*воспитание коммуникативных навыков (работа в паре, высказать и доказать свою точку зрения, умение слушать и слышать);
*развитие самостоятельности при выполнении учебной задачи;
*развитие познавательного интереса к предмету.
После завершения работы над модулем учащийся должен уметь:
*называть типы химических реакций;
*составлять уравнения химических реакций обмена;
*характеризовать сущность химических реакций обмена;
*определять тип химической реакции по известному классификационному признаку;
*определять возможность протекания реакций обмена.
Методы и методические приемы:
1. Фронтальная беседа.
2. Самостоятельная работа
3. Лабораторный и демонстрационный химический эксперимент
4. Самостоятельная работа с упражнениями
Оборудование: а) химическое оборудование: три химических стакана на 400 мл., коническая колба с водой, четыре ложечки для сыпучих веществ, три пробирки;
б) компьютер, проектор, экран, таблицы: Периодическая система химических элементов и Типы химических реакций.
Внимание! Все записи на уроке ведите в протоколе к уроку (приложение 1)
Ребята, цель нашего урока сегодня изучить еще одну группу химических реакций, научиться прогнозировать возможности протекания реакций, побывать исследователями на основании проведения опытов, наблюдений.
УЭ-0. (фронтальная беседа)
Цель: определить исходный уровень знаний
- что называется химическим явлением?
-как иначе мы называем химические явления?
-перечислите признаки протекания химических реакций?
- по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции, химические реакции деляться на какие типы?
- какие реакции называются реакциями разложения, соединения, замещения?
УЭ-1. Входной контроль ( самостоятельная работа)
Цель: проверить уровень сформированности знаний учащихся о типах химических реакций
Задание:установите соответствие между уравнениями реакций и типами химических реакций.
Уравнения химических реакций
Типы химических реакций
1. 2Li+O2→Li2O
Соединения
2. Fe2O3+3H2→2 Fe+3H2O
Разложения
3. 3CuCl2+2Al→2AlCl3+3Cu
Замещения
4. 2FeBr3+3Cl2→2FeCl3+3Br2
5. 2Fe(OH)3→Fe2O3+3H2O
6. 2Fe+3Cl2→2FeCl3
7. Fe2O3+2Al→Al2O3+2Fe
8. 2Cu(NO3)2→2CuO+4NO2+O2
9. 4Fe+6H2O+3O2→4Fe(OH)3
10. 4HNO3→2H2O+4NO2+O2
УЭ-2. Изучение нового материала
Цель: развивать исследовательские умения, создать проблемную ситуацию.
Вопросы к классу:
-могут ли подвергаться реакциям разложения простые вещества? Почему?
- могут ли в результате реакции соединения получиться простые вещества?
-простые или сложные вещества вступают в реакции замещения?
А) Лабораторная работа
I) В пробирку насыпьте ложечкой немного порошка карбоната меди(II), затем в пробирку прилейте 2-3 мл раствора азотной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение химической реакции.
II) В пробирку налейте 2-3 мл раствора сульфата железа (II) и добавьте 2-3 мл раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете? Запишите уравнение химической реакции.
III) В пробирку налейте 2-3 мл раствора гидроксида бария и капните в раствор 1к. фенолфталеина. Что наблюдаете? Затем добавьте в пробирку раствора азотной кислоты до полного исчезновения окраски. Запишите уравнение химической реакции.
Уравнение химической реакции
Наблюдения
Обсуждение с учащимися результатов проведенных реакций.
Б) Работа с опорной схемой
+ =+
Вывод: эти реакции не могут быть ранее изученными реакциями т.к., вступают во взаимодействие два сложных вещества: в первом случае соль и кислота, во втором случае соль и основание, в третьем случае основание и кислота.
- Вместе с учащимися даем определение реакциям обмена.
В) Демонстрация опыта
Опыт №1
Лимонная кислота+сода+вода
Выделяется газ (эффект кипения создает выделяющийся углекислый газ), реакция идет в растворе
Опыт №2
Гидроксид калия + хлорид натрия+ вода
Признаков реакции не наблюдаем
Опыт №3
Раствор сульфата меди (II) + гидроксид натрия
Выпадает осадок голубого цвета
Гипотеза: Не все реакции обмена идут до конца.
Вывод: реакции обмена, протекающие в растворах, идут до конца только в том случае, если в результате их выпадает осадок, выделяется газ или образуется вода.
УЭ-3. Выходной контроль(индивидуальная работа)
Цель: определить качество знаний по изученной теме.
Задание: запишите уравнения реакций обмена между растворами
а) хлорида кальция и фосфата калия
б) серной кислоты и гидроксида железа (III)
Домашнее задание.
Для всех: § 32 , упр. 4
*творческая работа: придумать опорные схемы для реакций разложения, соединения, замещения.
УЭ-1.Входной контроль Задание________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
УЭ-2. Изучение нового материала
Лабораторный опыт.В пробирку налейте 2-3 мл раствора гидроксида бария и капните в раствор 1к. фенолфталеина. Что наблюдаете? Затем добавьте в пробирку раствора азотной кислоты до полного исчезновения окраски. Запишите уравнение химической реакции.