Современному российскому обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, которые отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Главной целью современной школы должно стать формирование личности , обладающей сформированной потребностью в постоянном пополнении и обновлении знаний, стремлением в совершенствовании умений и навыков. Личности, умеющей свои знания применить на практике, в реалиях нашей жизни.
Задумываясь над проблемами современного образования, пытаюсь ответить на вопрос: «Как воплотить личностные и социальные смыслы образования в процессе обучения математике?»
Для себя я определила цели и задачи, следую которым в своей ежедневной педагогической практике:
1.Заинтересовать каждого учащегося математикой и обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
2.Развить творческий потенциал учащихся.
3.Развить индивидуально-познавательные способности каждого ребёнка.
4.Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться в жизни.
II. ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
1. Исследовательская работа
Изучая теоретические основы компетентностного подхода, методы развития ключевых компетенций на уроках математики, я решила особое внимание в образовательной деятельности уделить формированию у школьников учебно-познавательной и информационной компетенций на уроках математики.
Очень важно не упустить момент для развития познавательного интереса к математике. Принимая ребят в 5-й класс, я сталкиваюсь с тем, что задачи повышенной трудности, задачи на смекалку, нестандартные задачи, развивающие логику мышления, особенно задания геометрического характера, вызывают затруднения.
Анализируя содержание геометрического материала наиболее популярного из действующих учебников для 5–6-х классов (Н.Я. Виленкин и др.). Могу сказать, что основными объектами изучения здесь являются прямая, луч, отрезок, угол, то есть те абстрактные геометрические фигуры, которые относятся к разделу оснований геометрии, а не собственно геометрические фигуры — треугольник, окружность, различные виды четырехугольников.
В 5–6-х классах учащиеся фактически не знакомятся с новыми для них геометрическими фигурами, ведь распознавать треугольник, прямоугольник, окружность они умеют уже в начальной школе.
Очевидным следствием такого отбора содержания является невозможность широкого овладения геометрическими методами исследования фигур. В лучшем случае, учащиеся способны справиться с заданиями на воспроизведение (построение) фигур по заданным параметрам, на вычисление их количественных характеристик.
Но чаще всего они затрудняются даже при распознавании знакомых фигур в нестандартных положениях и различных конфигурациях. Еще хуже обстоит дело с пространственными телами — учащимся предлагается познакомиться лишь с такими телами, как куб и прямоугольный параллелепипед. И это несмотря на то, что, как показывают данные психологических исследований , уже трех четырехмесячный младенец способен воспринимать форму предмета, а к 10 годам у детей уже накоплен значительный опыт «общения» с геометрическими телами. Закономерными в этой ситуации являются зафиксированные в международных исследованиях недостатки в пространственных представлениях школьников . И это неудивительно, ведь на протяжении первых пяти лет обучения им почти не приходится встречаться с пространственными телами, знакомиться с их свойствами, учиться распознавать изображения и изображать пространственные тела.
Почти отсутствуют задачи на построение геометрических фигур. В рамках одного часа, отводимого на изучение пункта «Окружность и круг», трудно научить детей даже пользоваться циркулем. Но даже если учителю это сделать и удалось, то следующий раз им это понадобится, когда учитель рискнет построить с детьми круговую диаграмму, а затем — ровно через год — при построении треугольника
по трем сторонам. Не удивительно, что часто можно видеть, как дети пытаются строить треугольник по трем сторонам, вооружившись лишь линейкой, — им даже в голову не приходит воспользоваться циркулем.
К 12-13 годам, когда ученик приступает к изучению геометрии, непосредственный интерес к ее освоению уже практически утрачен, еще по-настоящему не проявившись. Ни один предмет не начинают изучать в школе с таким запозданием (по отношению к психологически благоприятному периоду), как геометрию. Заметим, что наглядно-образное мышление и воображение наиболее полно развиваются на стыке старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Учитывая рекомендации ведущих методистов-математиков, учителей-практиков, вот уже пятый год, начиная с пятого класса, я ввожу в курс обучения математике пропедевтический курс геометрии. При этом использую учебник Шарыгина И.Ф., Ерганжиевой Л.Н. Наглядная геометрия: Учебное пособие для 5–6 классов. — М.: Дрофа 1998.
Отбираю приемы методики обучения и содержание пропедевтического курса геометрии в соответствии со следующими принципами:
1. Процесс обучения должен зависеть не только от содержания геометрического материала, но и от психологических особенностей детского возраста, от общих целей образования.
2. Основными методическими принципами являются наглядность и максимальное количество практических упражнений конструктивного и изобразительного характера.
3. В основу должен быть положен индуктивный метод, базирующийся на наглядном и практическом изучении конкретных фактов и последующем их обобщении, и отказ от дедуктивно-логического метода доказательства геометрических положений.
4. Построение курса и метод его преподавания должны идти в развитии геометрического мышления от простого к сложному, от конкретного к отвлеченному.
5. Движение — важнейший фактор, как создания геометрических форм, так и уяснения их свойств.
6. В учебной работе необходимо задействовать все виды памяти: зрительную, моторную, слуховую.
7.Необходимо отказаться от заучивания определений, правил и др. Вместо этого необходимо вводить «живое описание» детьми своих наблюдений, подмеченных геометрических свойств.
Например, при изучении теоремы о сумме углов треугольника в 5 классе проводим такую лабораторную работу. Ребята могут прочувствовать новое правило своими руками, потрогать его.
Вырезаем треугольник, отрываем у него углы и складываем из них развернутый угол. Такую работу ребята делают с удовольствием, и материал запоминается лучше.
В начале своей педагогической деятельности, принимая седьмые классы, обратила внимание на то, что обучающиеся не умеют работать с циркулем и чертежными инструментами. Много времени приходилось тратить на формирование навыка работы с ними.
Сейчас в пятых классах на уроках математики на протяжении первого месяца обучения даю задания, направленные на то, чтобы поставить руку, научить держать циркуль и работать с ним.
Постепенно приобретается навык работы с различными чертёжными инструментами. Приучаю детей аккуратно выполнять чертежи, что способствует улучшению графической культуры. Формируется прочный практический навык.
Мои наблюдения подтвердили результаты диагностики, проведенной в 9 классе, который изучал основы геометрии с 5 класса, и в 10 классе, где пропедевтический курс не изучался.
Исследование лабильности, способности логически мыслить, пространственного воображения.
1)Учащиеся 9 класса (27%) обладает высокой лабильностью, высоким уровнем пространственного воображения, им доступно понимание абстракций и сложных логических связей.
Учащиеся 10 класса ( 0 %) на данном уровне этими же качествами не обладает ни один человек.
2) 40,9% учащихся 9 класса, обладают хорошим уровнем пространственного воображения, им доступно понимание логических связей, они могут быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, а в 10 классе это доступно только 20,4 % учащихся.
3) 22,7% учащихся 9 класса, обладают средним уровнем пространственного воображения, им доступно понимание логических связей, они с трудом переходят с выполнения одних задач на другие, а в 10 классе данные проблемы возникают у 42,8% учащихся.
4) 13,6% учащихся 9 класса обладают низкой лабильностью, им трудно доступно построение логических связей, низкий уровень пространственного воображения, а в 10 классе таких учащихся значительно больше -35,7%.
Результаты исследования показали, что введение пропедевтического курса геометрии имеют положительные результаты, способствующие более успешному усвоению основного курса геометрии.
2. Современные образовательные технологии.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики я использую элементы педагогических технологий: информационно - коммуникативных, здоровьесберегающих, личностно – ориентированного обучения.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности».
Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент – компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала.
Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.
Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.
Богатейшие возможности для этого представляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.
Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использую мультимедийные презентации на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. С помощью презентаций сначала могу проводить обзор раздела или только демонстрацию нужной темы. А углубление и совершенствование навыков по данной теме в дальнейшем учащиеся могут представить в форме самостоятельно выполненных презентаций. Данный метод позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.
На уроках я использую различные электронные пособия:
№
Название пособия
1
Уроки геометрии Кирила и Мефодия 7 класс
2
Уроки алгебры Кирила и Мефодия 7-8 класс
3
Уроки геометрии Кирила и Мефодия 8 класс
4
Уроки геометрии Кирила и Мефодия 9 класс
5
Уроки алгебры Кирила и Мефодия 9 класс
6
Уроки геометрии Кирила и Мефодия 10 класс
7
Уроки алгебры Кирила и Мефодия 10-11 класс
8
Уроки геометрии Кирила и Мефодия 11 класс
9
Виртуальный наставник «Геометрия 10-11 класс»
10
Интерактивный тренинг – подготовка к ЕГЭ Математика
11
Математика 5-11 класс. Практика.
12
Виртуальный наставник «Геометрия 7-9 класс»
13
Образовательный комплекс «Геометрия 8 класс»
14
Образовательный комплекс «Математика 5 класс»
15
Образовательный комплекс «Математика 6 класс»
16
Математика. Сдаём ЕГЭ.
17
В помощь учащимся «Геометрия 7-1»
18
Проверь себя «Математика 5-6 классы»
19
Интерактивная математика 5-9
20
Живая математика
21
Интерактивный тренажёр «Я умею строить графики!»
22
Интерактивный тренажёр «Я изучаю дроби!»
23
Учебное электронное издание «Новые возможности для усвоения курса математики!»
Используя интерактивную доску, я имею возможность привлечь и успешно использовать внимание класса. Когда на доске появляется текст или изображение, то у ученика стимулируется одновременно несколько видов памяти. При подготовке к обычному уроку, я часто сталкиваюсь с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. Здесь же эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов.
Виртуальные лаборатории позволяют выстроить в электронной составляющей учебника свою систему интерактивных заданий, естественным образом дополняющую систему упражнений из его бумажной части. Их выполнение требует от учащихся использования иного, компьютерного, инструментария, а иногда и принципиально других подходов к решению. Это, как нам кажется, позволяет выйти на тот уровень в развитии умений и навыков школьников, который сейчас принято называть компетентностью.
Вот примеры конструкций, созданных с помощью некоторых из виртуальных лабораторий:
А это два примера заданий, построенных на основе упражнений из учебника, но отличающихся от них как по инструментарию, так и по самой постановке проблемы:
Упражнение 17
Формулировка в учебнике:
Формулировка в электронном приложении:
Рассмотрите рисунок 1.19 и отметьте верные утверждения:
Расположите точки А, В, С и D на чертеже так, чтобы выполнялись все следующие утверждения:
— точка А лежит на отрезке ВС;
— точка А лежит на отрезке ВС;
— точка А лежит на луче BD;
— точка А лежит на луче BD;
— точка D лежит между точками А и С;
— точка D лежит между точками А и С;
— точки D и С лежат на одном и том же луче с началом в точке В;
— точки D и С лежат на одном и том же луче с началом в точке В.
— точка В лежит на луче АС и луче СА.
Формулировка в учебнике:
Формулировка в электронном приложении:
Найдите объем тела, изображенного на рисунке 10.29:
Проведите с помощью инструментария лаборатории необходимые измеренияи найдите объем данного тела:
Таким образом, система учебных заданий, предлагаемая в электронной части учебника, не копирует его бумажную часть, а значительно ее расширяет, дополняет новыми методами и задачами исследовательского характера.
Например, так мы решаем задачи следующего урока
Тема урока.Правильные многоугольники.
Цель урока.Ввести понятие правильного многоугольника и выявить, где применяются правильные многоугольники.
Задачи урока.
Дидактические:
Сформировать у учащихся 6 класса определение правильного многоугольника. Рассмотреть важное свойство правильных многоугольников, которое применяется для их построения.
Выработать навык построения правильных многоугольников с помощью циркуля. (Практическая работа выполняется шестиклассниками под руководством восьмиклассников).
Выявить области применения правильных многоугольников. Установить, любыми ли правильными многоугольниками можно покрыть плоскость без зазоров и пересечений.
Научить учащихся создавать на компьютере паркеты (орнаменты, витражи, сюжеты, панно, мозаики) из правильных многоугольников.
При построении сечений многогранников использую режим записи самого процесса последовательного построения, что позволяет существенно экономить время на уроке.
Определенные трудности возникают у детей при изучении темы «Углы». Умение соотнести вид угла и его градусную меру отрабатывается при использовании интерактивного транспортира. Передвигая точку, фиксируем и градусную меру угла, и его вид. А если перенести стрелку влево, то можно откладывать углы и в другом направлении.
Мы решаем эту проблему так.
Вывод: Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.
Математика – один из основных предметов школы. Математика занимает от 10% до 15% в среднем учебного времени. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья детей. Общеизвестно также, что именно затруднения в изучении математики часто являются причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей, ведущих к снижению адаптивных возможностей организма, а следовательно к снижению качества здоровья.
Исходя из этого и согласно общему направлению работы школы, я использую следующие направления в формировании здорового образа жизни на уроках математики, цель которых: создание условий для формирования здоровой личности учащихся 5-6 классов на уроках математики, задачи:
-увеличение двигательной активности учащихся на уроке;
-предоставление информации, связанной с контролем здоровья;
-применение учебного материала (тексты задач) с валеологическим содержанием;
-учет здоровых возможностей детей, их индивидуальных особенностей на уроках.
Для решения первой задачи (увеличение двигательной активности) я провожу на уроках физкультминутки. О роли их для сбережения здоровья сказано уже немало. Физкультминутки я делю на две группы. К первой отношу физические упражнения, рекомендованные валеологами, медиками, физиологами, гигиенистами, которые не связаны по содержанию с процессом обучения математике. Ко второй группе - упражнения, организующие процесс усвоенияучебных знаний: пересчёт предметов, движение руками с целью изображения геометрических фигур, эстафеты по решению примеров и т.п. Например, показываю карточки с примерами, называю ответ. Если верно - наклон влево, неверно - вправо. Для улучшения работы мозга на разных этапах урока предлагаю использовать следующие упражнения:
• растирание ушных раковин и пальцев – активизирует все системы организма;
• перекрёстные движения – активизирует оба полушария головного мозга;
• качание головой – улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращения.
На уроках математики важно включать в физкультминутки упражнения для глаз, так как они служат профилактикой нарушения зрения. Это следующие упражнения:
• вертикальные движения глаз вверх-вниз;
• горизонтальные вправо-влево;
• вращение глазами по часовой стрелке и против;
• массаж век и другие.
Гимнастику для глаз иногда провожу при помощи лучевой указки или с помощью интерактивной доски. Учащиеся должны не только правильно сделать гимнастику, но и запомнить количество упражнений, выполненных ими, ответить на вопросы:
• это число чётное или нечётное;
• однозначное или двузначное;
• делится ли оно на 2, 5;
• как представить его в виде суммы.
Часто использую при устном счёте примеры, написанные цепочкой или по кругу. В моей коллекции есть презентации с такими примерами.
Вторую задачу я решаю путём увязки математических тем с какими-либо сведеньями о здоровье, о медицинских приборах, о нормальных показателях здоровья. В 5 классе, изучая шкалы, поговорим о тонометре и нормальном давлении, о термометре и нормальной температуре тела человека и оптимальной температуре воздуха в классе в спальной комнате и т.д. При изучении процентов – о процентном соотношении факторов, влияющих на здоровье. При изучении отрицательных и положительных чисел о роли отрицательных и положительных эмоций. Кроме того, сейчас есть возможность использовать красочные презентации по ЗОЖ и охране жизнедеятельности, ориентированные на урок математики.
Одна из моих задач - заинтересовать ребёнка в здоровом образе жизни. Это я делаю и на уроках, причем, не ущемляя учебный процесс, т.к. практически всё можно описать с помощью чисел, а, следовательно, совместить с математикой. Задачу, которая содержит сведенья о правильном питании, рациональном режиме дня, о качественном и количественном содержании витаминов в том или ином продукте, и др., можно увязать с многими математическими темами. Название полезного продукта, режимного момента использую для зашифровки правильных ответов к устному счёту.
Вред курения можно показать, решая следующие задачи: «Средняя продолжительность жизни мужчин в Японии 78 лет. А у мужчин в России на 16 лет меньше. Сколько лет в среднем живут мужчины в России?», «Увеличив 5 в 4 раза, найди число, которое показывает, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков».
На уроках математики часто использую групповой метод работы.
На занятиях я ориентируюсь на всех учащихся группы, имея в виду общие знания в целом и на каждого учащегося в отдельности. Я считаю, что такой подход побуждает к работе сильного ученика и двигает к работе слабого.
Самостоятельная работа на уроке дает возможность определить уровень усвоения материала каждым учеником. Для большей эффективности самостоятельной работы учащихся в процессе обучения я применяю тесты с выбором ответа и карточки-задания. В таких работах я стараюсь включать вопросы, которые устанавливают связь между новым материалом и ранее изученным /приложение/
При изучении математики учащиеся должны знать и понимать математические обозначения, термины, понятия. На уроках должна быть видна картина подготовленности группы и осуществляться обратная связь (учащиеся – преподаватель). Для этого я использую математические диктанты, позволяющие ученику самостоятельно, правильно, четко давать определения и пользоваться обозначениями /приложение/.
Считаю необходимым обучать учащихся умениям и навыкам самостоятельного учебного труда, среди которых одним из основных является умение работать с учебной, справочной и периодической литературой. Для обучения внимательному и целенаправленному чтению на уроке я сначала излагаю новый материал, а затем предлагаю учащимся самостоятельно прочитать соответствующий параграф, обращая особое внимание на основные положения. Рекомендую учащимся чаще пользоваться справочной литературой.
После изучения определенного раздела, темы учащимся предлагаю подготовить сообщения, доклады, рефераты для выступления на уроке, на занятиях кружка. Темы выбираются учениками заранее. Для организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся готовлю списки литературы и рекомендации по составлению планов, тезисов и т.д. (темы)
Написание докладов и рефератов – высшая ступень самостоятельной работы с книгой, так как она связана с чтением нескольких литературных источников, использование первоисточников, выборкой и систематизацией материала. В процессе подготовки учащиеся используют учебник, научно-популярную литературу, журналы, ресурсы Интернета. К этой работе привлекаю всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и способностей.
Навыки, полученные учащимися в процессе самостоятельной работы, используются ими в решении задач, в работе с учебником в классе и дома. Культура мыслительной деятельности учащихся значительно повышается, они успешнее овладевают теоретическими знаниями, более умело применяют их в своей практической работе.
Как правило, однообразие любой работы снижает у учеников интерес к ней. Но в курсе математики довольно часто встречаются темы, изучение которых требует решения большого числа однотипных задач, без чего невозможно выработать устойчивые знания и умения. В таких ситуациях удержать внимание учащихся помогают тесты с выбором ответов.
На первый взгляд, кажется, что выбрать из предложенных ответов правильный значительно проще, чем выполнять решения по стандартной схеме, но в реальности оказывается, что, отвечая на вопросы теста, ученик проделывает более объёмную и кропотливую работу, нежели при обычном решении. Интерес же к непривычному для ученика виду деятельности помогает ему продуктивнее заниматься на уроке.
Очень важно, что тесты имеют разноуровневый характер, т.е. список заданий делится на части – обязательную и необязательную. Обязательный уровень обеспечивает базовые знания для любого ученика. Располагая ими, ученик получает отметку “зачёт” по данной теме. Необязательная часть рассчитана на более глубокие знания, она готовит ученика к тому, чтобы заслужить на самостоятельной работе хорошую или отличную оценку.
Для меня такой вид работы тоже очень удобен. Во-первых, предлагая ученикам задания разного уровня, я обеспечиваю достаточно интересной и, главное, выполнимой работой как слабого, так и сильного ученика. Во-вторых, у учеников вырабатываются устойчивые умения и знания. В-третьих, можно легко увидеть общую подготовленность учащихся, увидеть, как усвоена тема каждым учеником, на чём стоит заострить внимание на пути к зачётному уроку по этой теме.
Важным звеном процесса обучения математике является контроль знаний и умений учащихся. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность учебной работы. Поэтому в учебной практике уделяю серьёзное внимание способам организации контроля, его содержанию.
Для проведения текущего контроля на уроках математики я применяю различные карточки-задания. При их составлении использую уровневую дифференциацию. Её основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям учащихся: явно выделяется уровень обязательной подготовки, который задаёт достаточную нижнюю границу усвоения материала. Этот уровень доступен и посилен всем учащимся. На его основе формируются повышенные уровни овладения курсом. Учащиеся получают право и возможность выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям.
Мною используются игровые формы занятий или математические игры – это занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации.
Например, в качестве разминки использую игру «Посчитай фигуры». Считать нужно так: первый треугольник, первый квадрат, первый круг, второй треугольник, второй, квадрат, третий треугольник и т.д.
При изучении темы” Виды углов” использую для формирования прочных ЗУН такую игру:
Внимание! Если я читаю верное утверждение, то вы хлопаете в ладошки; если неверное, то поднимаете вверх руки.
1.Единицы измерения углов: миллиметры, сантиметры?
2.Единицы измерения углов: миллиграммы , килограммы?
3.Единицы измерения углов: градусы, минуты?
4.Развёрнутый угол имеет градусную меру 100°?
5.Развёрнутый угол имеет градусную меру 90°?
6.Развёрнутый угол равен 180°?
7.Прямой угол равен 160°?
8.Прямой угол равен 90?
9.Острый угол больше прямого?
10.Острый угол равен прямому?
11.Острый угол меньше прямого?
12.Тупой угол меньше прямого?
13.Тупой угол всегда больше прямого и меньше развёрнутого?
14.Угол, меньше 90° называется острым?
15.Угол, больше 90° , но меньший 180° , называется тупым углом?
Одним из средств, способствующих лучшему усвоению математики, являются устные упражнения. С их помощью учащиеся отчетливее понимают сущность математических понятий, теорем, математических преобразований.
Устная работа на уроках математики весьма оживляет урок. На ней можно отдохнуть; в хорошем смысле этого слова, развлечься. Это самый «свободный» этап урока. Вопросы быстро сменяют друг друга, и если не знаешь ответ на один, то не беда, сможешь проявить себя на следующем. Это очень динамичный, активный вид деятельности, вносящий разнообразие в уроки математики. Кроме того, каждый ученик может отличиться «заработать» поощрение, хорошую оценку и т.п.
Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают внимание, наблюдательность, память, речь, быстроту реакции, повышают интерес к изучаемому материалу. Они дают возможность изучить большой по объему материал за более короткий промежуток времени, позволяют учителю судить о готовности класса к изучению нового материала, о степени его усвоения, помогают выявлять ошибки учащихся.
На своих уроках я использую:
Беглый счет. Я показываю карточку с заданием и тут же громко читаю его. Учащиеся устно выполняют действия и сообщают свои ответы.
Равный счет. Я записываю на доске упражнения с ответом. Ученики должны придумать свои примеры с тем же ответом.
«Счёт – дополнение».Я записываю на доске какое – то число, допустим, 1, 5. Затем я медленно называю число, которое меньше, чем 1,5. Ученики в ответ должны назвать число, дополняющее данное до I, 5. Те числа, которые называет учитель, и те, что дают ученики, не записываются. Этим обеспечивается большая тренировка в запоминании чисел.
«Лесенка».На каждой ступеньке записано задание в одно действие. Команда учащихся из пяти человек (столько ступенек у лесенки) поднимается по ней. Каждый член команды выполняет действие на своей ступеньке. Если ошибся – упал с лесенки. Вместе с неудачником может выбыть из игры и вся команда.
«Торопись, да не ошибись».Эта игра – фактически математический диктант. Я медленно читаю задание за заданием, а учащиеся на листочках пишут свои ответы.
Задания с устным счётом хранятся в отдельных папках для каждого класса.
При изучении курса геометрии большой популярностью пользуются, конечно, упражнения на готовых чертежах. Они позволяют быстро решить большое количество задач, подготавливают учащихся к построению более сложных чертежей.
3. Внеурочная деятельность по математике.
Одна из возможностей развивать познавательный интерес учащихся к математике лежит в широком применении внеклассной работы по математике. Внеклассная работа по математике имеет мощный резерв для реализации такой задачи обучения, как повышение познавательного интереса, через все разнообразие форм ее проведения. Одной из таких форм является математическая игра.
Математические игры отличаются эмоциональностью, вызывают у учащихся положительное отношение к внеклассным занятиям по математике, а, следовательно, и к математике в целом; способствуют активизации учебной деятельности; обостряют интеллектуальные процессы и главное, способствуют формированию познавательного интереса к предмету.
По отношению к математике всегда имеются некоторые категории учащихся, проявляющие повышенный интерес к ней; занимающиеся ею по мере необходимости и особенного интереса к предмету не проявляющие; ученики, считающие математику скучным, сухим и вообще не любимым предметом. Поэтому уже с первых классов начинается резкое расслоение коллектива учащихся: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по математике, на тех, кто добивается при математике лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики дается с большим трудом. Это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике, одной из форм которой является внеклассная работа.
Вместе с ребятами участвуем в таких дистанционных конкурсах- играх, как «Кенгуру», «Конструируй! Исследуй! Оптимизируй!», и т.д.
Дети охотно участвуют в таких конкурсах:
№
Название мероприятия
дата
Кол-во
участников
итоги
1
XXI-я Всероссийская дистанционная олимпиада по математике
Активизация внеклассной деятельности по математике призвана не только возбуждать и поддерживать у учеников интерес к предмету, но и желание заниматься ею дополнительно, как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности по приобретению новых знаний. Одной из любимых мною форм внеурочной работы по предмету является неделя математики.
Проведение предметных недель в нашей школе стало традицией. Неделя математики проходит в ноябре каждого учебного года. В подготовке участвуют все учителя математики и инициативная группа из учеников, проявляющих повышенный интерес к математике. Примерно за 2 недели мы продумываем план проведения мероприятий, учитывая степень заинтересованности учеников, возрастные и психологические особенности их развития.
В течение недели мы проводим математические КВНы, конкурсы, викторины, вечера. В завершении недели проводится школьная математическая олимпиада. Неделя заканчивается общешкольным математическим вечером, на котором подводятся итоги, награждаются победители, выпускается стендовый доклад. Предлагаю Вашему вниманию разработку одного из таких мероприятий.
В своей работе я много уделяю внимания кабинету, в котором провожу занятия. Состояние кабинета играет колоссальную роль в обеспечении учебного процесса, привитии интереса к предмету, воспитании культуры записей и вообще в эстетическом воспитании.Обучение проходит более успешно, когда я в процессе обучения использую наглядные и технические средства.
Основная часть работы проводится в классе, и под рукой должно быть все необходимое, чтобы обеспечить требуемое разнообразие средств информации. В моем кабинете есть учебная литература, наглядные пособия, дидактический раздаточный материал.
Весь дидактический материал я расположила по файлам в папках-скоросшивателях. Каждому классу соответствует свой цвет папки. В любой момент можно быстро найти необходимый материал. Цветные ряды папок украшают полки книжных шкафов. Тетради для самостоятельных и контрольных работ обучающихся хранятся в пластиковых боксах для бумаг. Это эстетично и очень удобно.
Кабинет должен быть удобен для любой формы работы: индивидуальной, фронтальной, групповой, игровой, проектной и т.д. В моем кабинете есть настольные игры для отдыха детей во время перемены: бильярд, «лего», пазлы, математические головоломки.
Мой кабинет математики продуман до последней мелочи, что содействует повышению эффективности моего труда и труда моих учеников, совершенствованию учебно-воспитательной работы по предмету.
Есть в кабинете главное - доска, имеющая большую рабочую площадь: место нужно и для того, чтобы несколько человек могли одновременно отвечать у доски, и для того, чтобы поместить записи в ходе объяснения нового материала. Объяснив тему, и показав 2-3 примера по теме, я вызываю 3-4 человека к доске, даю им индивидуально-дифференцированное задание, класс работает параллельно с 1-2 учащимися, затем разбирается решение, идет обработка новых понятий.
Часть основной доски занята координатной сеткой, но она расположена на тыльной стороне, поэтому не привлекает внимание, когда не нужна.
В кабинете математики немного предметов, которые можно использовать для украшения, внесения цветового решения в интерьер. Поэтому я использую в оформлении кабинета творческие работы обучающихся. Например, по теме «Многогранники» дети изготовляют множество объемных фигур, которые я затем демонстрирую на уроках стереометрии. Этот наглядный материал очень востребован.
Например, изучение скрещивающихся прямых на плоском чертеже порой бывает затруднительно. Я беру в руки бумажные модели и вязальные спицы и показываю расположение скрещивающихся прямых, точки пересечения прямых с плоскостями. Дети могут визуально убедиться, что скрещивающихся прямые не пересекаются, а прямая и плоскость пересекаются в одной точке. Т.е. этот «багаж» поделок учащихся постоянно в работе и ежегодно пополняется. Ведь некоторые модели приходится проткнуть спицами, когда демонстрирую диагональ или работаю с сечениями.
Мне очень повезло в том, что в моём кабинете математики, установлена интерактивная доска, которая дает возможность проводить уроки в соответствии с современными требованиями.
III. Заключение.
Использование современных технологий, современных методов и форм обучения и воспитания учащихся позволяют мне решать те задачи, которые я перед собой поставила.
Главный принцип моей педагогической деятельности - вера в ученика, в его познавательные силы. Главная задача - своевременно увидеть и поддержать слабые, едва заметные ростки познавательного интереса, который побуждает желание узнавать новое, учиться.
№
Тема
Дата
Место проведения
1
курсы
Обновление воспитательной деятельности в контексте модернизации российского образования.
2009
«СарИПКиПРО»
2
семинар
Проектно-исследовательская деятельность как условие успешной социализации учащихся»
13.02.2009
«СарИПКиПРО»
3
семинар
«ЕГЭ по математике: итоги, анализ, перспективы
26.10.2009
«СарИПКиПРО»
4
Дистанционный семинар
Возможности коллективной образовательной деятельности с использованием социальных сервисов Веб 2.0
2010
Saratov FIO wiki
5
Дистанционные курсы
Методика преподавания наглядной геометрии учащимся 5-6 классов
2010
Педагогический университет»Первое сентября»
6
семинар
Стохастическая линия в школьном курсе математики
12.01.2010
Учебно-методический центр г. Балаково
7
семинар
Конструирование индивидуальной образовательной траектории обучения в рамках реализации предпрофильной подготовки школьников
11.03.2010
«СарИПКиПРО» на базе ЧОУ «ЛИЕН»
8
Дистанционный семинар
Сетевые образовательные сообщества как фактор профессионального развития
27.10.2010
Saratov FIO wiki
9
семинар
Решение практико-ориентировочных задач по математике в рамках подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации за курс основной и средней школы
20.12.2010
«СарИПКиПРО»
10
Дистанционные курсы
Уравнения и неравенства в школьном курсе математики
2011
Педагогический университет»Первое сентября»
11
Выступление на муниципальном методическом объединении
Решение тригонометрических уравнений повышенной сложности
2009
Р.п. Духовницкое
Таблица участия в предметных мероприятиях.
№
Название мероприятия
Дата
Итоги
1
Районный конкурс «Лучший урок с использованием ИКТ»
2009
Iместо
2
Районный конкурс «Лучший урок с использованием ИКТ по геометрии»
2010
сертификат
3
Сетевой конкурс «Урока чудные мгновения»
2010
сертификат
4
Сетевой конкурс «Общественный смотр кабинетов»
2010
Диплом
5
Второй региональный творческий конкурс «Я – Учитель»
2010
сертификат
Радость познания передает своим ученикам учитель. Я учусь вместе со своими учениками. Без постоянного совершенствования невозможно состояться как личности, как профессионалу, как наставнику. Профессия педагога обязывает к постоянному обучению и познанию нового. Нельзя останавливаться на достигнутом.
Изучение теоретического материала, повышение своего методического уровня путем самообразования, посещения курсов повышения квалификации и участия в проблемных семинарах, профессиональных конкурсах дают возможность для дальнейшего самосовершенствования.