Официальный сайт aksakal 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок-пролог "Природные символы России"

Фото пользователя Наталья Владимировна Апексимова
Размещено: Наталья Владимировна Апексимова - ср, 09/03/2011 - 18:50
Данные об авторе
Автор(ы): 
Апексимова Н.В.
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №10 г. Сердобск Учитель географии и биологии
Регион: 
Пензенская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
География
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Урок можно провести в 8 классе перед изучением крупных ПТК

 

Урок-пролог « Природные символы России»
 
Задачи:
Образовательные:
·       дать их физико-географическую характеристику природных объектов;
·       создать максимально полный образ природного уникума;
·       расширить знания о связях природы и человека.
Развивающие:
·       способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению природы нашей страны;
·       продолжить раскрытие индивидуальных способностей учащихся;
Воспитательные:
·       продолжить воспитание любви к нашей Родине – России;
·       способствовать расширению   кругозора  учащихся в процессе изучения курса «Природа России»;
·       привитие учащимся интереса к самостоятельной творческой деятельности.
 
ХОД УРОКА:
1. Изучение нового материала.
 
СЛАЙД 1:
Тема урока: «Природные символы России»
 
                                                  Природа – единственная книга,
                                                  каждая страница, которой полна
                                                  глубокого содержания.
                                                                                          И.В. Гёте
 
 
В этом учебном году вы изучаете физическую географию России, страны, где мы все живём, географию нашей Родины.
И на предыдущем уроке вам было дано предложение  
« Родина – это…..»
Вот как вы его продолжили.
 
СЛАЙД 2:
Родина – это…
- важнейшая часть жизни любого человека;
- место, где живут люди, которые любят друг друга и всё то, что их окружает;
- моя страна, моя Пензенская область, моя родной город, река Сердоба;
- где я родился, вырос, где мой дом, мои друзья.
- большая семья за одним столом с чаем и бабушкиными блинами
 
 
У каждого из вас своё представление о Родине, но, тем не менее, наша общая Родина - великая, необъятная Россия. А природа России   разнообразна и неповторима. Страна раскинулась на просторах Европы и Азии от арктических пустынь на севере до пустынь умеренного пояса на юге. Рассмотрев общие закономерности природы России,   вы приступили к изучению физико-географических районов страны. В природе всё удивительно, в каждом   крупном природно-территориальном   районе   России есть примечательные участки.  И список природных символов нашей страны,  может быть очень длинным. Но на  прошлом уроке из предложенных объектов вы выбрали три наиболее ярких, на ваш взгляд,  и наша цель на   сегодняшнем уроке дать их физико-географическую характеристику, создать максимально полный образ природного уникума, расширить знания о связях природы и человека и почувствовать единение  с культурой и природой России.
 
СЛАЙД 3:
Цели урока
 
Итак, наша творческая мастерская открывается.
Вот выбранные вами природные объекты:
1. Озеро Байкал,  который раскинулся среди гор Юга Сибири
2. Река Волга, входящая в природный комплекс Восточно-Европейская равнина
3. Гора Эльбрус, который находится в природно-территориальном комплексе Большого Кавказа
Сейчас вы разделитесь на три группы, по количеству природных объектов (на столы ставятся пирамидки с названием объекта). Каждая группа получает следующее задание: «Опишите 
природный объект (символ) по следующему плану: эпиграф о нём, красочное описание, физико-географическая                 характеристика»
 
СЛАЙД 4:
«Опишите природный объект (символ) по следующему плану: эпиграф о нём, красочное описание, физико-географическая                 характеристика»
 
Группам я раздаю листы, на каждом их которых – 4 фотографии природного объекта  и конверты. В   конверте находятся эпиграфы и красочные описания. Ваша задача из всего предложенного материала выбрать один эпиграф и одно красочное описание, которое, на ваш, взгляд наиболее полно характеризуют объект, и наклеить их   рядом с 1 и 2 фотографиями.
Напротив третьего изображения вы должны представить физико-географическую характеристику. План и варианты ответов тоже находятся в конверте. Опираясь на очерёдность пунктов плана, вы находите среди вариантов правильный ответ и приклеиваете его.
Четвёртую фотографию вы оставляете для меня.
Время выполнения задания 10 минут, по истечению которых вы представите  нам своё творение.
Какие ко мне вопросы по заданию?
 
 
Озеро Байкал
1. Эпиграфы:
А) Байкал. Он – величав и вечен,
В гранитной раме вырезной,
И весь – до донышка – просвечен,
И весь – до капельки – родной.
                                              М. Сергеев
 
Б) И день души своей влюбленной
Несут Байкалу с давних лет
Рыбак, и труженик – ученый,
И живописец и поэт
                                   А. Твардовский
 
 
В) «Чудо природы во всех отношениях»
                                      Л.С.Берг
 
Г) Чистой-чистой хрустальной чашей
Он лежит меж обрывистых скал,
 Голубая жемчужина наша,
Легендарное море Байкал.
 
 
 
2. Красочное описание:
 
А) Ни одно озеро в нашей стране не пользуется такой славой, как Байкал. Байкал стал Меккой ХХ века. Сюда едут тысячи туристов. И никто не остается равнодушным к красоте Байкала, его чистой и прозрачной воде, множеству красивых бухт, пляжей и окружающему его живописному озерно-альпийскому ландшафту, необозримым пространствам лесов и гор.
                                                                      А. Твардовский
 
 
Б) "Святое море", "святое озеро", "святая вода" - так называли Байкал с незапамятных времен и коренные жители, и русские, пришедшие на его берега уже в XVII веке, и путешествующие иноземцы, преклоняясь перед его величественной неземной красотой.
Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса и алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства. Мы с рождения впитываем в себя картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени определяют нашу человеческую суть. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы - часть их. И все-таки у Природы есть свои любимцы, которые она при создании отделывает с особым тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал.
                                                                            Валентин Распутин
3. Физико-географическое описание объекта
 
План описания озёра
1. В какой  части страны  расположено озеро?
2. Между какими параллелями и меридианами располагается?
3. Происхождение котловины.
4. Сточное или бессточное. Впадающие или вытекающие реки.
5. Солёное или пресное?
6. Органический мир озера.
 
1. На каком материке, и в какой его части расположено озеро?
А)        на юге Сибири
Б)         на севере Дальнего Востока
В)        на юге Урала
Г)         на юго-западе Восточно-Европейской равнины
 
2. Между какими параллелями и меридианами располагается?
А)        40 – 50 с.ш.; 70-80 в.д.
Б)        50-55 с.ш.; 105-110 в.д.
В)        60-65 с.ш.; 30-40 в.д.
Г)         45-48 с.ш.; 58-62 в.д.
 
3. Происхождение котловины:
А) вулканическая котловина   
Б) термокарстовая котловина  
В)   ледниковая         
Г) тектоническая котловина (в грабене)     .
 
4. Сточное или бессточное. Впадающие или вытекающие реки
А) бессточное. Впадают две реки – Амударья и Сырдарья
Б) сточное. Впадает и вытекает большое количество рек 
В) сточное. В него впадает 336 рек и ручьев, а вытекает одна Ангара.
Г) сточное. Впадает и вытекает одна река       
 
5. Солёное или пресное:
А) наполовину пресное и солёное    
Б) пресное. Вода в озере является эталоном   чистоты 
В) солёное. Солёность составляет 300 промиллей.   
Г) пресное. Самое крупное пресное озеро Европы   
 
6. Органический мир озера:
А) очень беден         
Б) здесь встречаются от 1500 видов животных и свыше 1000 видов растений. Более 70 % - являются эндемиками.
В) встречаются только водоросли   
            
 
Река Волга
1. Эпиграфы:
А) На реке человек оживал и жил с нею
душа в душу. Он любил свою реку…
В разговорную речь вошли такие
уважительные и ласковые слова, как
Волга-матушка, Амур-батюшка,
Енисей- богатырь, Ока-красавица»
                                        /В.О.Ключевский/
 
Б) «Вода - зеркало красоты, вечно созидающейся в нашей неистощимой, неисчерпаемой Вселенной. И слава той стране, которая нашла для своего лика могучую реку. Нет Египта без Нила, нет Индии без Ганга, есть в ряду величайших прекраснейших стран Россия, потому что у нее есть Волга»
                                        К. Бальмонт
 
В) «И когда тебя втянет в простор этот синий,
И когда ты с рекою бессмертной, родной,
Только выдохнешь:
- Волга!
-Только скажешь:
- Россия!-
Да умоешься вечно живою водой!
                                        Н. Благов
 
Г) О Волга! После многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
                                           
О Волга! Колыбель моя.
                                                  Н. Некрасов
 
 
 
2. Красочное описание:
А) «Волга представлялась мне какой-то музыкальной пьесой, вроде «Камаринской» Глинки. Она начиналась заунывными мотивами, тянущимися бесконечной линией до Углича, Ярославля, переходила в красивые мелодии в Плесе, Чебоксарах, до Казана; волновалась, дробилась, уходила в бесконечные дали под Симбирском и, наконец, в Жигулях разразилась таким могучим трепаком, такой забирающей «Камаринской», что мы сами невольно заплясали — руками, карандашами и готовы были пуститься вприсядку…».
                                                                           И.Репин
 
 
 
Б) Солнечная река, река счастья. Десятки народов молились ей как живому существу, потоку энергии, чистой любви. До сих пор перелетные птицы, которые летят с севера на юг, стекаются сначала к Волге, а потом движутся точно вдоль реки, повторяя малейшие ее изгибы.
Из всех рек на земном шаре только Волга удостоилась чести называться Великой. И арабы, и византийцы, и кочевые племена долгое время называли ее Итиль — Река рек. Затем она стала Волгой — Светлой.
 
В) Свинцово-синяя вода впитала в себя синь небес; отлогие берега, на которых «раскиданы» величественные каменные храмы — сторожевые земли русской. Ведь когда-то по этим водам плавали разбойничьи струги Степана Разина, полчища иноземцев вторгались в эти исконно русские земли, устремляясь к сердцу страны — Волге. Сейчас она мощно несет свои величественные воды в Каспийское море. Река — труженица, кормилица и рубеж, за который уже невозможно перейти, «не пустят» непрошеных гостей.
 
3. Физико-географическое описание объекта
 
План описания реки
1.В какой части страны  течет река
2. Где берет начало, куда впадает, в каком направлении течет
3. Характер течения реки в его зависимость от рельефа     
    местности
4. Тип питания реки
5. Режим реки и его  зависимость от климата
 
1. В какой части страны течет река
А) на севере Сибири      
Б) в Европейской части России.  
В) в азиатской части страны   
Г) на юго-востоке России
 
2. Где берет начало, куда впадает, в каком направлении течет:
А) исток - на северных склонах Среднерусской возвышенности, впадает в Таганрогский залив Азовского моря. В среднем течении- с северо-запада на юго-восток, в нижнем – с северо -востока на юго-запад.        
Б) исток-  слияние  двух рек, устье - Карское море. Течёт с юга на север       
В) исток    озеро Байкал, устье- река Енисей. Протекает с юго-востока на северо-запад. 
Г) исток - родник у деревни Волговерховье в Тверской области, устье – Каспийское море. В верхнем и среднем течении – с северо-запада на юго-восток, в нижнем – с севера на юг.
 
3. Характер течения реки в зависимость от рельефа местности:
А) река с ярко выраженным горным характером      
Б) типичная равнинная река
 
4. Тип питания реки:
А) основное питание осуществляется снеговыми (60 % годового стока), грунтовыми (30 %) и дождевыми (10 %) водами. 
Б) питание главным образом родниковое и снеговое.        
В) большую роль играет ледниковое и дождевое питание.        
Г) питание реки преимущественно снеговое.
 
 
5. Режим реки и как он зависимость  от климата:
А) река с весенним половодьем (апрель — июнь), малая водностью в период летней и зимней межени и осенние дождевые паводки      
Б) половодье в тёплую часть года с наивысшим подъёмом в июле-августе.       
В) отличается высоким весенним половодьем и низкой меженью в остальное время года    
Г) в верхнем течении половодье — с начала апреля, в среднем — со второй половины апреля, а в нижнем — с конца апреля — начала мая.
 
 
 
Эльбрус
1. Эпиграфы
 
А) Полуночного ветра безумны стенанья,
И проклятьем живому гремит камнепад.
Ты опять никому в целом мире не рад,
Леденящая ярость в могучем дыханье.
                                                      Г. Иванченко
Б) И в их кругу колосс двуглавый,
       В венце блистая ледяном,
       Эльбрус, огромный, величавый,
       Белел на небе голубом.  
                                                 А.С. Пушкин
 
 
В) И вдалеке перед тобой,
Одеты голубым туманом,
Гора вздымалась над горой,
И в сонме их гигант двуглавый
Ужасною и величавой
Там всё блистает красотой….
                                                В. А. Жуковский
 
 
Г) О Эльбрус! Обними меня, милый,
        Тёплым камнем судьбу обогрей.
                                                             К. Хетагуров
 
 
 
 
2. Красочное описание
 
А) С давних времён Эльбрус окружает завеса таинственности. Время сложило и оставило в памяти поколений огромное количество легенд. Одна из них гласит, что когда Бог делил землю между народами, кабардинцы и балкарцы проспали, и им земли не хватило. Тогда они преподнесли Всевышнему своё вино, которое оказалось столь великолепным, что Бог уступил им припасённый для себя залитый солнцем райский уголок с красавицей рекой и белоснежными горными вершинами во главе с могучим исполином Эльбрусом.
 
Б) Эльбрус – незабываемая вершина. Кто побывал на прекрасный  строгий контур, блеск вечных снегов и фиолетовое небо над нам. Многих влекут к себе строгие, поразительно красивые формы великана, вершина которого первой среди гор встречает солнце и дольше всех купается в его лучах. 
 
                                                                               А. Гусев
 
 
В) Кому доведётся подняться на вершину Эльбруса, тот увидит необъятные просторы нашей Родины.          На север уходит бескрайняя равнина Кубани, на юге, востоке и западе раскинулись хребты Кавказа. Солнечная Грузия видна за стеной главного хребта.  
 
 
 
 
3. Физико-географическое описание объекта
 
План описания гор:
 
1.В состав какой горной системы входит
2. В какой части страны находятся горы
3. Время образования горы
4. Особенности образования горы
5. Абсолютная высота горы
6. Географические координаты вершины горы
 
 
1.В состав какой горной системы входит гора:
А) в состав Большого Кавказа
Б) в состав Уральских гор        
В) в состав гор Южной Сибири    
Г) в состав хребтов Забайкалья и Прибайкалья
 
2. В какой части страны находятся горы:
А) на юге Дальнего Востока
Б) на юге европейской части России
В) на западе Русской равнины 
Г) на востоке страны
 
3. Время образования горы:
А) области герцинской складчатости
Б) области кайнозойской (альпийско-гималайской) складчатости
В) области мезозойской складчатости      
Г) области байкальской и раннекаледонской складчатости
 
4. Особенности образования горы:
А) высокий действующий вулкан
Б) двухвершинный конус потухшего вулкана     
В )в палеозое  гора была разрушена, в  неоген-четвертичное время гора испытала поднятие
 
5. Абсолютная   высота горы:
А) абсолютная   высота - 5642 м
Б) абсолютная   высота  — 2469 м,   
В) абсолютная   высота - 4750 м       
Г)  абсолютная   высота - 1895 м
 
6. Географические координаты вершины  горы:
А)  43° с.ш., 45° в.д.
Б)   65° с.ш., 60° в.д.
В)   56° с.ш.  и 199° в. д.   
Г)   54° с.ш., 58°в.д.
 
Время, отведённое на выполнение творческого задания, подошло к концу. Я попрошу группы выступить с результатами своей работы.
 
Итак, первая группа - озеро Байкал.
 
Итак, Байкал, одно из неповторимых чудес планеты.
Объём впадины грандиозен – 23 тысячи кубокилометра, это пятая часть пресных вод всей планеты. Столько же воды вмещает целое Балтийское море. Сколько бы могли прожить люди Земли на байкальской воде? 40лет.
По мнению некоторых геофизиков, Байкал можно считать зарождающимся океаном.
У Байкала уникально многое: и происхождение озёрной котловины, и кристально чистая вода, и как бы музейная сохранность сотен видов   древних животных. А красота озера! Ею теперь любуются с орбит своих полётов даже космонавты.
 
 
Вторая группа – река Волка.
 
Самая длинная и многоводная река Русской равнины и всей Европы, Волга - факт истории и культуры, любовь России, мать русских рек.
Её бассейн занял более трети Русской равнины, ветвями могучего древа выглядит на карте система волжских притоков. Сотни рек и речушек, текущих с Уральских гор и рождающихся на равнине питают Волгу, давая ей 250 кубокилометров воды в год.
Пятая по длине река России,
Волга, пересекает на своём пути пять природных зон.
Ныне Волга превратилась в грандиозную лестницу с зеркальными ступенями водохранилищ, зарегулировавших её сток. Вода, падающая с плотин, обеспечивает энергией города и сёла Русской равнины. Каналами река соединена с пятью морями. Это река- труженица, артерия жизни, и Волга же- дивный мир покоя и отдыха, чудесная трасса для водных путешествий.
 
 
Третья группа – гора Эльбрус.
 
Уснувший вулкан Эльбрус находится в самом сердце Центрального Кавказа. Его снежно- ледниковая шапка высоко парит над гребнями соседних гор. 5642 метра- самая большая высота в России.
Белый шатёр Эльбруса, оканчивающийся светло- зелёными щупальцами ледников, занимает площадь 144 квадратных километра. В отдельных местах толщина снега и льда достигает нескольких сотен метров. Всего на склонах Эльбруса насчитывается 77 ледников, из них берут начало три большие реки, одна среди которых - Кубань.
Ниже по склонам отчётливо выражена высотная поясность- мягкие и пёстрые ковры альпийских лугов сменяются густыми лиственными и хвойными леса.  
 
 
 
И всё-таки сегодняшний урок мне бы хотелось завершить выбором одного природного символа нашей великой страны – лучшего среди равных. У каждого на столе лежат жетоны. Я пройду, а вы проголосуйте только за один природный объект.
 
А пока вы голосуете, и я подсчитываю количество жетонов, послушайте мнение по этому вопросу жителей нашего города – учителей и учеников.
 
 Торжественный момент. Вы считаете, что природное лицо России – река Волга. И поэтому в конце нашего урока мне хотелось бы предложить вам ещё раз полюбоваться этой красавицей.
 
Слайды с изображением Волги.
Прикрепленный файл Размер
1.ppt 851 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн