Чтобы выстроить хорошую школу, от директора требуется немного: не бояться окружитьсебя людьми, может быть, в чем-то умней и талантливей, чем он сам, и дать им направление.Тогда все, что он задумал, он сделает лучше, чем он это предполагал.
Каждый человек хочет хорошо выполнять свою работу, гордиться сделанным и иметь возможность высказать свое мнение. Ему свойственно желание участвовать в принятии решений и принадлежать к особенной организации. Управление (как наука) не знает никакого другого пути удовлетворения этих потребностей, кроме развития команд. Если эта трудная, требующая квалификации работа удается, то даже при скудных финансовых ресурсах получается эффективная организация.
В одиночку с управлением школой не справиться. Любому руководителю нужны помощники. Требуется эффективная команда из инициативных, ответственных и работоспособных педагогов, создаваемая для достижения определенной цели.
Инициатором формирования управленческой команды выступает, как правило, руководитель школы. Дело это непростое. Творческий и дееспособный коллектив единомышленников, а именно таковым и должна быть команда, не создается по приказу, механически, а предполагает хорошее знание руководителем своих сотрудников, их склонностей, способностей, настроений.
Любая команда объединяется для общего дела, и очень важно, чтобы она представляла не только дееспособную, но и психологически совместимую группу.
Говоря о команде, в первую очередь я говорю о моем ближайшем окружении, о моих непосредственных помощниках, составляющих со мной единую команду единомышленников. Единомышленников главным образом с точки зрения понимания тех целей и задач, которые эта группа людей ставит перед собой, но не с точки зрения путей их достижения.
В нашей школе таких людей несколько. Каждый из них руководит конкретным содержанием образования. В эту, так называемую, первичную группу входят представители администрации, школьный психолог, социальный педагог, вожатая, библиотекарь, учителя. Эффективность команды во многом обуславливается ясностью стоящих перед ней целей, знанием форм и методов организации работы. Смысл формирования команды состоит в том, чтобы свести вместе учителей и наладить их личные взаимоотношения, чтобы они могли согласованно двигаться к единой цели. Процесс создания команды и организация командной работы предполагают баланс целей, индивидуальных интересов каждого и коллективных интересов всей школы.
Моя задача – научить этих людей новой для них деятельности и через неё выработать вкус к ней, показать, что она может быть интересной и полезной не только для них, но и для учителей. Повседневная целенаправленная работа с учителем – главное направление деятельности членов этой команды. Это, в первую очередь, заместители директора по воспитательной и учебной работе, руководители школьных методических объединений учителей-предметников. Какова здесь роль директора? Директор выступает стратегом, основным идеологом педагогического коллектива. Работа коллектива и каждого учителя может быть разумной только в том случае, если люди понимают главный ее смысл.
Очень важно, чтобы каждый член команды хорошо знал и выполнял свои функции. Как они распределяются?
Стратегическое руководство образовательной политикой принадлежит выборному и кооптируемому органу – Управляющему совету школы.
Административное управление школой осуществляет директор и его заместители.
Основной функцией директора является координация усилий всех участников образовательного процесса через управляющий совет, попечительский совет, педагогический совет, методический совет, общешкольное собрание.
Заместители директора по учебной, воспитательной и хозяйственной работе реализуют, прежде всего, оперативное управление образовательным процессом и осуществляют мотивационную, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции.
Ключевым звеном в административной работе школы являются кадры, которым мы уделяем большое и серьезное внимание. Стратегическое направление работы с педагогическими кадрами – это непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в области учебных предметов, методики и технологии их преподавания. На сегодня 90% учителей имеют высшее профессиональное образование, все педагогические работники школы прошли курсы повышения квалификации, 90% учителей имеют высшую и первую квалификационную категорию, в школе созданы условия для участия учителей во всех семинарах, конференциях, конкурсах различного уровня. Кроме этого работа с кадрами направлена на развитие творческого потенциала учителя и организована по нескольким направлениям: изучение, анализ, оценка и самооценка профессиональной деятельности учителя; система работы с молодыми специалистами; система мотивации педагогов; система научно-методической работы.
Сегодня управленческое поле включает в себя колоссальное количество конструктивных идей менеджмента, которые можно успешно осваивать и применять руководителю современной школы.
Одной из основных функций управления является мотивирование персонала, которое оказывает стратегическое влияние на результаты трудовой деятельности.
Для управления процессом мотивации педагогического коллектива требуется сложная и продуманная система мотивации, которая включает в себя элементы материального и нематериального, а также позитивного и негативного стимулирования.
Искусство мотивации – вещь, крайне трудно поддающаяся формализации и изучению, поэтому мотивационный менеджмент – это скорее не наука, а творчество руководителя. С переходом на новую систему оплаты труда работников школы, составной частью которой является стимулирование труда, руководителю необходимо более глубоко изучать правила мотивационного менеджмента: успешное мотивирование должно быть индивидуальным; мотивация должна быть честной и естественной; организация мотивационной среды для сотрудников. За перечисленными правилами скрывается большой объем информации, реализовать который можно только, имея эффективную управленческую команду. Здесь требуется важнейшее качество от руководителя - умение уйти в тень, чтоб дать другим возможность расти, пробовать новое. То есть, возвращаясь к словам опытнейшего руководителя Завельского Ю.В., дать направление команде школы, тогда все, что задумал сам, сделаешь лучше, чем предполагал.
Чтобы выстроить хорошую школу, от директора требуется немного: не бояться окружить себя людьми, может быть, в чем-то умней и талантливей, чем он сам, и дать им направление.
Тогда все, что он задумал, он сделает лучше, чем он это предполагал.
|
На: Создание управленческой команды – залог эффективного управле
В данной работе прозвучала очень мудрая мысль: "Чтобы выстроить хорошую школу, от директора требуется немного: не бояться окружить себя людьми, может быть, в чем-то умней и талантливей, чем он сам, и дать им направление. Тогда все, что он задумал, он сделает лучше, чем он это предполагал".
На: Создание управленческой команды – залог эффективного управле
Очень актуальна мысль о том, что руководитель не должен бояться окружать себя людьми более умными и талантливыми, чем он сам. Так же согласна, что работа с педкадрами - стратегическая задача.