Submitted by Наталья Семёновна Заикина on чт, 03/03/2011 - 14:52
«Умей сказать – НЕТ!»
Классный час для родителей и детей по проблемам наркомании.
Классный руководитель 6 класса,
Учитель предметов естественного цикла
Заикина Н.С., МОУ СОШ №10, Кр. Сулин.
"Тот, кто не умеет сказать нет,
должен быть назван рабом".
Николя Шамфор
французский писатель,
мыслитель, афорист
Цель:
Подтолкнуть детей к размышлению о том, как устоять в этом мире, полном соблазнов, одному из самых коварных врагов человеческой жизни – наркотику.
Помочь родителям ещё раз понять, как важно правильно общаться с ребёнком, чтобы избежать трагедии.
Формы работы:
Групповая, проектирование, дискуссия.
Подготовительная работа:
1.) Распределение учеников на группы, обозначение для каждой группы своей проблемы.
1-я группа – опасность наркотиков. Эта группа заранее готовит презентацию на заданную тему, с которой и выступает.
Остальные группы по ходу подготовки создают 2 слайда по своей теме. В конце занятия формируется единый проект.
2-я группа – как можно соблазнить друга употреблять наркотик и в чём причины приёма наркотиков.
3-я группа – как отказать соблазну.
4-я группа – что надо сделать, чтобы как можно меньше возникало у молодых людей желание попробовать наркотик.
2.) Каждый ребёнок заранее готовит подписанный лист с обведённой на нём ладонью левой руки.
Ход классного часа:
1.)Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня мы собрались для очень важного разговора. Очень часто мы затрагиваем эту тему. Иногда, кажется, что уже и надоело, и все привыкли, и все всё знают о вреде наркотиков, о том как они влияют на организм человека. Но почему - то от этого знания наркоманов не становится меньше. Возможно, людям что- то мешает противостоять этому коварному соблазну – попробовать, а что же такое наркотик, почему о нём так много говорят. Вот сегодня нам и предстоит выяснить, что надо сделать, чтобы сказать наркотику НЕТ.
Начнём с того, что выясним, чем на самом деле опасны наркотики.
2.) Выступление участников первой группы (может быть дополнено сведениями самих участников группы)
Опасность наркотиков.
1-й участник: Чтобы наш организм нормально работал, нам нужны витамины и минеральные вещества. Наркотические средства разрушают их и делают это молниеносно. Вот так всё просто. Страдают многие органы и организм в целом.
2-й участник: Нарушение витаминно – минерального баланса приводит к серьёзным нарушениям функций всех жизненно важных органов.
3-й участник: Кроме того, принимая наркотики , человек быстро становится зависимым от них. Без них организм не может работать нормально, человек испытывает мучительные ломки.
4-й участник: человека поглощает одно желание и потребность. Для него больше не существует никаких дел и забот. Он полностью превращается в раба своей страшной привычки. Это внутреннее рабство всё сильнее с каждым днём, страшеннее и коварнее.
3.)Выступление участников второй группы.
Как соблазняют подростков и молодёжь.
1-й участник:
Как правило, приучают подростков к наркотикам друзья, более опытные товарищи, которые затягивают новичков в свои сети, «угощая» дорогостоящим зельем. Примерами давления на неустойчивую психику могут быть следующие приёмы:
2-й участник:
«Если бы ты был крутым, то ты бы не боялся, а попробовал.»
«Не боишься потерять друзей? Попробуешь и будешь для всех свой.»
«Попробуй — вредных последствий не будет»
«Попробуй - если не понравится, прекратишь прием.»
Причины употребления наркотиков
3-й участник:
- любопытство (благодаря известному высказыванию не очень умных людей: «Все надо попробовать!»);
- желание быть похожим на «крутого парня», на старшего авторитетного товарища, часто личный пример родителей и т. д.;
- желание быть «плохим» в ответ на постоянное давление со стороны родителей: «Делай так, будь хорошим». Это может быть и способом привлечения внимания;
- безделье, отсутствие каких-либо занятий либо обязанностей, в результате — эксперименты от скуки.
4.)Выступление участников третьей группы ( в работе этой группы может принять участие психолог школы или социальный педагог)
Как отказать соблазну.
1-й участник:
Если Вас уговаривают попробовать наркотики:
1. Выслушайте оппонентов, покажите, что Вы слышите их аргументы, задайте как можно больше вопросов и все равно говорите четкое НЕТ.
2. Не пытайтесь придумать "уважительные" причины и оправдываться. Это только раззадорит группу и вызовет шквал оскорблений.
3. Откажитесь продолжать разговор на эту тему и попробуйте предложить альтернативный вариант.
2-й участник:
Если Ваше твердое НЕТ вызвало реальную атаку критики:
1. Не концентрируйтесь на сказанном в Ваш адрес в запале гнева. Основная ошибка - это желание защитить себя от любых несправедливых нападок. Помните, что каждая попытка защитить себя в подобной ситуации будет только разогревать пыл противника.
2. Убедите себя в том, что никто не может оценивать личное достоинство других, можно судить только о делах окружающих. Критика Ваших личных качеств является неправомерной.
3-й участник:
3. Помните, что неодобрение не может быть постоянным. Споры - это часть жизни. Если один человек критикует другого, он вовсе не подразумевает его бесполезности.
Умелое применение этих правил, Ваше четкое и уверенное НЕТ приему наркотиков и ЕСТЬ ИСТИННОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ И ПОЗИЦИИ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА.
5.)Выступление участников четвёртой группы ( в работе группы могут принять участие учителя):
Советы родителям: что надо делать, чтобы предотвратить употребление наркотиков детьми.
1. Общайтесь друг с другом
Общение — основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет его обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить.Но кто они ичто посоветуют Вашему ребенку?
Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком.
2. Выслушивайте друг друга
Умение слушать — основа эффективного общения, но делать это не так легко, как может показаться со стороны. Умение слушать означает:
• быть внимательным к ребенку;
• выслушивать его точку зрения;
• уделять внимание взглядам и чувствам ребенка, не споря с ним;
не надо настаивать, чтобы ребенок выслушивал и принимал ваши представления о чем-либо. Важно знать, чем именно занят ваш ребенок. Иногда внешнее отсутствие каких-либо не желательных действий скрывает за собой вредное занятие. Например, подросток ведет себя тихо, не грубит, не пропускает уроков. Ну, а чем он занимается? Ведь употребляющие наркотические вещества и являются "тихими" в отличие от тех, кто употребляет алкоголь. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон "говорит" не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым или снисходительным.
Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: "А что было дальше?" или "Расскажи мне об этом..." или «Что ты об этом думаешь?»
3. Ставьте себя на его место
Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит. Если Вам удастся стать своему ребенкудругом,вы будете самым счастливым родителем!
4. Проводите время вместе
Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребенком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Это необязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр телевизионных передач. Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от табака, алкоголя и наркотиков. Поддерживая его увлечения, вы делаете очень важный шаг в предупреждении от их употребления.
5. Дружите с его друзьями
Очень часто ребенок впервые пробует ПАВ в кругу друзей. Порой друзья оказываютогромное влияниена поступкивашего ребенка. Он может испытыватьочень сильное давление со стороны друзейи поддаваться чувству единения с толпой. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того: в этом возрасте весьма велика тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют курить, пить. У многих в будущем это может стать привычкой.
Поэтому важно в этот период — постараться принять участие в организации досугадрузей своего ребенка,то есть их тоже привлечь к занятиям спортом либо творчеством, даже путем внесения денежной платы за таких ребят, если они из неблагополучных семей. Таким образом, вы окажете помощь не только другим детям, но в первую очередь — своему ребенку.
6. Помните, что ваш ребенок уникален
Любой ребенок хочет чувствовать себязначимым, особенным и нужным.Вы можете помочь своему ребенку развить положительные качества и в дальнейшем опираться на них. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это, в свою очередь, заставляет ребенка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление наркотиков. Представьте, что будет с вами, если 37 раз в сутки к вам будут обращаться в повелительном тоне, 42 раза — в увещевательном, 50 — в обвинительном?...
Цифры не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками и психопатами. Ребенку нужен отдых от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний. Нужен отдых и от каких бы то ни было воздействий и обращений!
Нужно время от времени распоряжаться собой полностью — т. е. нужна своя доля свободы. Без неё — задохнется дух.
7. Подавайте пример
Алкоголь, табак и медицинские препараты используются многими людьми. Конечно, употребление любого из вышеуказанных веществ законно, но здесь оченьважен родительский пример.Родительское пристрастие к алкоголю и декларируемый запрет на него для детей дает повод обвинить вас в неискренности, в "двойной морали". Помните, что ваше употребление, так называемых, "разрешенных" психоактивных веществ открывает дверь детям и для "запрещенных". Несовершенные, мы не можем вырастить совершенных детей.Ну не можем, не можем, не бывает этого — и с вами не будет, если вы стремитесь к идеалу в ребенке, а не в себе!
6.) Заключение.
Ну вот, наш проект – «Умей сказать нет» готов. А теперь давайте закончим на мажорной ноте. Ребята, я просила вас сделать контур своей руки.
Давайте теперь передадим, друг другу свои ладошки и каждый из вас напишет на ней пожелание каждому своему однокласснику. Добрые, важные слова, слова – пожелания, напутствия, призывы. Слова, которые могут остановить, когда хочется сделать шаг в неверном направлении или подумать и принять правильное решение.
Источники информации:
1.)Л.В. Коротченкова «Сценарии классных часов для старшеклассников», Саратов «Лицей», 2006 год.
2.)Сайт Федеральной службы по борьбе с оборотом наркотиков:www.fskn.gov.ru.