Описание понятия “Сетевое педагогическое сообщество”
Сетевое педагогическое сообщество - это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств.
Цели: совершенствование методики преподавания, обмен и распространение информации, формирование ИКТ компетенций, коммуникативных компетенций в ИКТ насыщенной среде, внедрение инновационных педагогических технологий, привлечение к сотрудничеству всех участников образовательного процесса.
Существенные признаки: единые интересы, общие дела, среда общения, интерактивность.
Виды и формы деятельности: обмен опытом, взаимное консультирование, участие в сетевых проектах, форумах, конференциях, проведение конкурсов, создание общей базы информации, альбомов, общение в ЖЖ, проведение интерактивных опросов, совместное создание и редактирование документов,.
Используемые средства: сервисы Веб 2.0, дистанционные средства (онлайн, оффлайн).
Сетевое педагогическое сообщество- инициативный коллектив единомышленников, который работает над решением выбранной проблемы с использованием технических средств обмена информацией.
Цели: самообразование, самосовершенствование, расширение коммуникационного пространства, обмен и распространение педагогического опыта.
Существенные признаки: активность и заинтересованность участников сообщества, общие интересы, соответствующая культура общения.
Виды и формы деятельности: онлайн-контакты, обмен и распространение опыта, взаимное консультирование, взаимопомощь.
Используемые средства: дистанционные средства.
(Гопций Н.В., Буханистов А.А.)
Довгаль В.А. : Люди живут в сообществе благодаря тому общему, что есть между ними, а общение – тот способ, благодаря которому они обретают это общее. Люди чаще всего приходят в сеть Интернет в поисках информации, и остаются они в сети благодаря тем отношениям, которые складываются между ними и другими людьми. Сообщество живет до тех пор, пока людям интересна его информация . Новым посетителям и новым членам сообщества важна возможность принять личное участие в деятельности сообщества, интересна информация, которую пишут другие люди не за деньги и, не выполняя чей то заказ. В связи с этим многие организации и корпорации активно исследуют возможности сетевых сообществ и всячески поощряют их развитие.
Курченкова Ж.В.:Профессиональное развитие педагогов является одним из необходимых условий успешного развития процессов информатизации школы. Сегодня для решения данной задачи все шире начинает использоваться Интернет, современные сетевые технологии. Сетевые профессиональные педагогические сообщества учителей будут все чаще и больше использоваться для поддержки педагогов на рабочем месте, для профессионального развития, взаимодействия и общения не выходя из школы. Новые формы профессиональных коммуникаций еще достаточно молоды, как и сам российский образовательный Интернет. Они требуют развития и поддержки. Результатом реализации данного направления может быть:
- внедрение новых форм методической работы с педагогами за счет средств Интернет;
- увеличение количества учителей, получающих Интернет-поддержку своего профессионального развития;
- расширившийся ассортимент и возросшее качество предоставляемых педагогам Интернет-услуг.
В рамках данного проекта можно осуществлять такую работу как:
- организация Интернет-семинаров и форумов;
- развитие сетевых форм экспертизы и консультирования;
- развитие сетевых форм создания учебных материалов и технологий;
- проектирование и создание сетевых образовательных сред;
- подготовка сетевых методистов.
В настоящее время имеется необходимость создания такого пространства в сети, которое бы дало возможность учителям найти ответы на многие волнующие их профессиональные вопросы, проявить свою активность и повысить свою профессиональную подготовку. Для этого существуют сетевые педагогические сообщества. Основной целью такого сообщества должна быть подготовка учителей для профессиональной деятельности в сети. Учителя могут найти рекомендации по возможной деятельности в сети, методические разработки по участию или проведению различных мероприятий в сети (проектов, конкурсов, конференций, форумов и т. д.). Одним из важнейших факторов является то, что участники профессиональных сетевых сообществ имеют возможность получать новые знания в области своей специальности, повышая тем самым уровень своей профессиональной компетентности. Это и есть не что иное, как пример обучения в течение всей жизни (Long-life Learning) (Сапрыкина Г.А.)
Захарова Т.Н.: Уже 3 года успешно существует и активно работает "Сеть творческих учителей". Она постоянно расширяется, находя новые формы взаимодействия и успешно используя их. Я и сама с удовольствием участвую в некоторых мероприятиях "Сети". Часто хотелось бы проявлять большую активность, но "реальная" загруженность не позволяет это делать. Однако, обучая наших городских педагогов, в рамках повышения квалификации и на учебных семинарах, всегда показываю им этот ресурс. И каждый, уверенно владеющий инструментами web2.0, с интересом вступает в работу с ним, находя что-то полезное для себя.
Считаю, что существующие в "Сети творческих учителей" сообщества педагогов по интересам полностью соответсвуют предложенным коллегами описаниям. Здесь есть и "совершенствование методики преподавания, обмен и распространение информации, формирование ИКТ компетенций, коммуникативных компетенций в ИКТ насыщенной среде, внедрение инновационных педагогических технологий, привлечение к сотрудничеству всех участников образовательного процесса", и "организация Интернет-семинаров и форумов; развитие сетевых форм экспертизы и консультирования; развитие сетевых форм создания учебных материалов и технологий; проектирование и создание сетевых образовательных сред".
К выше опубликованным высказываниям хочу только добавить: не все работники школы сегодня могут самостоятельно разобраться в "инструментариях" сообществ, так как многие из них делают только "первые шаги" в бескрайних просторах Интерента. Поэтому, считаю, что при создании новых сообществ, их организаторам необходимо затратить часть времени и средств для того, чтобы обучить "будущих членов сообщества".
Вержанская В.И. Одна из форм интернет-сообщества педагогов http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=about - Научно-практический электронный альманах "Вопросы информатизации образования". Альманах строится по тематическому принципу: ядро каждого номера образуют около десятка статей по заданной теме, представляющей определенную сторону процесса информатизации образования. В течение двух месяцев еженедельно добавляются новые научные, методические, практические материалы, новости образования, делается рассылка (более 1500 подписчиков). Альманах имеет устойчивую целевую аудиторию с постоянной обратной связью. Ее основу составляют учителя и администраторы школы, методисты, учащиеся, а также студенты и преподаватели вузов. Авторами альманаха на сегодня являются более 300 работников образования из Москвы, С-Петербурга, Воронежа, Н.Новгорода, Пскова, Магнитогорска, Новосибирска, Красноярска, а также Карелии, Эвенкии, Казахстана, Украины и др.
Десяк Л.В.: В Новосибирском образовательном сообществе формируется новое педагогическое интернет-сообщество Методист. Целесообразно было бы сделать его тьюторским. Он бы решал задачи:
- Нормативная база
- Актуальные методические материалы
- Обмен опытом
- Контакт с региональными координаторами
- Контакт со всеми тьюторами
- Онлайн-режим
- Виртуальная мастерская
и постоянно включенный администратор.
Тимонова Л.В. Повторяться не буду. Присоединяюсь ко всему вышесказанному о необходимости методического и информационного обмена учителей и других педагогических работников в сети Интернет, хочу лишь добавить свои мысли и сомнения о качестве публикуемых материалов. Хотелось бы добавить к ним свои по поводу сетевого взаимодействия, сетевого обмена и размещения любых материалов в Интернет, а не только на образовательных порталах.
Данное взаимодействие будет предполагать различные уровни общения, естественно - сервисы и интригующая рейтинговая и конкурсная система и многое другое. … Но вернемся к размещаемым материалам. Кроме официальных, а также рекомендованных материалов, выкладываемых, по старинке администраторами, портал как живое свободнорастущее и потому бесформенное существо будет обрастать контентом его участников… Вот здесь и соприкасаемся в своих мыслях о качестве содержании выкладываемых материалов.
Свободная публикация в Интернет не может защитить от посредственных, а в нашем случае, еще хуже - неграмотных работ. И если с ненормативной лексикой и оскорбительным поведением можно как-то еще справится с помощью техники и модераторства, то с проблемой некомпетентности наполняемых материалов, увы…такого количества редакторов не напасешься…Остается, как и Вы полагаете, рассчитывать на естественный отбор, который как, например, в сетевой литературной среде, так и в создаваемой в образовании, определяться будет рейтингом и количеством скачиваний.
Мне кажется, нужно учитывать категорию "Ученик" и в связи с этим, хочу добавить наблюдение о новом выросшем в Интернете поколении. Для него поворачивается в сторону информатизации наше образование. Переводя учебные материалы на электронные носители , да к тому же, затем, выложив целые коллекции материалов в сети, подключив бесплатно школы к Интернет и поставив в них новые машины, оно тем самым идет навстречу современным ученикам. Выросшие за компьютером и привыкшие к интерактивному возможностям получения информации в ярких мультимедийных формах, они с трудом принимают старые и привычные нам формы обучения – учебник, доска, учитель. У них уже совсем другое восприятие.
Научившиеся все для себя нужное и интересное черпать из Интернет, тусоваться на форумах, вести Блоги и ЖЖ, они являются и охотными читателями электронных библиотек и других хранилищ, включая и литпорталы, плэтому для них сетевая сетевая образовательная среда - доминирует над другими более привычными для наших поколений формами изданий.
Конечно, все и всегда решает время – причем в оба конца… и когда нужна скорость и когда нужно на определенном временном участке проследить внедрение чего-то нового…
Но мне кажется, сетевые публикации уже обросли рядом преимуществ и это почувствовал каждый, кто обрел теперь свое маленькое «я», свою «известность» и «заметность» на любом творческим сайте. Главный минус – техника есть техника, и движок может работать со сбоями и мы недавно в этом все убедились и с вирусами борьба пока непобедима…но тут уж как говорится – на Бога надейся, а сам не плошай, дублируй все, архивируй! :)))
|
На: Описание понятия “Сетевое педагогическое сообщество”
Коллеги, хотелось бы услышать Ваше мнение по жизненному циклу сетевого сообщества. Как долго живет, какие пути становления проходит?
С уважением, Утюпина Галина
На: Описание понятия “Сетевое педагогическое сообщество”
По-моему данная статья содержит ряд положений с которыми нельзя не согласиться.
http://www.rae.ru/fs/pdf/2008/02/2008_02_94.pdf
На: Описание понятия “Сетевое педагогическое сообщество”
Чтобы жизненный цикл был длиннее, необходимое условие - регулярность общения. Не пообщался немного- и все, интерес утрачен, тем для разговоров нет. Все как в жизни.
На: Описание понятия “Сетевое педагогическое сообщество”
Полностью согласна с мнением Рудаковой Д.Т. из института общего среднего образования Российской Академии образования (), что в "успешном" сообществе должны присутствовать:
"...
Интересно и полно представили "Тенденцию развития сетевых сообществ" участники Иркутской Вики. Наверное они тоже учились быть "сетевыми методистами"
На: Описание понятия “Сетевое педагогическое сообщество”
К сожалению, жизненный цикли сетевых сообществ (педагогических в частности) заканчивается с завершением финансирования проектов....Примеры тому есть. Просмотрим образовательные сайты : http://www.humanities.edu.ru/db/sect/391/401. Зайдём на вкладку "Интернет- сообщества педагогов", последнее сообщение там датируется 29.04.2008 г. На странице Проект "Интернет-поддержка профессионального развития педагогов" находим сообщение: Источники финансирования: средства займа Международного банка реконструкции и развития, предоставленного Российской Федерации для реализации Проекта "Информатизация системы образования" в соответствии с Соглашением о займе № 4726-RU от 7 декабря 2004 г.
Сроки реализации: 17 июля 2006 года по 30 апреля 2008 года. Комментарии, я думаю, излишни.
На: Описание понятия “Сетевое педагогическое сообщество”
Впервые нашла сетевое сообщество школьных библоитекарей на сайте http://wiki.km-school.ru/wiki/index.php. Сообщество образовалось недавно, но уже есть интересный опыт. Даже можно увидеть видеоролик "Библиотека будущего".
На: Описание понятия “Сетевое педагогическое сообщество”
На мой взгляд говорить о "жизненном пути" данного направления пока рано. Пусть пройдет время, мы должны понять, что это? как это работает? и нужно ли это нам, родителям и детям?
На: Описание понятия “Сетевое педагогическое сообщество”
Сообщество рождается; развивается вместе с заинтересованностью участников (том числе интелектуальной, материальной, личностного развития и потребностью поиска единомышленников и оппонентов); и умирает вместе со снижением заинтересованности участников и выходом их из сообщества.
На: Описание понятия “Сетевое педагогическое сообщество”
Всем добрый день!
Мне кажется, такие сообщества могут существовать вечно. По крайней мере, пока будут существовать дети, родители и учителя. Становление, наверное, проходит быстро, а развитие и функционирование постоянно. А польза таких сообществ понятна: обмен информацией, взаимопомощь в решении общих проблем и моральная поддержка. Люди, встречаясь только в Сети, уже не чувствуют себя один на один с трудностями образовательного процесса. С ув., Н.А.
На: Описание понятия “Сетевое педагогическое сообщество”
Поняие дано очень полно и ясно. Трудно что-либо добавить. Полностью согласен.