Submitted by Ольга Александровна Майорова on Sat, 19/03/2011 - 08:14
Конспект урока
Тема: Эпитеты.
Цели: уметь находить эпитеты в художественных произведениях, пользоваться эпитетами в описании картин, развивать внимательность и наблюдательность, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
1.Объяснение нового материала
Чтение стихотворения А.Толстого учителем
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет. (слайд 2)
- Какое чувство вызывает это стихотворение?
- Благодаря каким словам мы наглядно увидели картину и прониклись веселым настроением? (благодаря красивым словам, прилагательным)
- Попробуйте прочитать стихотворение без прилагательных. Обратите внимание и задумайтесь над тем, что лес, оказывается, может быть не только зеленым, а…… (юным), а дым, не только серым, но и ….(зеленым)
Такие слова называются эпитетами.
Игра: Эпитеты. Я называю эпитеты. Вы по ним должны догадаться: о каком предмете идет речь (называется признак, свойство, качество)
Вывод: эпитеты помогают увидеть свойства, признаки предмета. Именно они делают нашу речь живописной, без них речь бедна и невыразительна.
Спросите любого человека. Какая трава? (зеленая) Снег? (белый) Ночь? Он ответит: «Трава зеленая, снег белый, а ночь темная». – А всегда ли снег белый? Конечно, нет.
-Что такое эпитеты? (Как можно сказать красивее)
Эпитет – это художественное определение предмета или явления. В художественных произведениях эпитет помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.(слайд 4)
2. Работа по карточкам, в паре.
- Найдите в стихотворениях эпитеты, выделите волнистой чертой.
1) Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
2) Что, дремучий лес,
Призадумался, -
Грустью темною
Затуманился.
3)На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
4) Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть будет добрым ум у вас,
А сердце умным будет.
5) Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня…
6) На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
- Какие эпитеты употреблены? Отчитывается каждая пара.
3. Работа с иллюстрациями. Работа в группе.
- Составьте текст, используя эпитеты и слова, словосочетания (лексика пространственной перспективы),