Цель урока. Закрепить понятие «большая буква» в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных и географических названиях.
Ход урока
1.Постановка задачи.
Учитель говорит о том, что сегодня класс отправляется в Страну больших букв, и предлагает вспомнить, когда ребята впервые познакомились с большой буквой и что о ней узнали.
2. Минутка чистописания.
Учитель. Посмотрите на доску и скажите, что нужно сделать, чтобы получилась понятная фраза?
На доске: СТРАНАБОЛЬШИХБУКВ
Дети. Разделить на слова. Их здесь три
У. Запишите. О чем надо помнить?
Д. Начало пишу с большой буквы. Если предложение повествовательное, то в конце ставлю точку.
3. Зрительно-слуховой диктант.
У. Прочитайте стихотворение Измайлова и подумайте, в каких строчках, на ваш взгляд, заключена главная мысль.
Стихотворение записано на доске или экране ( проектор)
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти, не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая — совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
Д. Буква расти, не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
У. Вот сегодня на уроке и подведем итог тому, что же пишется с большой буквы и почему. Давайте по порядку. Найдите и прочитайте еще раз то, что мы обязаны замечать всегда.
Задание 1. Найдите начало своего предложения и запишите его. (Работа выполняется по рядам.)
очень любит Галочка быструю скакалочку серый волк в густом лесу встретил рыжую лису волки там по лесу рыщут, пищу ищут.
ома
има
оля
аня
аля
юра
еля
ина
да
ля
ся
ня
Т
Н
А
М
ила
иля
аша
аня
ена
ёня
ина
ида
Л
Прочитав, дети записывают только те имена, которые они встретили впервые.
Задание 3. Образуйте от имени фамилию и запишите ее. (Работа по рядам.)
Михаил, Денис, Сергей
Задание4. Образуйте от имени Николай отчество и фамилию и запишите.
— Кому доводилось слышать о богатыре Илье Муромце? А задумывались ли вы над тем, Муромец — это фамилия или отчество?
Свободные высказывания детей.
В чистом поле пыль поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьеву приближается,., ,
У.Как же звать героя по имени-отчеству? Запишите.
Д. Илья Иванович Муромец.
Физминутка.
Вы, наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ручками похлопали,
Ножками потопали.
Раз присели, два привстали,
Три нагнулись и достали
Правой ручкою носок,
Левой ручкой потолок.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Покрутились, повертелись
И за порту все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
У.Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А Хохлаткою они
Звали жеребенка.
А еще была у них
Курица Буренка,
А еще у них была
Собачонка Мурка,
А еще — два козла —
Сивка да Буренка.
У. Что заставило вас улыбаться?
Д. Как смешно назывались животные. Поэт перепутал все клички.
У. Давайте наведем порядок и запишем правильно. (дети выполняют задание).
Вопросы к заданию:
Почему только кошке можно дать кличку Мурка? \
Кого называют Буренкой?
Любую ли корову можно называть так?
5. Словарная работа
У. Прочитайте и назовите только те слова, которые можно писать как с маленькой, так и с большой буквы.
Ваня. Пенал. Собака. Петров. Ученик. Барсик. Сосновка. Море. Москва. Одежда.
Каждое названное слово сначала прочитывается орфографические, затем орфоэпические, потом стирается.
В результате остаются слова: Ваня. Петров. Барсик. Сосновка. Москва.
У.Что вы можете сказать об оставшихся словах?
Д. Эти слова — имена собственные. Они всегда пишутся с большой буквы.
У. А о чем вам говорят вот эти слова: Москва, Сосновка?
Д. Эти слова обозначают географические названия, которые пишем всегда с большой буквы.
У. Приведите свои примеры слов — географических названий.
6. Комментированное письмо.
Дядя Федор и Матроскин жили в деревне Простоквашино.
или
Прибыл Клим из Клина в Крым.
7. Выборочный диктант.
Работа выполняется по вариантам
Дети, выполняющие I вариант, выписывают слова с большой буквы, II вариант — с маленькой.
Город Орел — родина моей мамы.
Орел— хищная птица.
Черное море омывает берега разных стран.
Черное поле зазеленеет весной.
Белое море находится на севере нашей страны.
Белое платье у Кати.
8. Итог урока
Дети рассказывают, где и почему встречается большая буква, приводя в доказательство примеры.
9. Домашнее задание
Учитель: Придумате сказку о большой букве.
Литературная викторина
(дополнительный материал)
Почему нас так зовут?
В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее тпк и называли ... (Дюймовочка)
Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня ...» (Снегурочка)
Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К. И. Чуковского? (Айболит)
Как зовут малышей-коротышек из романа-сказки «Приключения Незнайки и его друзей»?