ИИСС (Кочетова Е.В.)
Под информационным источником сложной структуры (ИИСС) в проекте ИСО принято понимать образовательный ресурс составного характера. ИИСС представляет собой совокупность элементарных ЦОР, собранных для решения определенных образовательных задач в единую более или менее сложную структуру.
Создание ИИСС — это привнесение в традиционные учебные материалы информационных ресурсов и компьютерных инструментов, которые дают новое качество процессу учения и обучения.
ИИСС затрагиваюте лишь фрагменты того или иного курса или отдельные элементы информационной поддержки различных предметов. Поскольку ИИСС направлены на достижение частных решений, то многообразие форм реализации педагогических задач может быть чрезвычайно велико. В связи с этим в проекте ИСО было принято разделение ИИСС на три различные категории.
ИИСС 1-ГО ТИПА — ТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДУЛИ
К первому типу ИИСС были отнесены:
· цифровые ресурсы, которые прежде всего предназначены для поддержания деятельности ученика и учителя по одной или нескольким конкретным темам, создания новых форм деятельности;
· учебные модули, отражающие учебные и исследовательские аспекты определенной научной дисциплины (в неразрывной связи с историей развития рассматриваемой дисциплины или области научного знания).
Особенности:
· совокупность элементарных информационных ресурсов, составляющих ИИСС первого типа, чаще всего организована в соответствии со структурой школьного курса, традицией его преподавания;
· такой ИИСС предполагает использование преподавателем - предметником, который будет встраивать нужные элементы или блоки в имеющееся привычное и устоявшееся преподавание;
· в ИИСС этого типа методические материалы проработаны наиболее полно, с планированием и примерами уроков, с вариантами и средствами контроля, с интересными заданиями и задачами, формирующими необходимые навыки и помогающими накоплению портфолио ученика в процессе обучения или самостоятельного изучения.
Таким образом, первый тип ИИСС предназначен для изменения существующих практик в рамках преподавания определенной учебной дисциплины, а также для развития межпредметных связей и интереса к «большой науке».
ИИСС 2ГО ТИПА — СПРАВОЧНЫЕ СИСТЕМЫ
Ко второму типу ИИСС были отнесены:
· справочные издания, которые рассчитаны на использование не в рамках какойто конкретной темы, а в течение изучения целых курсов — по мере необходимости получения дополнительной, по сравнению с традиционными источниками, информации (электронные энциклопедии, атласы, атласы - определители, хронологические таблицы и др.).
Особенности:
· внутренняя структура ИИСС основана не на учебных программах и планах (как у ИИСС первого типа), а направленна на обеспечение эффективного поиска информации. Ресурсы при этом размещаются по алфавиту или хронологически, а также на основе традиционной классификации, принятой в соответствующей научной дисциплине или сфере культуры;
· учащиеся и учителя регулярно обращаются к требуемым ресурсам, а не изучают содержание самого ИИСС на систематической основе;
· наличие существенно расширенного, по сравнению с традиционными учебными пособиями, объема информации. могут служить информационной основой не только для сопровождения классноурочной системы, но и для развития проектной деятельности.возможность извлекать из справочного издания необходимые сведения и организовывать их по своему усмотрению способствует развитию у учащихся новых компетентностей по сравнению с учебным процессом, основанным на дозированной и жестко упорядоченной подаче информации.
Таким образом, ИИСС второго типа предоставляют преподавателю возможности:
1. отказаться от функции транслятора информации и перейти к созданию условий для инициализации и развития самостоятельной деятельности учащихся;
2. привнести необходимые элементы из материалов в свое преподавание, апробируя «необычные» материалы в рамках «обычных» уроков.
ИИСС 3ГО ТИПА —ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДЫ
ИИСС третьего типа:
· компьютерные инструменты или среды, в которых поддерживается широкий спектр активностей учащихся.
Особенности:
· этот тип ИИСС является самым сложным и трудоемким в программной реализации;
· в основе большинства из этих ИИСС лежат специально разработанные демонстрационные и исследовательские, наукоемкие модели, рассчитанные на использование всеми участниками учебного процесса;
· в рамках проведения урока преподаватель может использовать предлагаемые модели для объяснения сложных явлений и процессов;
· вне учебной аудитории ИИСС третьего типа могут использоваться для поддержания исследовательской деятельности учащихся;
· в основе других ИИСС третьего типа могут быть различные тренажеры или тесты, рассчитанные на самостоятельное использование учащимися для совершенствования навыков в различных видах деятельности.
ЧТО МЕНЯЕТСЯ?
Все перечисленные выше типы ИИСС способствуют развитию отдельных элементов деятельности участников учебного процесса, причем это развитие можно ожидать не только в рамках традиционных, но и в рамках новых образовательных технологий. И учитель, и ученик в информационных источниках сложной структуры не только найдут учебные материалы, но и увидят новые типы деятельности с использовани ем этих материалов. Кроме того, они получат опыт «смены ролей» в учебном и воспитательном процессе, способствующий и росту учителя, и повышению мотивации ученика, и их взаимопониманию в целом.
ИИСС предназначены для поддержки именно фазы перехода к новым электронным учебным материалам. Наличие программнометодических разработок этого типа позволяет активизировать и сделать более разнообразным и эффективным использование средств ИКТ, которыми располагает сегодняшняя школа. Не претендуя на резкие кар динальные изменения в системе преподавания, ИИСС дают возможность внести локальные усовершенствования в отдельные элементы учебного процесса. Накопление частных результатов должно постепенно привести к проявлению прин ципиально новых тенденций в преподавании различных образовательных дисциплин.
|