О.Г. Бунбунова,
заместитель директора УВР,
Учитель информатики.
п. Переяславка, район Лазо
Хабаровского края.
Социальные сервисы сети Интернет (сервисы Web 2.0).
Интернет, как глобальная компьютерная сеть.
Internet - это глобальная компьютерная сеть, охватывающая всю территорию земного шара и работающая по протоколу TCP/IP. Однако это лишь часть ответа на вопрос – «что такое Internet?». Internet сегодня – это не только огромное количество компьютеров, но ещё и невероятное количество людей, для которых сеть является принципиально новым способом общения, почти не имеющим аналогов в мире. Человек – существо социальное, и общение с себе подобными – одна из первейших его потребностей. Одним из направлений развития телекоммуникационных сетей стали различные формы общения людей. Пожалуй, до сих пор ещё ни одно техническое изобретение (если не считать телефона) Не производило такого переворота в этом древнем как мир занятии-общении человека с человеком.
Конечно, что именно заинтересует вас в Интернете в первую очередь-люди или компьютеры, зависит только от вас, но не будет преувеличением сказать, что, выходя в Internet, вы делаете для себя доступным целый мир.
Изобретение и совершенствование модемов - специальных устройств, позволяющих компьютеру посылать информацию по обычной телефонной линии, открыло двери в Internet огромному количеству людей, у которых нет никакого специального сетевого оборудования, а есть лишь персональный компьютер и телефонная розетка поблизости.
Все компьютеры сети Internet можно разделить на два типа: серверы и клиенты. Ваш компьютер является компьютером-клиентом сети Internet, т.к. вы используете ресурсы Internet. Компьютеры-серверы образуют основу сети и предоставляют свои ресурсы в использование другим компьютерам.
Когда говорят, что компьютер подключён к сети Internet, это означает, что этот компьютер с помощью одного из основных средств связи – модема (Dial-Up подключение) или сетевой карты соединён с провайдером (службой доступа в Internet) и может обратиться к любому компьютеру сети Internet. А под термином Internet в данном случае понимают множество серверов, к которым ваш компьютер имеет доступ и ресурсами которых может пользоваться.
Получая доступ в сеть Internet, вы подключаетесь к различным серверам и получаете необходимую вам информацию. «Внутри» Internet располагается сложная структура связанных между собой компьютерных сетей, позволяющая им иметь доступ ко всем компьютерам сети.
«Воспитанием» Internet почти никто не занимался, поэтому не удивительно, что она стала далеко не самой «добродетельной» средой. Помимо законопослушных пользователей её заселили группы экстремистов и табуированных дельцов. Различные ограничения на пользование Internet имеются в Китае, Сингапуре, Саудовской Аравии и даже в Германии. Пиратская продукция стала поистине общедоступной, а риск бесплатного получения вирусов многократно возрос.
Internet представляет собой всемирную сеть взаимосвязанных компьютерных систем и ряда различных информационных служб, хотя с другой стороны - это обычная система передачи данных с одного компьютера на другой. Какую именно информацию и как вы будете передавать по сети Internet, зависит целиком от вас,- лишь бы второй компьютер, с которым вы общаетесь, вас понял. Поэтому с момента зарождения Internet и до наших дней людьми периодически изобретают всё новые и новые формы представления ресурсов и средства доступа к ним через Internet. В основе каждого такого нового средства лежит свой сетевой протокол. Создав такой новый протокол, его разработчики должны написать программы двух видов – программы-серверы и программы- клиенты, которые могли бы работать на разных компьютерах и обмениваться данными по этому протоколу через каналы Internet. Самый современный из сетевых инструментов - World Wide Web (WWW). World Wide Web(часто называемая просто Web) является самой популярной службой Internet. Web начала функционировать в 1992г. Её создал Тим Бернерс-Ли.
Одной из причин особой привлекательности Web является тот факт, что это служба мультимедиа в Internet. Web планировалась как служба, поддерживающая только текстовую информацию. В настоящее время на Web-страницах успешно сочетаются текст, графика, анимация и объёмные объекты виртуальной реальности.
Система WWW строится на понятии гипертекста или, точнее, гипермедиа. Гипертекст – это текст, чьи составные части связаны друг с другом и с другими текстами с помощью гиперссылок. Гиперссылка – установленная связь между элементами текста или графическими объектами на Web-страницах. Гипермедиа – это то, что получится из гипертекста, если заменить в его определении слово «текст» на «любые виды информации»: графические изображения, видео, звук и всё остальное, на что хватит фантазии.
Гипермедиа – это, прежде всего, необычайно удобно.
На Web-страницах можно найти информацию:
· О правительственных учреждениях;
· О колледжах и университетах;
· О профессиональных и любительских спортивных командах;
· О политических организациях;
· О социальных и культурных организациях;
· О здравоохранении и науке;
· Об изготовлениях компьютерной техники и программного обеспечения;
· О деловых предложениях в Web;
И вообще практически всё, на что хватит фантазии.
Вполне вероятно, что WWW со временем станет главным конкурентом (а может быть, и полноценным заменителем) газет, телевидения и библиотек наших дней.
Компания Microsoft разработала операционную систему Windows с учётом потребности пользователей в услугах Internet и включила в пакет программ несколько специальных утилит для обеспечения доступа к Internet. В частности, программу-браузер Microsoft Internet Explorer для блуждания по WWW. Браузер – это программа для просмотра ресурсов сети Internet. Браузер, по природе своей, является программой-клиентом.
Сейчас на рынке существует множество программ-браузеров от различных фирм-производителей, но одними из самых популярных во всех странах мира являются Internet Explorer фирмы Microsoft и Mozilla Firefox одноимённой фирмы.
Наименьшим атомом всемирной гипертекстовой паутины является отдельный файл с каким-либо текстом и ссылками, размеченный на языке HTML. HTML (Hyper Text Markup Language) – язык гипертекстовой разметки.
IP-телефония – новая услуга, предлагаемая провайдерами, основанная на преобразование голоса в пакеты, которые могут быть переданы через Internet. Сегодня развитие этой технологии достигло такой стадии, что услуги IP-телефонии стали достаточно надёжными и качественными, чтобы рассматриваться как альтернатива услугам традиционной телефонной связи. Большинство клиентов используют новую технологию для снижения стоимости услуг телефонной связи при сохранении, по возможности, качества связи без ввода дополнительных ограничений для пользователей. Экономия средств, происходит главным образом за счёт компрессии голоса, интеграции сетей передачи голоса и данных и за счёт более привлекательных (на сегодня) тарифов в Internet по сравнению с услугами традиционных телефонных операторов.
Электронная почта также является одной из первых служб Internet, появившейся в середине 70-х годов. Основная концепция, лежащая в основе электронной почты, достаточно проста: вы выходите в компьютерную систему, набираете и адресуете текстовое сообщение пользователю другой системы. Затем сообщение курсирует по лабиринту взаимосвязанных компьютерных систем до тех пор, пока не будет доставлено адресату. Сейчас в Internet существуют бесплатные службы, разработанные исключительно для работы электронной почты, которые вы можете использовать в тех случаях, если Internet вас интересует только как возможность передачи электронных сообщений.
Практически вся информация в компьютерном мире хранится в виде файлов. На самой заре Internet появилось специальное средство для обмена файлами по сети – сетевой протокол FTP (что, собственно, и расшифровывается как File Transfer Protocol – протокол передачи файлов). Телеконференции представляют собой что-то вроде клубов по интересам, объединяющих пользователей определённой программы, поклонников известных кинорежиссеров или популярных телеведущих, других людей, связанных общими интересами и взглядами. Телеконференции стали следующим этапом развития систем почтовых сообщений. Их особенностями стали, во-первых, хранение сообщений и предоставление заинтересованным лицам доступа ко всей истории обмена, а во-вторых, группировка сообщений в темы, направления обсуждений.
Гостевые книги. Первая и самая простая форма организации общения в виде web-приложений. Простейшая гостевая книга представляет собой список сообщений, показанных от последних к первым. Каждый посетитель может оставить свое сообщение.
Форумы. Эта форма общения является практически прямой реализацией идеологии телеконференций. Сообщения пользователей в форумах группируются по темам, которые задаются, как правило, первым сообщением. Все посетители могут увидеть тему и разместить свое сообщение — в ответ на уже написанные. Исторически первые форумы появились как усовершенствование гостевых книг и организовывали сообщения в ветви — так же, как и в телеконференциях. Самым распространенным видом форумов сейчас являются форумы табличные, в которых обсуждение темы идет линейно, — это позволяет быстрее прочесть обсуждение. Как правило, темы группируются в тематические форумы, управление системой осуществляют администраторы и модераторы.
Блоги (от англ. web log — web-журнал, web-протокол). В этих сервисах каждый участник ведет журнал — т.е. оставляет записи в хронологическом порядке. Темы записей могут быть различными; самый распространенный подход — это ведение блога как собственного дневника. Другие посетители могут оставлять комментарии на эти записи. Чаще всего блог ведут не на своем отдельном сайте (хотя исторически именно эта форма была первой), а в рамках крупной системы, похожей на общедоступный почтовый сервис.
В этом случае пользователь, помимо возможности вести свой журнал, получает возможность организовывать ленту просмотра — список записей из журналов “друзей”, регулировать доступ к записям, искать себе собеседников по интересам. На базе таких систем создаются сообщества — журналы, которые ведутся коллективно. Например: Блоги@Mail.Ru: Школьный портал.
Любые средства коммуникации служат для общения людей друг с другом. С развитием телекоммуникаций все большее количество пользователей начинают работать в Сети в режиме on-line. Для них полезно иметь возможность взаимодействовать в режиме реального времени, когда абонент получает сообщение практически мгновенно (задержка в ответе не становится принципиальным перерывом в обмене). К ним можно отнести:
IRC (Internet Relay Cat – трансляция разговоры в Internet) – чрезвычайно популярная служба Internet. IRC является системой, которая позволяет пользователям общаться друг с другом, подключившись к одному серверу IRC. Однако в ходе общения вы не говорите, а набираете свои реплики на клавиатуре.
ICQ – это также очень популярное средство «онлайнового» общения пользователей через Internet. Название этой программы является омонимом и образовано из созвучия слов «I seek you» («Я ищу тебя») и трёхбуквенного сочетания ICQ. Существуют и другие способы общения в режиме on-line в сети.
Изначально свободное общение пользователей как таковое во всех этих сервисах вовсе не было целью. Их назначением было обеспечение в первую очередь деловых задач — информирование, обсуждение проблем, рабочие коммуникации. Несмотря на это с их распространением и развитием, с появлением в сети индивидуальных (частных) пользователей, с удешевлением самих коммуникаций и оборудования общение стало более свободным, и в рамках этих сервисов стали появляться сообщества — т.е. группы людей, среди которых обмен был существенно более активным и протяженным во времени, чем вне их. В этих группах стала формироваться некоторая история обмена — личная и общественная, со временем появились и личные отношения.
Понятие социального Интернета( термин Web2.0)
Современную концепцию развития Интернет принято называть Веб 2.0 (Web 2.0). Принципиальным отличием Веб 2.0 от традиционной сети является возможность создавать содержимое Интернета любому пользователю. Сервисы Веб 2.0., или социальные сетевые сервисы – современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия.
Социальная сеть – это виртуальная сеть, являющаяся средством обеспечения сервисов, связанных с установлением связей между его пользователями, а также разными пользователями и соответствующими их интересам информационными ресурсами, установленными на сайтах глобальной сети.
Социальные сервисы представляют собой онлайновые инструменты, с помощью которых пользователи могут не только общаться между собой, но и сами создавать контент веб-страниц. Создание единого Web 2.0 (Веб второго поколения) характеризует информационное пространство, состоящее из множества информационных единиц, сети документов, которые распределены по различным сайтам и сервисам. Эта сеть превращается в сеть данных, поиск которых производится пользователями с применением наиболее удобных для них инструментов, интерфейсов, технологий и сервисов, которые обеспечивают доступ к содержимому сайтов.
Веб-сервис, который позволяет пользователям систематизировать ссылки, описания, снабжая их поисковыми критериями называется социальными закладками.
В сети рейтинг ссылки рассчитывается на основе частоты посещения сайта. Пример закладок на БобрДобр.
С помощью их можно хранить закладки (избранное) в Интернете, создавать, делиться и обмениваться закладками и тегами с друзьями и знакомыми, сохранять найденную информацию на удаленном сайте по темам. Социальные сервисы, которые позволяют пользователям классифицировать различные записи – тексты, фотографии, закладки используя для этого ключевые слова-теги называются народными классификаторами. Ключевые слова придумывают или выбирают сами пользователи системы. Необходимые условия для работы с социальными сервисами: регистрация на сайте, наличие адреса электронной почты для связи с администраторами и пароль, принятие условия использования сервиса другими пользователями.
Социальные геосервисы – сервисы сети Интернет, которые позволяют находить, отмечать, комментировать, снабжать фотографиями различные объекты в любом месте на изображении Земного шара с достаточно высокой точностью, используются реальные данные, полученные с помощью околоземных спутников.
Социальные геосервисы
Адреса сайтов
http://maps.google.com/ – Карты Google
http://wikimapia.org/ – Карты Google + WikiWiki
http://earth.google.com/ – Объемная модель Земли Google
http://panoramio.ru – Фотосервис с возможностью привязки к цифровым картам
Социальные сервисы позволяют организовать интегрированные сервисы Интернет, ориентированные на организацию совместной работы с текстовыми, табличными документами, планировщиками, другими корпоративными задачами. Социальные поисковые системы – это системы, которые позволяют пользователям самим определять в каком направлении вести поиск, какие сайты просматривать прежде всего, на какие слова обращать первоочередное внимание и каким образом представлять найденные результаты.
Компьютерная сеть (Интернет), сеть документов (Всемирная Паутина) и программное обеспечение (социальные сервисы) связывают между собой не только компьютеры и документы, но и людей, которые пользуются этими компьютерами, документами и сервисами. Благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Педагогика сетевых сообществ является быстро развивающимся направлением теории обучения. Перед образованием стоят задачи формирования личности, конкурентоспособной и успешной в электронной информационной среде. В учебной практике процессы формирования сетевых моделей обучения сегодня еще мало заметны, но именно сетевые технологии готовят для них почву. Педагогическая практика может использовать уникальные характеристики социальных сервисов следующим образом:
· Использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов. Сетевые сообщества обмена знаниями могут поделиться своими коллекциями цифровых объектов и программными агентами с образованием, для хранения мультимедийных ресурсов. Социальные мультимедийные сервисы могут быть использованы в педагогической практике как источник учебных материалов, для хранения школьных видео-, фото-, аудиоархивов и творческих работ учеников,
· Наблюдение за деятельностью участников сообщества практики. Сеть Интернет открывает новые возможности для участия школьников в профессиональных научных сообществах, для решения классификационных задач, для совместной учебной деятельности учеников из нескольких школ или городов, для коллективного создания творческих работ – сказок, стихотворений, эссе.
· Самостоятельное создание сетевого учебного содержания. Новые сервисы социального обеспечения радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети, для консультаций и получения дополнительных знаний, для организации дистанционного учебного курса
Сетевое сообщество – это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Спектр сообществ очень велик – от сообщества фотографов до сообщества “Отдам даром”, в котором каждый может объявить об отдаче ненужной вещи кому-то еще. С распространением этих форм стали образовываться социальные сети – совокупности участников, объединенных средой общения. В целом все современные средства обеспечения работы сетевых сообществ обладают несколькими общими чертами:
· В подавляющем большинстве сред предусматривается регистрация пользователей – т.е. на каждого человека должна быть заведена учетная запись. При регистрации пользователь должен указать о себе некоторое количество данных для идентификации. Многие системы требуют ввода адреса электронной почты и проверяют его работоспособность, высылая письмо с кодом активации учетной записи. Если адрес неверен, то активировать запись может только администратор системы.
· Работа в среде проводится сеансами. Каждый сеанс начинается с того, что пользователь указывает свое имя и подтверждает свою личность вводом пароля.
· Помимо учетных данных, пользователь настраивает рабочую среду – внешний вид, дополнительные данные о себе (подпись, иллюстрацию-аватар и т.п.).
· Большинство систем, ориентированных на личную работу, имеют своеобразную внутреннюю систему обмена личными сообщениями.
Социальные сети и поддерживающие их сервисы оказались очень эффективным методом обеспечения посещаемости сайтов. На основе такого подхода появилось и быстро набрало популярность довольно большое количество социальных web-серверов. Примеры проектов, приведших к созданию социальных сетей:
· Блог-система “LiveJournal”, “Живой журнал”. Наиболее популярный среди русскоязычных пользователей блог-ресурс, считается одним из первых примеров сервисов социальных сетей.(http://www.livejournal.com)
· Открытая многоязычная энциклопедия Wikipedia. Эта социальная система ориентирована на подготовку энциклопедических статей о любом понятии, которое пользователи сочтут нужным. Система предусматривает и возможности коррекции и обсуждения статей, сравнения их версий. Wikipedia появилась в январе 2001-го; каждый мог сочинить словарную статью о чем угодно, а главное — исправить, дополнить или изменить чужую. Основных правил два: статья должна быть нейтральной и объективной, а ее содержание — проверяемым, то есть основываться на уже опубликованных материалах. Через месяц в Wikipedia было 600 статей, через год – 20000. В марте 2006-го их число перевалило за миллион. А главное – Wikipedia разрастается и улучшается с каждым днем. (http://www.wikipedia.org). Wiki – это новая технология коллективного создания сайтов, при этом изменения доступны не только создателю сайта, но и всем желающим.
· Сервис публикации фотографий. На этом сервисе каждый посетитель имеет возможность опубликовать свои фотографии, указав их поисковые признаки. Фотографии можно оценивать и комментировать.(http://www.flickr.com)
· YouTube. Самый быстрорастущий сайт в интернете: хранилище видеороликов обо всем на свете, которые может закачать любой желающий.
Из перечисленных наиболее близким и полезным для достижения образовательных целей, без принципиального изменения в методике преподавания нам кажется ресурс ru.wikipedia.org (русскоязычный раздел открытой энциклопедии). Первая вики, WikiWikiWeb (в примерном переводе “быстро-быстро” — на гавайском языке), была разработана в 1994 году и в 1995-м впервые появилась в Интернете. Использование энциклопедии максимально упрощено. На первой странице находится список имеющихся энциклопедий на разных языках с указанием текущего количества статей. Поскольку русскоязычная Википедия пока не вошла в 10 наиболее заполненных, то она находится под стилизованным изображением земного шара, в разделе “100000+”.При создании и редактировании статей в рамках исходного проекта Википедия следует придерживаться следующих общих правил:
ü Использовать чужие материалы можно только при соблюдении правил цитирования и законодательства об авторском и смежных правах. При выявлении нарушения статья стирается без предупреждения, а пользователь портит себе репутацию.
ü Статьи должны быть нейтральны и содержать изложение всех существенных точек зрения на объект описания.
ü В Википедии не допускаются оригинальные исследования.
Примеры реализованных вики-проектов
1. www.wikipedia.org – проект подробно описывался выше. Самый масштабный из реализованных проектов в рамках этой идеологии стал и источником всех остальных. Помимо основного проекта, существует и целый ряд сопутствующих:
· Викисклад (Wikimedia) – хранилище общедоступных мультимедийных материалов.
· Викитека – общедоступная библиотека оригинальных текстов.
· Викиучебник – библиотека общедоступных руководств и учебников.
Адреса сайтов
· Общероссийский образовательный проект Летописи.ру – http://letopisi.ru
· Всемирная ВикиПедия – http://en.wikipedia.org/wiki/Education Проект открытой всемирной энциклопедии, в построении которой участвуют добровольцы из многих стран мира.
· ВикиПедия на русском языке - http://ru.wikipedia.org/
· WikiWikiWeb - http://c2.com/cgi-bin/wiki.cgi?WikiWikiWeb Первая ВикиВики, существующая с 1995 года служит архивом шаблонов и главной площадкой, где обсуждается технология Wiki
· WikiBooks – http://wikibooks.org/wiki/Wikibooks Проект открытых учебных пособий и методических материалов (английский)
· EvoWiki – http://wiki.cotch.net/wiki.phtml Открытая энциклопедия материалов по эволюции и происхождению видов. (английский)
· CommunityWiki – http://www.emacswiki.org/cgi-bin/community Сообщество, внутри которого обсуждаются проблемы построения сообществ и сетевого взаимодействия (английский)
· CourseForum – http://www.courseforum.com/cf/ Пример преобразования Wiki в коммерческий продукт – образовательный форум для различных учебных курсов (английский)
Перечисленные сервисы – яркие и удачные примеры создания сайтов в рамках концепции Web 2.0 – движения по совершенствованию современных web-приложений.
Где можно больше узнать о сетевых социальных сервисах?
· http://letopisi.ru – Категория Социальный сервис
· http://www.catalogr.ru/ – каталог русских web2.0 сайтов, социальных сетей и сервисов
Полезные ссылки
10 интернет-сервисов, которыми можно пользоваться вне зависимости от взгляда на то, существует Web 2.0 или нет.
http://Gmail.com — самый умный и удобный почтовый сервер.
http://Writely.com — сетевой редактор, конкурент программы Word, позволяет работать над текстом параллельно всей редакцией.
http://Del.icio.us — удобное хранилище для закладок: вне зависимости от того, с какого компьютера заходишь в сеть, они всегда при тебе.
http://Netvibes.com — сетевой десктоп, действует по тому же принципу, что и Del.icio.us.
http://Box.net — в этот бокс можно бесплатно положить на хранение гигабайт информации.
http://Snap.com — умная поисковая машина. Предлагает варианты поисковых запросов еще до того, как вы дописали слово, и показывает, как выглядят нужные вам страницы, еще до того, как вы их загрузили.
http://Flickr.com — здесь действительно очень удобно хранить фотографии и показывать их друзьям.
http://YouTube.com — бездны самого удивительного видео.
http://Wikimapia.com — гибрид энциклопедии Wikipedia и карты Google Maps, два самых ценных ресурса в одном.
http://Blogs.yandex.ru — лучший поиск по русскоязычным блогам и главное событие в русском интернете 2006 года
Аннотированный список ресурсов Интернет
«Организация внеклассных мероприятий с помощью социальных сервисов интернет».
http://www.stel.ru/videoconference/ – Видеоконференции – технологии, оборудование, использование. Для организации видеоконференций с полноценным участием нескольких сторон (более двух), необходимо наличие специальных устройств для многоточечных видеоконференций. Их обычно называют MCU (Multipoint Conference Unit).
http://www.stel.ru/multimedia/ – Комплексное оснащение конференц-залов. Мультимедиа системы конференц-залов. ООО "Стэл-Компьютерные Системы" предлагает Вам оснастить свой конференц-зал, комнату для совещаний, кабинеты руководителей современным мультимедийным комплексом аудио видео оборудования.
http://www.websib.ru/ites/2002/05-07.htm – Информационные технологии в общеобразовательной школе. ИТ в организации школьного образовательного процесса. Творческая научная работа учащихся во внеурочное время.
http://kvn-online.h1.ru/about.shtml – KBH-online.
http://kvnru.ru/01.06.2007/5/comments. – «КВН для ВСЕХ» – это возможность подискутировать на темы КВНа, пообщаться со знаменитыми или начинающими КВНщиками, обсудить результаты игр и высказать впечатления, задать вопросы и получить ответы.
http://bobrdobr.ru/bookmarks/pperov/index.html BobrDobr.ru — это первый русскоязычный сервис «социальных закладок». Он дает возможность пользователям хранить и систематизировать закладки в Интернете, делиться и обмениваться закладками с друзьями и знакомыми, создавать сообщества по темам и интересам (Группы) и собирать в рамках этих сообществ ссылки, вместе с другими их участниками.
|
На: Социальные сервисы сети Интернет (сервисы Web 2.0)
Замечательная информационная страничка, спасибо!!!
С уважением, Антонина Александровна
На: Социальные сервисы сети Интернет (сервисы Web 2.0)
все четко и понятно.Спасибо!
На: Социальные сервисы сети Интернет (сервисы Web 2.0)
Спасибо большое!!!Всё лаконично и понятно. Спасибо за ссылки, очень пригодятся в работе. Наконец-то поняла в чем суть некоторых сервисов. Но есть ещё в чем буду разбираться, с вашей помощью это будет сделать гораздо легче. СПАСИБО БОЛЬШОЕ!!!