок оказывается в позиции покупателя ("Сколько тебе надо взять денег, чтобы купить хлеб и молоко? Я тебе дам 50 рублей. Сколько сдачи тебе должны сдать?").
Возникли трудности при решении примеров по математике - ребенок сделал ошибку, значит, взрослый должен помочь ему найти ее и исправить. Ваша цель - упростить задачу для ребенка, построить ему такую новую мини-задачу, которая окажется ему по силам и поможет понять причину совершенной ошибки. Например, если ребенок при сложении 27 и 15 получает 32, вы его спрашиваете: "А сколько будет 17 и 15?". Получив ответ в новой задаче - 32, ребенок натыкается на противоречие: 15 складывается с разными числами, а ответ один! Так он приводит его к обнаружению ошибки.
(Слайд № 9)
Также можно использовать памятку«Алгоритмы решения примеров».
(Слайд № 10)
Чтобы ребёнок лучше запомнил таблицу умножения, необходимо научить его умножать и делить сразу. Полезно таблицу учить, немного опережая школу. Умножение на «5» лучше учить по часам, а самое главное - научите ребёнка замечать особенности и закономерности в составлении самой таблицы.
У воспитанников детского дома чаще всего учебная мотивация снижена, интересы в основном игровые. И вот дети оказались в замещающей семье. Для формирования положительного отношения к учёбе у ребёнка необходимо заботиться о создании положительной атмосферы дома. Постоянно снижать тревожность детей, исключать иронию, выговор. Создать ситуацию успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворение. Шире опираться на игру, делать её естественной организацией быта детей. Целенаправленно стимулировать детей при выполнении уроков, возбуждать интерес, эмоции, удивление, находить новизну, формировать оптимистическое настроение.
(Слайд № 11)
Какие бы отметки ребенок ни получил, всё же сейчас он готов заниматься - поддержите его в этом своей похвалой и одобрением.Важно, чтобы ребенок поверил, что вы его продолжаете любить независимо от оценок, полученных в школе.Радуйтесь каждый раз, когда заметите в его глазах интерес к знаниям, пусть даже при выполнении простых задач. Помните,человеку нравится то, что у него получается.Задавайте ребенку задания и вопросы по силам.Даже маленький успех, увеличенный родительским вниманием и одобрением, окрыляет, разжигает интерес, рождает желание решать более сложные учебные задачи.