В последние годы и родители, и педагоги часто жалуются на то, что дети начинают поздно говорить, разговаривают плохо и мало, их речь бедна и примитивна. Такая картина наблюдается, к сожалению, не только в нашей стране, но и во всем мире. За последние 20 лет число речевых нарушений выросло более чем в 6 раз.
Чаще всего это связано с неблагоприятной семейной обстановкой, в которой растет ребенок и с неправильно выстроенной взрослыми тактикой воспитания. Ребенку необходимо активное, интенсивное общение со взрослым: совместные игры, прогулки, беседы, занятия.
Слайд 2
Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей в детском саду, а также единые требования в дошкольном учреждении и семье, позволяют ускорить формирование речевой активности. В исследованиях психолог М.И. Лисина доказала, что на просьбу ребенка, выраженную жестом, взрослый не проявляет ответной реакции, то ребенок скорее начнет делать попытки выразить просьбу словесно, т.е. будет проявлять речевую активность, несмотря на испытываемые при этом большие трудности.
Слайд 3
Развитию речи в детских садах уделяется большое внимание на занятиях, что дает положительные результаты, но это касается преимущественно количественной стороны речи. Не отрицая необходимости специальных занятий по развитию речи, следует отметить: их эффективность находится в прямой зависимости от того, как ребенок будет включать в активную речь полученные навыки.
Слайд 4
Быстроте речевых реакций в диалоге и других ситуациях, выбору игр и увлечений, связанных с речью, быстроте и точности выбора слов, развертывания синтаксических конструкций, текста, активной реакции на поступок ли высказывание других лиц способствует: общая активность, коммуникабельность, инициативность, стремление к лидерству, умение преодолевать скованность, застенчивость, способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи. Одно из основных условий нормального психофизического развития ребенка и подготовки его к обучению в школе — это своевременное овладение правильной, активной речью.
Слайд 5
Мы предлагаем педагогам систему психологических, психотерапевтических и педагогических воздействий, которые вошли в 3 блока работы для решения данной проблемы.
Слайд 6
Первый блок направлен на активизацию деятельности детей, основным содержанием которого являются игровые упражнения и этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятельности, эмоциональной поддержки участников группы, на преодоление замкнутости, социальной изолированности через формирование чувства принадлежности к группе и адекватной самооценки.
Слайд 7
Упражнения, а также этюды этого блока мы предлагаю в качестве разминки, средствами как включения в работу, так и развития. С этой целью необходимо использовать побуждения типа «Покажи, как...», «Изобрази, как...», «Повтори за мной...» и т.п. Детей необходимо обучать восприятию и выражению основных эмоций. С этой целью можно предложить им упражнения для мимических мышц лица: нахмуриться, поднять брови, наморщить лоб, зажмуриться, прищуриться и т.п. Так дети учатся отражать основные эмоциональные состояния (внимание, интерес, удивление, удовольствие, радость). С этой целью разыгрываются несложные этюды с комментированием взрослого (я объясняю и показываю, какие движения нужно выполнять для передачи того или иного состояния). Кроме того, дети учатся самостоятельно показывать основные эмоции.
Слайд 8
Примеры некоторых упражнений «Зеркало».
Педагог говорит детям: «Вы будете зеркалом, а я буду смотреться в него. Ну-ка, зеркальце, скажи, какое выражение на моем лице?». Используются два варианта определения мимики воспитателя: дети называют выраженное на лице эмоциональное состояние или самостоятельно, или с опорой на подсказку: «Мне грустно, когда на улице плохая погода. Мне рассказали смешную историю. Я ужасно боюсь грозы. Я очень рассердилась» и т.д. При продолжении игры «зеркало» не только называет выражение, но и копирует его. «Вкусные конфеты». Педагог вместе с детьми выбирает одного ребенка. У него в руках воображаемый пакет с конфетами. Он по очереди протягивает его детям. Они берут по одной конфете, благодарят, жуют, мимикой выражают удовольствие, улыбаются. Внимание также необходимо уделять пантомимике. Это развивает способность распознать и понять эмоциональное состояние другого человека, выражать свои эмоции с помощью жестов, движении, походки, позы. Пантомимика повышает интерес детей к занятиям, расширяет их эмоциональный опыт, позволяет замкнутым детям раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, проявить творчество.
Слайд 9
Практическое задание 1
Цель: 1. Формировать положительное отношение педагогов к использованию методов невербального общения в работе с детьми.
2. Научить воспитателей проведению игровых упражнений и этюдов, направленных на эмоциональную поддержку детей, развитие воображения и фантазии.
Слайд 10
«День рождения». Выбирается именинник. Все дети мимикой, жестами дарят ему подарки, а именинник угадывает, что это за подарок. Указанные выше упражнения и этюды не только знакомят детей с мимикой, жестами, позами, походкой, отображающими основные эмоции, но и корректируют некоторые черты характера, а также самооценку детей. Для формирования адекватной самооценки можно предложить также следующие игры и упражнения: «Молчок», «Делай, как я», «Походка и настроение», «Проигрывание ситуаций», «Попугай», «Какой я?», «Турнир», «Веретено». Эти и аналогичные им упражнения я включаю в ход занятия (в его середине) — они выполняют функцию переключения, двигательной и эмоциональной разрядки, активного отдыха. Подводя итоги хочется отметить, что представленные выше упражнения и этюды, первого блока способствуют усилению сплоченности группы, развитию чувства общности, товарищества и установлению в группе атмосферы доверия и безопасности, формируют внимательное и бережное отношение детей друг к другу.
Слайд 11
Второй блок направлен на активизацию компонентов речевой деятельности, а активизация речевой деятельности в целом невозможна без активизации ее основных компонентов, поэтому большое внимание следует уделять словесным играм, цель которых — обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности.
Ценность таких игр — в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность.
Слайд 12
Примеры некоторых игр и упражнений «Любопытный». Дети образуют круг. Водящий («любопытный») называет букву, с которой должны начинаться ответы. Затем обращается к какому-либо игроку и задает короткие вопросы типа: «Кто?», «Что делает?», «Какой?», «Когда?», «Зачем?» и т.п. Задача играющих — отвечать как можно скорее. Например, объявлен звук р. Возможные ответы: рак, рисует, розовый, ранним утром. Если ребенок затрудняется с ответом, «любопытный» обращается к другому участнику. За быстрый ответ игрок награждается фишкой. «Подбор прилагательных». Педагог показывает картинку, игрушку или называет слово, а дети указывают как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту, например: стол - деревянный, кухонный, столовый, старый, новый, удобный и т.п. Выигрывает тот, кто назовет больше признаков, чем другие.
Слайд 13
Практическое задание2
Цель: 1. Познакомить участников практикума с играми – придумывания.
2. Учить педагогов приемам активизации речевой деятельности детей через речевую игру. Игра – придумывания «Сочиним историю» или «Сказка по кругу». Задание для педагогов: Ведущий начинает рассказывать историю: «Жили-были...», следующий продолжает и так далее по кругу. Варианты игр - придумывания: «Кто быстрее?», «Пара к паре», игра с мячом «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Кто скажет больше?», «Телефонный разговор», «Шкатулка сказок».
Слайд 14
Третий блок направлен на активизацию речи в разных видах деятельности. В качестве одного из направлений этого блока я предлагаю изменение социальной позиции, которое происходит за счет включения детей в разные виды деятельности и сферы общения. Для этого целесообразно использовать моделирование проблемных и игровых ситуаций, которые создаются путем использования наглядности, исполнения детьми различных ролей. Известно: исполнение ролей в процессе игры и общения психологически настраивает ребенка на речевые действия, ожидаемые от него в определенной ситуации.
Слайд 15
Обращаюсь к ребенку, мы стимулируем его игровую сопроводительную речь, как бы программируя развитие игры. Побуждаем детей к самостоятельным вопросам: «Спроси у Кати, может быть, она хочет пойти погулять? Узнай у Димы, куда он уезжает? Леночка, попроси бабушку испечь пирог, к нам собираются гости». Вопросно-ответные конструкции обладают наибольшей коммуникативной активностью, поэтому рекомендуем включать задания, предусматривающие употребление вопросительных предложений. Также вводятся задания, в которых детям приходится выполнять речевые действия в предлагаемых обстоятельствах. Они задаются путем словесного описания условий и участников общения, а также постановки речевой задачи.
Такие ситуации различаются по степени сложности, поэтому необходимо соблюдать определенную последовательность в их предъявлении. Описание ситуаций или формулировка речевой задачи, содержащая лексико-грамматические элементы ожидаемого высказывания, намечает схему ответа ребенка. Например, в игре «Гости» дети распределяют между собой роли: хозяева дома (мама, папа, ребенок) и гости. Мы предлагаем детям пригласить в гости своих друзей, встретить их, познакомить с «мамой, папой». «Ребенок» показывает гостям свою комнату, рассказывает об игрушках. «Родители» приглашают к столу, угощают чаем, сладостями, рассказывают о своей работе. Гости благодарят. Затем играющие меняются ролями.
Слайд 16
Более сложными являются задания, которые предполагают равное участие партнеров в диалоге, например «Катя болеет». Сообщаем детям, что их подруга заболела и не приходит в детский сад, предлагаем навестить Катю, принести ей что-нибудь, рассказать о чем-либо, рассмешить, утешить. Каждый должен задать Кате вопрос, а она — ответить на него. Отрабатываются различные варианты: например, Дима расскажет Кате о новом мультфильме, Аня — о новой девочке в группе, Сережа — о новых игрушках и т.д. На прощание дети должны пожелать Кате выздоровления.
Слайд 17
Практическое задание 3: сконструировать организацию сюжетно-ролевой игры Вопросы для обсуждения:
1. Назовите методы конструирования игровой ситуации.
2. Трудности организации игры с сюжетом.
3. Методы и приемы, способствующие речевой активизации детей.
Работа по активизации речи в игре и общении предполагает использование более сложных игр — драматизации, инсценировок, творческих сюжетно-ролевых игр, игр-импровизаций с правилами, направленных на дальнейшее осознание своего социального Я, на развитие умения правильно определять отношение окружающих к себе, действовать в соответствии с предложенной или выбранной ролью, проявлять творчество и инициативу. Поэтому цель предложенных игр — это устранение препятствий в межличностных отношениях, повышение социального статуса испытуемых. Активную речь детей в игре стимулирует возможность перевоплотиться с помощью костюмов и грима, использование декораций, сюрпризных моментов.
Слайд 18
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».