Размещено: Елена Андреевна Новикова - вс, 20/03/2011 - 01:52
Тема: Оригами и геомертия "На дворе"
Цель: дать элементарные геометрические знания, заложить основы для понимания различных конструкций предметов, учить детей определять последовательность операций при изготовлении того или иного изделия.
Задачи:
познакомить с новой моделью (изготовление тюльпана) и этапами изготовления;
использование терминологии (фальцовка);
развивать пространственное воображение – умение работать по технологическим картам, умение следовать устным инструкциям;
развитие памяти, внимания в процессе изготовления модели;
развитие кругозора; творческого воображения, фантазии, чувства вкуса при создании композиции; воспитывать у ребят чувство аккуратности и бережливости во время выполнения работы.
Ожидаемые результаты
знать:
обозначения линий, стрелок и другие условные обозначения, принятые в искусстве оригами;
базовые формы оригами, последовательность их изготовления; основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник, шестиугольник и т.д.)
уметь:
разбираться в схемах оригами и выполнять действия, используя порядок действий, предложенных схемой;
определять виды геометрических фигур;
конструировать по образцу, по замыслу, проявлять творчество;
соблюдать правила культуры труда, порядок на рабочем столе.
Формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая, парная и
индивидуальная.
Формы организации работы учителя: организаторская, обучающе-
образовательная, контролирующая, развивающая.
Методическая и /или педагогическая эффективность используемых технологий
Понятие творчества обычно связывается с понятиями способности, интеллект, развитие, личность, одаренность. Предпосылками творческой деятельности являются: наблюдательность, речевая и общая активность, хорошо натренированная память и быстрота припоминания, привычка анализировать и осмысливать факты.
Исследователи утверждают, что одним из действенных средств развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы младших школьников является оригами.
Мир оригами необычайно широк и разнообразен. Он включает в себя науку и технологию, культуру и искусство, творчество и ремесло, социологию и психологию. Не секрет, что технология оригами для детей 4-8 лет представляет собой достаточно сложную задачу. Ее решение предполагает наличие у детей определенной суммы сведений из различных областей: умение читать простейшие схемы и чертежи, способность чувствовать пространственную среду, наличие определенного уровня наглядно-образного и логического мышления. Технология оригами требует точности в работе, аккуратности, учит планировать последовательность действий, целенаправленно идти к результату, развивает эстетический вкус и, вместе с тем, дает большие возможности для проявления фантазии ребенка.
Материал для выполнения работы:
Цветная бумага, белая бумага
Клей ПВА
Оборудование урока:
Образец работы
Схемы этапов выполнения модели
Таблицы с терминами
Презентация
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Однажды день и час приходит,
Все ждут с надеждой их приход,
И это чудо происходит,
И это чудо – наш урок!
ОРИГАМИ И ГЕОМЕТРИЯ
2. Историческая справка.
Оригами– древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай (где и была открыта бумага).
Но родиной искусства складывания из бумаги – искусства Оригами является Япония.
Оригами – древнее искусство складывания различных фигур из бумаги. Изобрели его китайцы более двух тысяч лет назад. В VII веке оно было завезено в Японию, а с1860 г. стало обязательным предметом школьного образования. Японцы переняли много из китайского народного творчества, но и преобразили его на свой лад. Из обычной бумаги японцы творят чудеса.
Оригами это конструирование из бумаги.
Оригами – это конструктор, в котором из одной только детали (квадратного листа бумаги) складываются сотни и тысячи разнообразных фигур. Искусство Оригами открыто всему миру.
Мы снова в гостях у Квадрата.А ведь он не простой. Все его называют чудесным, потому что он умеет творить чудеса, может совершать разные превращения.
- А в кого он может превратиться вы узнаете из загадки?
Гордой поступью хожу,
За собой подруг вожу,
А усядусь на забор –
Сразу вижу целый двор.
3. Сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке мы будем конструировать из бумаги, и создавать композицию. При помощи конструирования по типу оригами можно изготовить множество игрушек, украшений, различные композиции. Конечно же, создатели бумажных фигурок черпали свои модели из природы. Вот и мы с вами обратимся к природе.
Я предлагаю побывать в деревне на подворье.
(Подворье –
Отгадайте загадки и вы узнаете, кто живет на деревенском подворье.
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (баран)
Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшек лучший друг.
Угадайте - кто?.. [ индюк ]
Я копытами скучу, стучу. Я скачу, скачу. Грива вьется на ветру. Кто это?
(конь)
Посмотрим мультфильм «На заре, на дворе» и узнаем, как им живется.
- Петух не пропел…. К чему это привело…?
(Жизнь как бы остановилась,
Новый день не начался
Все ждут весточки о наступлении утра
Эту весточку принес молодой петушок)
Петух– вещая птица, способная противостоять нечистой силе. Он своим криком возвещает восход Солнца, а значит, пробуждает к жизни, возвращает на Землю свет и тепло, без которых невозможна жизнь. Считалось, что петух оберегает дом от пожара и молнии.
4. Анализ конструкции образца
На память о нашем путешествии на подворье мы сделаем аппликацию (Это будет коллективная работа) «На подворье..»
Она будет несколько необычная. Её герои будут выполнены методом оригами.
Кого не хватает рядом с петухом? КУР
За цыплят волнуется,
Громко квохчет….
Верно, это курица.
Сегодня мы будем складывать из бумаги кур.
– Давайте посмотрим, из скольких деталей сделана фигурка курицы? (Одной.)
– Как вы думаете, какой формы была деталь, пока её не сложили? (Квадрат.)
– Как соединим модель с основой? (Мы её приклеим – это аппликация.)
4. Анализ технологии изготовления
– Из какого материала мы будем делать? (Из цветной бумаги.)
– Сейчас мы будем выполнять работу, чтобы всё получилось хорошо, вы должны чётко работать по схеме.
1. Возьмём полоску желтой бумаги, разметим сгибанием квадрат. Место сгиба, говоря на специальном языке, называется фальц.
Фальцевать – сгибать в определённом порядке. (Вывешивается табличка с термином.)
2. Взяли ножницы отрезали лишнюю часть. Положили ножницы.
Далее поэтапно идет показ и выполнение работы.
3. Мы должны приклеить модель к основе.
4. Украсим свою работу (приделаем клювик, глазки).
6.Приклеиваем курочку.
7. Актуализация знаний
– С какими новыми терминами познакомились?
– Как мы выполняли работу, чтобы не пропустить какое либо действие? (По схемам.)
– Что ещё вы запомнили на уроке?
8. Показ работы
– Вы сегодня хорошо работали.
9. Домашнее задание
– Можете продолжить работу, можно придумать к нашей работе весёлую историю про курочек и петуха.
На: Оригами и геометрия. На дворе.
Отличный урок! Умница! Обязательно проведу такой же урок в своём классе. Всё составлено грамотно, доступно изложен материал.