Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук, таких как философия, социология, политология, педагогика, психология и т. д. В настоящее время наука конфликтология приобретает все большее практическое значение. Возможно, в недалеком будущем такой предмет будет изучаться в школе. Эта тема - одна из актуальных в наше время. Стрельба, нападение, разборки, драки... Это - приметы нашего времени. Чтобы услышать и увидеть такое, достаточно открыть газету или послушать выпуск новостей. Наши дети сталкиваются с проблемой межличностных взаимоотношений, которая является актуальной для нашей школы, в том числе и для учеников моего класса.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
Классный час направлен на знакомство учащихся с основами бесконфликтного общения,на формирование представлений о различных вариантах человеческого общения, на устойчивое развитие таких личностных качеств, как рефлексия, толерантность, на практическое применение полученных знаний.
Классный час знакомит учащихся с понятиями "конфликт", "компромисс", объясняет, почему случаются конфликты, как вести себя в конфликтной ситуации, можно ли избежать конфликтов.
Особенность мероприятия – активизация познавательной деятельности, продуктивная работа всех учащихся. Сочетание научности с играми, инсценировками, дают возможность добиться того, что все дети работают увлеченно.
Проблемы, поднятые на данном мероприятии, будут рассмотрены на последующих классных часах, возможно, будут обсуждаться учащимися вне школы, в семье, что будет способствовать укреплению дружбы и взаимопонимания детей. Мероприятие предусматривает предупреждение педагогической запущенности конфликтных ситуаций.
Темы занятий:
1.Наш класс.
2.Барьеры в общении.
3.Выразительные движения или как понять людей без слов.
4.Общение в ситуации просьбы. Роль интонации.
5.Общение в ситуациях отказа.
6.Правила бесконфликтного общения.
7.Умей дружить.
Цель:формирование благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе
Задачи:
1.Образовательные:
- знакомство учащихся с основами бесконфликтного общения:
- формирование представлений о различных вариантах человеческого общения;
- ознакомление учащихся с понятиями «конфликт», «компромисс».
2. Развивающие:
- развитие познавательного интереса учащихся;
- развитие таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность.
3. Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
- формирование социально одобряемых форм поведения.
Предполагаемый результат
Классный час предполагает переход на более высокий уровень развития критического мышления учащегося в процессе воспитания навыков самоконтроля и самооценки, умение вести диалог с собой и другими людьми, быть объективными к себе и другим, умение сопереживать, проявлять терпение и терпимость.
Ребята научатся брать ответственность на себя, отвечать за порученное дело, научатся управлять своими эмоциями, сформируются навыки самодисциплины, понимания интересов и возможностей других людей, проявится способность к рефлексивному социальному поведению.
В результате сформируется благоприятная эмоционально-психологическая
и нравственная атмосфера в классе. Учащиеся будут иметь представления о
различных вариантах человеческого общения, смогут разрешить конфликт,
найти компромисс.
Дети научатся жить и работать с людьми, в коллективе, действовать в социуме
с учетом позиций других людей.
Содержание классного часа:
- игровой тренинг «Звездочки и созвездия»;
- беседа-диалог;
- стихи;
- сценки «Два козлика», «Две козы», «Зеркало»;
- игра «Трио».
Методики и технологии:
- технология личностно-ориентированного подхода;
- игровые технологии;
- технология деятельностного метода;
- методика высоких форм общения по Иванову И.П.;
- информационно-коммуникативные технологии.
- технология педагогики сотрудничества
Оборудование:
- компьютер
-проектор
-интерактивная доска
- две коробки для игры;
- лист А 4 с описанием ситуаций для обсуждения;
Подготовительная работа:
-распределение стихов между учащимися;
-распределение ролей в сценках;
- репетиции стихов и сценок;
Ход занятия
1 часть. Подготовительная. Актуализация проблемы.
Проведение данного классного часа начинается с игрового тренинга.
Игровой тренинг «Звездочки и созвездия»
Учитель.Представим себе, что все мы – отдельные звездочки. Звезды могут объединяться в созвездия. Число звездочек в созвездии может быть разное. По хлопку, как только я назову число, вы объединитесь в созвездия по три человека. Объединяться в созвездия можно по-разному: прикасаясь, друг к другу руками, ладонями, плечами, и т.д.
(Подбирается число так, чтобы никто не оставался лишним. Например, если в классе 20 человек, то учитель называет числа 2, 4, 5, 10. Звучит веселая музыка, проводится игра. После нескольких попыток объединения игра завершается. )
Учитель.Как сейчас мы объединялись в разные созвездия, так и все люди живут, существуют в разных группах, общностях. У каждого из вас есть семья со своими традициями, укладом, со своими семейными ценностями и праздниками. Как вы думаете, а в какие еще общности вы входите?
Ученики.Класс, школа, друзья, кружки и секции…
Учитель.В каждой такой группе нас объединяют общие интересы, ценности. Каждое объединение по-своему ценно и значимо для нас. Но каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер, свой темперамент. Давайте поиграем в игру. Каждый из вас встаёт и называет свою отличительную черту, начиная со слов: « Я отличаюсь от других людей тем…» (Проводится игра)
Молодцы! И что же мы можем сказать?
Ученики.Все мы разные, многим отличаемся друг от друга.
1-й ученик
Стань добрым волшебником,
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!
2 часть. Формирование подходов к решению проблемы
Учитель.Ребята, нужно стараться жить так, чтобы людям рядом с вами было хорошо. (На слайде №1 1-е правило бесконфликтного общения:«Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо»).
А теперь давайте подумаем о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы людям, которые окружают его, было хорошо
Ученики.Нужно быть добрым, например, прежде чемобратиться к человеку, улыбнуться ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
Учитель.Молодцы, это и будет следующим нашим правилом. (На слайде №2 появляется правило: «Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки»).
Учитель. Ребята, а какими еще качествами должен обладать человек, чтобы окружающим было с ними комфортно?
Ученики.Нужно быть отзывчивым, уметьрадоваться успехам и переживать неудачи не только свои, но и товарищей по классу.
Ученики.Прийти на помощь товарищу, не дожидаясь, пока тебя об этом попросят.
Учитель.Все правильно. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей – основы человеческого счастья. Добрый человек умеет общаться, поддерживать хорошие отношения с людьми. (На слайде№3 появляются следующие правила: « Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу».
«Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят»).
Учитель.А всегда ли, получается, понимать друг друга?
Ученики.Иногда между людьми возникает непонимание.
Учитель.Что означает выражение «правильно понимать других людей»?
Ученики.Надо уметь выслушать собеседника, уметь объяснить, что ты хочешь, не считать себя лучше других.
Учитель.К чему может привести ситуация, когда люди не понимают друг друга?
Ученики.Непонимание ведет к спорам и ссорам.
Учитель. А у вас бывают ссоры с друзьями или с родителями только потому, что кто-то кого-то неправильно понял? (Ответы детей)
Человека, который никогда ни с кем не ссорился, встретишь редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым. Между людьми возникает непонимание, они просто не хотят больше общаться, могут прибегнуть к силе.
Послушайте стихотворение «Два козла». Может быть, оно вам напомнит кого-нибудь.
Ученик.
Два козла
Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул,
Один боднул приятеля немножко посильней,
Другой боднул приятеля немножко побольней.
Один разгорячился, лягнул что было сил,
Другой его рогами под брюхо подцепил.
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а в серьёз.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой.
Учитель. Можно назвать такое общение дружеским? (Ответы детей) Ссора может перерасти в конфликт. Как вы понимаете слово «конфликт»?
Ученики.Конфликт – это непонимание друг друга, спор, ссора, драка.
Учитель.Обратимся за подсказкой к Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова: «Конфликт – это столкновение, серьезное разногласие, спор». (слайд №4)
Недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становится источником ссор и конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?
Ситуации: (слайд №5)
Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
- будете плакать;
- ударите его;
- сделаете ему замечание;
- не скажите ничего;
- пожалуетесь учителю.
Ученики.Сделаю ему замечание.
Вам не везёт: вы второй раз подряд проигрываете в шашки. Ваши действии (слайд№6 )
- будете плакать;
- продолжите играть;
- начнёте злиться;
- ничего не скажете.
Ученики.Продолжу играть.
Приятель схватил ваш ластик без разрешения. Как вы поступите? (слайд №7 )
- толкнете и отнимите ластик;
- ударите и отнимите;
- отнимите ластик и возьмете его карандаш в отместку;
- скажите учительнице;
- попросите вернуть ластик, и если он не вернет, то скажите учительнице.
Ученики.Попрошу вернуть ластик.
Учитель.Молодцы, вы правильно поступили. Запомните: никогда не надо ябедничать: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения. Если будет плохо, не спешите обвинять в этом других. Учитесь терпеть неприятности. (На слайде №8 появляется 5-е правило: «Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения»).
Учитель.Всегда ли можно договориться друг с другом? Может ли конфликт быть неизбежен? Игра «Трио» поможет нам в этом разобраться.
(Звучит музыка, проводится игра)
Игра «Трио»
(Необходимые материалы: две пустые коробки из-под обуви.)
Учитель.Я приготовила для вас сложную задачу, решая которую, вы можете показать, насколько хорошо вы взаимодействуете друг с другом. Мне понадобится три участника. Они должны встать в одну шеренгу плечо к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые коробки. В одну коробку – левую ногу, в другую – правую ногу. Двое других ребят ставят по одной ноге в те же коробки: стоящий справа ставит левую ногу рядом с правой ногой того, кто в центре, а стоящий слева ставит правую ногу в одну коробку с его левой ногой. Теперь все трое должны попробовать пройти несколько метров. При желании вы можете поменяться местами и обсудить друг с другом, как вам лучше поступить, чтобы ваша маленькая команда могла лучше справиться с заданием
Учитель.Что мешало, а что помогало проходить дистанцию?
Ученики.В начале игры было трудно потому, что каждый выполнял движение сам по себе. Чтобы шагать дружно и не падать, нужно договориться.
Учитель.Договариваться между собой не всегда бывает легко. Часто люди не хотят уступать друг другу, настаивают на своем. Именно поэтому могут возникать ссоры и даже конфликты. Вспомните, какие конфликтные ситуации произошли в вашей жизни и как вы поступали: решали вопрос мирно или нет? (Ответы учащихся)
Ученик.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился –
Ты ему греха не поминай.
(Р.Гамзатов)
Учитель.Ценное качество в людях – умение мысленно поставить себя на место другого. Если человек что-то говорит, то ему очень важно знать, слышат ли, понимают ли его. Сплошь и рядом можно наблюдать такие ситуации, в которых люди не умеют или не желают поставить себя на место собеседника.
Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества есть сказки, предания, былины на эту тему.
Два козлика (слайд №9 )
Через ручей положена доска.
Встретились на доске два козлика.
Ни один не хотел уступать
другому дороги. Началась драка. Дрались, дрались, да оба и упали в воду.
Учитель.Вот к чему может привести неуступчивость и упрямство. Ребята, а как бы вы поступили в данной ситуации?
Ученик.Я бы уступил дорогу.
Учитель.Чтобы легко жилось с людьми, чтобы складывались близкие, тёплые отношения, надо уметь внимательно относиться к людям, уметь ставить себя на их место, быть сдержанным и тактичным. (На слайде № 10 появляются следующие правила: «В споре будь сдержан и тактичен»,
«Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков»).
Учитель.Ребята, очень важно научиться принимать близких и друзей такими, какими они есть. Не навязывать свое мнение, впечатление, быть терпеливыми, стремиться понимать их. (На слайде № 11 появляется 8-ое правило: «Никогда никого не упрекай. Если все-таки упреки прозвучали и ссора произошла - скорее помирись»).
Учитель.Разрешение конфликта – дело творческое: необходимо учесть все компоненты сложившейся ситуации. Давайте посмотрим сказку « Две козы» и подумаем, почему героям удалось избежать ссоры. (Инсценировка).
Две козы
На узенькой горной тропинке встретились две козы. Налево – гора, как стена, направо – глубокая пропасть. Задумались козы: как тут быть?
Одна коза легла и плотно прижалась к земле. А другая осторожно через неё перешла. И обе остались целы.
Учитель.Как козам удалось избежать конфликта?
Ученики.Козы не стали ссориться и совершать необдуманных поступков.
Учитель.Наши герои смогли договориться. Такой путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется компромиссом.
Некоторые считают, что предложить помириться первым – значит проявить слабость характера. А как вы думаете? (Можно выслушать ситуации из жизни учащихся, когда им удалось разрешать конфликт с помощью взаимных уступок, путем компромисса.)
А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт?
Ученики.Нужно уступать друг другу.
Учитель.Правильно, уступка - один из способов выхода из конфликта.
Ученики.Можно обратиться к какому-нибудь авторитетному человеку за советом.
Учитель.Правильно, ребята. Если вы затрудняетесь в правильности своих поступков, то нужно обратиться за советом к родителям, учителю, старшим товарищам и т.д. за советом. Это и есть следующее правило бесконфликтного общения. (На слайде №12 появляется 9-ое правило:«Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс»).
Учитель.А еще помогает разрешить конфликт шутка и юмор. Следующая сценка продемонстрирует нам, как можно с помощью шутки выйти из конфликтной ситуации.
Автор. Жил-был один носорог. Он имел привычку обзываться и над всеми издеваться.
Носорог (Верблюду).Горбун! Горбун!
Верблюд.Это я горбун? Да будь у меня на спине три горба, я был бы ещё красивей!
Носорог (Слону).Эй, толстокожий! Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу.
Слон.И чего это он ко мне пристает? Хоботом своим я доволен, и он совсем не похож на хвост!
Носорог (Жирафу).Дяденька, достань воробушка!
Жираф.Сам-то больно хорош!
Автор.Однажды друзья раздобыли где-то зеркало и стали искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал.
Носорог (Страусу).Эй, ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься!
Верблюд (Носорогу).Послушай, друг! Неужели ты сам себя красивым считаешь и выше всех ставишь?
Носорог.Конечно! Кто же в этом сомневается?!
Слон.Ну, тогда посмотри на себя. (Подает Носорогу зеркало)
Носорог.Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что за уродина на меня смотрит? Что у неё на носу! Хо-хо-хо! Ха-ха-ха!
Автор.И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало. Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп, как пробка. И они перестали обижаться.
Учитель.Правильно ли вел себя носорог? Почему?
Ученики.Носорог вел себя неправильно. Нельзя издеваться, смеяться и обижать других людей.
Учитель.Правильно, нужно относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Это одно из самых главных правил человеческого общения. (На слайде № 14 появляется правило: «Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе»).
3 часть. Заключительная. Подведение итогов.
Учитель.Ребята, давайте подведем итог сегодняшнего классного часа и повторим еще раз правила бесконфликтного общения, которые мы с вами выработали в ходе занятия. Помните их всегда и старайтесь выполнять. (Дети по очереди зачитывают правила).
Правила бесконфликтного общения ( слайд № 15)
1.Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
2.Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
3.Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу.
4.Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят.
5.Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.
6.В споре будь сдержан и тактичен.
7.Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
8.Никогда никого не упрекай. Если все-таки упреки прозвучали и ссора
10. Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Учитель.В заключение мне хочется привести слова Максима Горького: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого…». ( слайд № 16)