Официальный сайт avto4avto 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Технология активного обучения по опорным схемам и конспектам старших классах на уроках литературы.

Submitted by Елена Николаевна Юханова on вс, 20/03/2011 - 14:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Юханова Е.Н.
Место работы, должность: 
учитель русского языка и литературы
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
использование на уроках литературы опорных схем.
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}

Технология  активного обучения по опорным схемам и конспектам старших классах на уроках литературы.                                         

                                                                                     Юханова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4

 г Комсомольск –на-Амуре, педстаж-  25 лет

 

 Урок литературы… В системе школьных занятий он занимает особое место: здесь все многозначнее и сложнее. Здесь не только получают теоретические знания о литературе, о художественном тексте и его особенностях, здесь учатся быть людьми, постигают законы добра и любви. Каждый день. Из урока в урок.

 Готовясь к уроку, я стремлюсь разработать что-нибудь свое, неповторимое, такое, с чем ещё не встречалась.

 Когда? Почему я пришла как учитель литературы к технологии активного обучения по ОСК?

 Этой проблемой я стала заниматься с самого начала учительской деятельности.

  Как молодой специалист я, идя на урок, сама терялась в объеме преподаваемого материала, порой, не могла выделить главное. А уложиться в сорок минут было сложно.

  Эта технология помогла мне как учителю литературы выстроить систему целостного анализа произведения.

  Любое художественное произведение  - это узел, в который «завязаны» различные сюжетно-тематические линии, а ОСК не что иное, как попытка  «распутать этот узел», разложить его на составляющие части, причем  каждая из них также допускает возможность аналогичного распутывания. 

 

  Представленные презентации по произведениям  Александра Блока «12», М.А. Булгакова «Белая гвардия», «Собачье сердце», А.Ахматовой «Реквием» позволяют увидеть логику внутреннего движения содержания художественного произведения и не нарушать её.
  Искусство педагога, по моему мнению,  заключается в создании культа художественного текста.

  В течение урока учащиеся должны работать со словом автора. При этом ребята учатся ориентированно вести диалог, полилог, монолог; «великий и могучий русский язык» наших классиков должен господствовать на уроках (иначе ОСК теряет смысл как обучающее средство).

  И нельзя допускать, чтобы ОСК был «доверху забит» знанием,  и учащимся ничего не осталось для творчества.

  Каждый ОСК -  это всего лишь ориентир в дальнейшем поиске путей развертывания текста.

  Таким образом,  ОСК представляет собой не академический (вузовский) разбор произведения, а является всего лишь подходом к целостному изучению произведения в рамках школьной программы.

  Полученные знания можно реализовать при написании сочинения-рецензии по прочитанному произведению.

 

 

  Слайд 1  ОСК  М.Булгаков.

                  ОСК  А  Блок

                  ОСК А. Ахматова

 

 Считаю,  что используемая технология ориентирована на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях более чем скромного количества часов и усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности учащихся.

  Я представила, на мой взгляд, особо удачные ОСК по изучаемым произведениям.

 Как можно применить данную технологию, я покажу вам на примере рассказа Светланы Василенко «Суслик».

 Практическая значимость данной технологии заключается в том, чтобы:

*  помочь осмыслить произведение;

* сформулировать теоретические основы целостного анализа текста;

* включить в работу все стороны механической и логической памяти учащихся;

* при устном ответе ОСК служит подспорьем ученику;

* для сильного ученика объяснение на основе ОСК – подсказка для неординарного умозаключения;

* для слабого ученика объяснение на основе ОСК позволяет постепенно концентрировать  и удерживать внимание на уроке.

 

Структура опорной схемы

1)      История создания произведения, которая закладывается кодированно в название.

2)      Смысл заглавия (порой это знание является ключом к пониманию темы, либо идеи произведения). Стараемся найти прямой и переносный смыслы названия, используя толковый словарь.

3)      Тема произведения (о чем?)

4)      Идея (ради чего написано?)

5)      Проблематика произведения (нравственная, политическая, социальная, философская и др.)

6)      Конфликт (столкновение  героев, позиций  и другое. Внешний  и  внутренний конфликты).

7)      Сюжет ( Внешний, внутренний).

8)      Композиция  произведения (кольцевая, последовательная, зеркальная, параллельная, циклическая  и  др.) Экспозиция,  развитие  действия, кульминация, развязка).

9)      Система образов героев (построена на противопоставлении  или на сопоставлении) .

10)  Художественные средства, язык произведения.

11)  Полемика  вокруг произведения (дискуссии,  споры, оценка.)

12)  Выводы (могут оформлять как сам учитель, так и ученики).

 

 

Плюсы использования данной технологии:

 

  • ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится анализировать текст любого художественного произведения;
  • в процессе взаимодействия учителя и ученика происходит обогащения полной информацией по изучаемому произведению;
  • обсуждение структурных компонентов опорного конспекта позволяет школьникам формировать синтез собственных умозаключений, опираясь на слово автора произведения;
  • развитие и формирование познавательного интереса, обеспечение интенсивной самостоятельной деятельности учащегося, связанной с эмоциональными переживаниями, поиска на основе наблюдения сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерности, самостоятельного формулирования выводов;
  • актуализации и осмысление приобретенного читательского опыта, обобщение на уровне личностных впечатлений.

 

                                 

      Представленные  опорные схемы и конспекты – результат долгой и аналитической работы с произведениями русской литературы. Они упрощают подачу материала и в то же время:

  • систематизируют знания;
  • обобщают накопленные знания;
  • формируют представление о целостном анализе текста;
  • существенно облегчают процесс усвоения сложных теоретических понятий;
  • способствуют быстрому запоминанию материала;
  • дисциплинируют мышление;
  • помогают наиболее эффективно использовать небольшое количество уроков на изучение произведение в средних и старших классах;
  • облегчают планирование уроков, а также составление планов  сочинений  и рефератов.

 

 

Конечно, схема по своей природе обобщает и упрощает, вместе с тем быстро меняющиеся обстановка и система обучения  современного школьника, активное вторжение в жизнь школы, информационно - коммуникативных технологий ставят учителей – словесников перед необходимостью создания новых методик, учитывающих эту новую реальность. ОСК в компьютерной интерпретации ничто иное, как ЦОР.

 

 

 

Опорные схемы по литературе должны помочь разобраться в содержании, проблематике художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим произведением.

 

  • Научность
  • Представленные теоретические понятия,  связанные с целостным анализом текста
  • Продуктивность
  • Повышается успеваемость (активный опрос на уроке, больше хороших и отличных оценок). Ученики не боятся отвечать у доски.
  • Учащееся способны видеть главное, развивать, сравнивать, обобщать, классифицировать.
  • Трудоемкость
  • Трудность составляет оформление материала блоками, разработка и выполнение опорного конспекта.
  • Доступность
  • Освоение опыта доступно любому учителю, любому ученику.

 

Минусы использования данной технологии:

 

  • некоторые ученики трудно вовлекаются в работу с опорной схемой – конспектом, принимают на веру слово учителя, не соотнося полученную информацию с прочитанным произведением;
  • необходима  заблаговременная подготовка школьников, чтобы у них был определенный запас знаний для целостного анализа текста.

 

 

        Приемы работы по данной технологии:

 

  • Проговаривание про себя;
  • Озвучивание опорного конспекта в парах и перед классом;
  • Литературная викторина;
  • Итоговое тестирование;
  • Защита собственно созданного конспекта (либо на бумажном носителе, либо в электронном виде).

 

Знания и умения,  приобретённые при составлении опорных конспектов, помогают подготовке  презентационных материалов к учебно-исследовательским работам.

 

 

СУСЛИК

 

Весной мы, пионеры военного города Ярград, выходили в степь выливать сусликов из норок. Тихо за нашим отрядом ползла поливальная машина с хлорированной водой. Крутые бока её были мокры, как бока зверя.

 

В нору, черно уходящую в глубь земли, мы лили из ведер воду, и та уходила стремительно, беззвучно и насовсем. И снова налили, и снова ушла она, будто по срочному важному делу, быстро и независимо. И снова черно зиял отверстый, по-детски  круглый рот земли.  И уже забыв про суслика, не веря, что когда-нибудь выскочит он из норы (а если и выскочит, то в Америке, испуганно озираясь среди небоскребов, так насквозь уходила нора), мы лили воду просто так, потом весело-бесшабашно, потешаясь над собой и этой дырой, уходящей в никуда. Потом со злостью и отчаянием к этой глумящейся над нами, пионерами, тайне: заливали ей глотку, не давая продыху, - лили и лили, забыв зачем  Льем.

 

И  когда наша злоба и ненависть, нависнув над норой, стала огромной, молчаливой и плотной, как льющаяся тяжелой, плотной струей вода, когда воздух сгустился  от этой общей злобы и стал отчетливо пахнуть хлоркой и потом – тогда вдруг из соседней норки выполз суслик.

 

Он выполз на божий свет мокрый, дрожащий, маленький, будто только родился у нас на глазах из чрева земли, - и застыл,  очарованный.

Божий мир был цел и глядел на него.

Что ему там причудилось, в его извилистой земляной тьме, по которой, воя от ужаса, металась его детская душа и её со всех сторон настигла наша человеческая  хлорированная злоба, наша ледяная ненависть, просачиваясь во все закоулки и убежища: всемирный потом? Конец света?

Но мир был цел. Мир был целехонек. Он был даже лучше того, прежнего. Неуничтоженное солнце светило ярче, чем то, привычное. Неуничтоженное небо было голубее; и чище, серебряней звенела в спасенном мире полынь.  Щурясь, суслик поглядел на солнце.

Мир был цел.

Он тихо свершил свой намаз.

И только тогда поглядел он на нас, сгрудившихся над ним людей. Он и на нас посмотрел сначала влюблённо,  радуясь за нас, что мы живы, что вышли сухими из воды, целы и невредимы после такого потопа.

И ещё раз посмотрел. Но уже не так: деловито огляделся и понял – не вырваться. Обреченно залег: берите. Главное, что мир – цел. И закрыл глаза.

 

 В тот день мы, пионеры 6 класса «Б»,  вылили 22 суслика и вышли на первое место по заготовке шкурок.

                    

 

 

 

Советы учащимся, работающим по опорным схемам и конспектам.

 

1.     Не бери на веру слово учителя, постарайся сам познать ЭТО.

 

 

2.     Не иди за сюжетом – уведет в пересказ.

 

 

3.     Стремись к исследованию текста, исходя из его целостности.

 

 

4.     Старайся отразить то, что можно считать твоим открытием, что можно считать интересным.

 

 

5.     Больше внимания выделяй анализу образа героя, анализу эпизода, слову писателя.

 

 

6.     Уйди от излишней эмоциональности, восторженности, убери лозунги и призывы.

 

 

7.     Избавься от общих фраз, штампов. Стремись к самостоятельности изложения материала.

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Мастер-класс Юханова Е., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4

                                                  г..Комсомольск-на-Амуре.

 

Тема:            Художественные приемы как средство раскрытия авторского замысла (на примере рассказа С.Василенко «Суслик».)   

 

Цель:     изучение идейно-художественных особенностей рассказа.

 

Задачи:   1) познакомить с художественной манерой писательницы Светланы Василенко;

2) развивать умение работать с текстом художественного произведения;

3) способствовать пониманию роли художественных средств реализации темы и идеи произведения;

4) выработать умение использовать литературоведческие понятия при анализе  художественного текста;

5) воспитание  нравственных качеств учащихся.       

 

Вид урока:   исследование текста.

 

Оформление доски:

 

 

 

Оборудование: ОСК «Суслик»  Светлана Василенко, текст рассказа.

                                                           Ход урока:

1.      Слово учителя:  Сегодня мы  посвятим урок исследованию литературного  текста.   Попробуем определить художественные приемы, с помощью  которых писательница добивается лаконичности, ёмкости выражения мысли и образности повествования на небольшом пространстве произведения. Содержания рассказа вам известно (обязательное его прочтение являлось домашним заданием).

  Произведение опубликовано в журнале « Новый мир» №9 1997 год, в основе рассказа лежит противопоставление: очеловеченный зверек - озверевшие дети. Рассказ, как и  большинство   произведений  С. Василенко, проникнут болезненно-острым неприятием зла, творимого человеком.

Проблема рассказа состоит во взаимоотношениях человека и природы, которая на- прямую связана с нравственностью. Авторская идея растворена  в рассказе и узнаваема всюду: идея очеловечения  животного, озверение человека.

  Вдумчивое чтение текста, анализ художественных особенностей   писательской манеры С. Василенко будет способствовать более глубокому пониманию идейного содержания, научит внимательному отношению к   художественному  слову.

2.      Анализ художественных приемов,

        используемых в тексте рассказа. 

 

 

                                                              

   Учитель: Каков смысл заглавия рассказа «Суслик»?

(обращаемся к ОСК)

Обратимся к началу рассказа.

(Обращаем внимание на собственное имя существительное- 

 «Ярград- поливальная машина с хлорированной водой –

её бока мокры, как бока зверя»)

С первых строк повествования автор настораживает читателя.

Исследуя первый абзац, отмечаем , что повествование выглядит сразу же

уродливо – зловеще.

Сразу настораживает, что в акции учувствуют пионеры (дети),

которые по своей природе жалостливы.

Звериное,  угрожающее в этой машине с хлорированной водой.

Бездушие – главная черта, растворенная   во всем тексте.

 

Обратим внимание на лексику со значением  насилия во 2,3 абзацах. (смотри 2,3 абзац.)

«отверстый, по-детски круглый, рот земли».

«со злостью,  отчаянием …заливали ей глотку, не давая продыху, - лили и лили, забыв,

 зачем льем».

«злость, ненависть»

- Делаем вывод:  дети не очарованы миром:

- очарован суслик миром(«этот мир был лучше прежнего», его   глаза видят солнце,  которое светит, ярче, небо – голубее; чище, серебряней звенела в спасенном мире полынь…»

 

- Среди описания  физического насилия найдите  фразу, передающую душевное состояние суслика:

«воя от ужаса, металась его детская душа». (думал, что  стихийное бедствие – всемирный потоп).

Почему он тихо совершил свершил свой намаз?  (он остался жив!),  а потом посмотрел  на людей, сгрудившихся возле него?

 

Ответ: - У животного рождается чувство сострадания, любви , что остался жив  не только он, а ещё и люди!

            - Что означало повторное «ещё раз посмотрел?»

 

Ответ: - « понял – не вырвется!»

               «обреченность – берите!» Нет надежды выжить!

Если я жертва, то ради целостности мира я согласен ею быть! – таково решение суслика!

Финал притчи страшен:

За день -  22  жертвы,  и главное в этом деле – сплоченное, коллективное «мы», занявшее I место.

Пугающий итог …Не правда ли?...

II1 Заключительный этап: 

                                                 

                                     Попытка раскрытия авторского замысла.

 

Развернутый ответ  на проблемный вопрос (небольшая письменная работа) «Что хотел сказать автор рассказа своему читателю?

 

Вывод: Животное (суслик) – нелюди.

Животное: живет по человеческим законам, способен сострадать, ощущать родство душ, проявлять сочувствие и понимание к тем, у кого звериное поведение.

 

Нелюди: живут по звериным законам. (кто сильный, тот прав),  не способны сострадать, ощущать родство, проявлять сочувствие.

 

Так авторская идея  протеста против насилия, жестокости получила художественное  воплощение образности, выразительности языка.

 

IV Подведем итоги:

1. Какой вывод можем сделать на основе проведенного исследования? В качестве итога  можно предложить дома задание  подумать на тему «Какое можно было дать название рассказу и почему автор выбрал именно это?»

 

 

Удачным могло быть название:

«Весна. Земля. Вода. Мир»  - указывает на категорию красоты и гармонии; в итоге дисгармония, нарушение целостности мира.

«Необыкновенная история в обыкновенном мире»

«Убитый мир»

«Жертва»

«Право на жизнь»

2. Выписать художественные тропы, стилистические фигуры из рассказа «Суслик»

 в форме  таблицы.

 

Прикрепленный файл Size
суслик.ppt 836.5 KB
Bulgakov_Belay_Gvardia.ppt 95.5 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн