Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Особую значимость в наше время приобретает обеспечение мотивированного включения ученика в учебную деятельность по усвоению содержания обучения, создание ситуации успеха. От учителя требуется умение организации такой учебной деятельности, где у каждого ученика появляется реальная возможность реализовать личностный потенциал.
Я это вижу через погружение учащихся в проектную деятельность, так как только в совместной работе учащихся, как на уроке, так и во внеурочной деятельности, каждый ученик имеет возможность поверить в себя на основе выполнения посильных учебных заданий, оценить самого себя, определить пути преодоления затруднений, а моя задача как учителя – помочь ему с выбором средств, способствовать его успешному продвижению, облегчить решение возникающих проблем.
Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности.
Главная идея состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится не в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности: «Всё из жизни, всё для жизни». Поэтому «проектный метод предполагает использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания».
Суть проектного обучения состоит в том, что учащиеся в процессе работы над проектом постигают реальные процессы, проживают конкретные ситуации, приобщаются к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д.
Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования.
Проектное обучение командным способом имеет следующие правила и принципы:
- в команде нет лидеров;
- команды не соревнуются;
- все члены команды получают удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание;
- каждый получает удовольствие от чувства уверенности в себе;
- все проявляют активность и вносят свой вклад в общее дело;
- ответственность за конечный результат несут все члены команды.
Основная цель проектного метода – это развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Элементы проектной деятельности
- Мыследеятельностные: проблематизация, целеполагание, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
- Презентационные: построение устного доклада, выбор наглядности для показа,
- Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.
- Поисковые: нахождение информации в различных источниках, формулирование ключевых слов.
- Информационные: выделение главного, представление информации в различных формах.
- Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, проведение собственного опыта.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта
Самая значимая для него оценка – это общественное признание самостоятельности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для учителя.
Считаю, что работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Опираясь на собственный опыт, хочу сказать, что такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности.
Технологию проектного обучения нужно как можно шире и глубже вводить в практику современного обучения. Ведь, если цели достигнуты, мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащихся и их самостоятельности в познавательной деятельности.
|
На: Технология проектного обучения
Предлагаю конспект урока с использованием технологии проектного обучения в 3 классе по УМК "Школа России" по теме "Организм человека" и конспект постановки литературно-музыкальной композиции в 4 классе,посвященной 65-летию Победы.