Набирая маленьких детей в группу, я столкнулась с проблемой адаптации, особенно детей с различными нарушениями зрения (которые плохо ориентируются в незнакомом помещении, трудно привыкают к незнакомым людям, а некоторые даже плохо видят облик человека: движения, мимику). У родителей в этот момент тоже проявляются трудности: страх за своего ребенка оставленного в детском саду, матери эмоционально трудно оставить ребенка. Многие родители, стесняясь дефектов зрения детей , ограничивают в общении со сверстниками и взрослыми, что создает дополнительные трудности в привыкании ребенка к детскому саду. Изучив литературу и получив множество рекомендаций у педагога-психолога, я пришла к выводу, что необходимо создать такую систему работы, которая бы сформировала положительное отношение детей к детскому саду и формировались навыки общения со сверстниками и взрослыми. Поэтому я для себя наметила следующие задачи: 1. Наладить отношения ребенка с взрослыми 2. Наладить отношения ребенка с другими детьми. Свою работу я начинаю с создания благоприятной атмосферы групповых помещений. Любая группа начинается с приемной, важно, чтобы это помещение сразу вызывало интерес и чувство комфорта. Для этого в моей группе расстелены ковры, стоят мягкие, удобные скамеечки. Для того, чтобы отвлечь внимание детей от расставания с родителями в приемной поставила аквариум с яркими рыбками, я обыгрывала ситуацию, что рыбка разговаривает голосом человека. Так же детей встречает говорящая кукла, что привлекает внимание детей и интерес. Со словами: «Привет, как дела?», «Как я рада тебя видеть», «Давай играть». В приемной у меня есть панно «Паровозик». Ко времени поступления детей в группу вагончики заполняются их семейными, домашними фотографиями (это конечно происходит не без участия родителей). Благодаря этому группа- это уже не совсем чужое пространство и в нем есть частица дома. Кроме того, дети запоминают друг друга, называют по имени, узнают себя, рассказывают родителям о своих товарищах, что развивает речь, внимание, память. Зная, что дошкольники большую часть активной жизни, будут проводить в детском саду, я постаралась сделать предметно-пространственную среду группы, как можно более комфортной для малыша. Я разделила группу на зоны: игровую, сенсорно-познавательную, двигательной активности, отдыха, ряжения. В игровой зоне все игры подобраны по возрасту детей, а также, для того чтобы у малышей развивался опыт общения между детьми, и происходило развитие игровой деятельности, все игры были подобраны с учетом цвета и размера, а также место положения каждого уголка. Для создания психологически комфортной среды я организовала зону отдыха с мягким диваном, что помогло приблизить атмосферу детского сада к домашней, а уголок уединения помогал детям отдохнуть от окружающих, посидеть одному. Готовя группу к приходу детей трех-четырех лет, я учитывала, что этот возраст самый благоприятный для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представления об окружающем мире, поэтому в группе создала уголок сенсорно-познавательной деятельности детей, который наполнила играми и материалами для всех органов чувств. А так как в группу пришли дети с нарушением зрения, этот уголок пополнился играми, упражнениями, тренажерами рекомендованные врачом-офтальмологом, учителем дефектологом, а также подобрала игры для разных видов лечения, а тренажеры использовала для снятия зрительного напряжения и на формирование прослеживающих функций глаза. Особое внимание уделила цветовому комфорту, ведь цвет воспринимаемый человеком, влияет на чувства, в том числе и настроение. В группе для окраски стен и цвета мебели использовалась пассивная палитра цветов, а яркие цветовые пятна в виде рисунков на стене помогали создать атмосферу детства и привлечь внимание детей. Для создания эмоционально-положительного настроения: я сделала уголок хорошего настроения (где дети отмечали, с каким настроением пришли в детский сад) А для снятия эмоционального напряжения и агрессивности у детей, которые наблюдаются в период адаптации, использовала сухой бассейн (из бумаги, яиц от «киндера» сюрприза) и игры песком на участке. При адаптации сон является для детей трудным этапом, для этого мы вместе с родителями собрали картотеку колыбельных песен, озвученые голосами мам детей. а также использовала «сонные» игрушки, которые живут спальне. Я собрала картотеку игр по степени адаптации. И продумала, какие игры будут у меня под рукой. Для сближения детей друг с другом использовала игры разных групп адаптации. Для детей, которые всегда плачут и не вовлекаются в игры, использовала индивидуальные. Для детей, которые отвлекаются и проявляют интерес к деятельности, использовала игры, где все дети участники. А для детей, которые, чувствуют себя комфортно в группе, я предлагала поиграть в сюжетно-ролевые игры. Готовя групповое пространство, предметно-пространственную среду я понимала, что очень важно из эмоционально-напряженных, посторонних «чужих людей» -родителей, сделать их моими союзниками, единомышленниками. Наши родители впервые за 1,5-2 месяца посетили детский сад, пообщались с администрацией детского сада, педагогом-психологом. Моей задачей было вместе с родителями согласовать режимные моменты дома и в детском саду, предложила родителям ответить на вопросы анкеты, с целью получения сведений о ребенке: его темпераменте, интересе, потребностях, особенностях общения; попросила родителей составить портфолио ребенка (по заранее составленному мною плану). Где указывались сведения о любимом занятии, о характере, о семье, развлечениях . До прихода ребенка в детский сад я знала о нем все. Я достигла цели: у родителей эмоциональное напряжение снято, увидев мою заинтересованность, переживание за их детей родители стали мне доверять. Мы с родителями союзники и у нас общая цель, чтобы нашим детям было хорошо. После проведенной работы я была готова к встрече с детьми. И начала работу со знакомства их с помещением группы. Помня о том, что дети с нарушением зрения находятся в более трудном положении (они плохо видят, плохо ориентируются в пространстве, а некоторые даже плохо видят облик человека). Я использовала разнообразные игры: например: «Домовенок Кузя живущий у нас в группе пригласил детей в умывальную комнату, где живет разноцветное мыло, чистая водичка, веселое зеркало и рассказал, как этим пользоваться. Предложил выбрать понравившуюся картинку для полотенчика. А игра, «Найди Мишку» научила детей ориентироваться в помещении группы самостоятельно (я Мишку прятала в группе, а дети находили где он спрятался.) Привыкнув к помещению детского сада, дети знакомятся с сотрудниками, которые будут работать с ними. Для преодоления страха у малышей перед незнакомыми взрослыми людьми знакомство проводила постепенно, сначала пригласила врача-офтальмолога и медсестру-ортоптистку, затем с детьми знакомились педагог-психолог и учитель-дефектолог. Для знакомства детей с помещением кабинета-офтальмолога проводила беседу: «Для чего нужно лечить глаза», а потом играли в игру: «Полечим глазки». В конце адаптационного периода проводится экскурсия по детскому саду, в том числе посещаем кабинет-офтальмолога. Отслеживать процесс привыкания и корректировать свою работу мне помогали листы адаптации, в которых я отмечала аппетит, настроение, дисциплину, моторику, продолжительность сна, игровую деятельность и анализировала результат. При необходимости получала консультацию у педагога-психолога. Считаю, что поставленная цель в работе по адаптации детей к детскому саду мною была реализована. Показателем того, как дети привыкли к детскому саду, для меня было поведение детей на первом утреннике, где дети вели себя свободно, раскованно, непринужденно, практически не реагировали на присутствие родителей в зале. Результаты адаптации, полученные по наблюдениям педагога-психолога, и анализ листов адаптации показали следующие результаты: Легкая степень адаптации: 79% Средняя степень адаптации: 14% Тяжелая степень адаптации: 7%. Подвести итог моей работы по адаптации детей мне помогло мнение родителей участвующих в анкетировании. И в результате анкетирования 55% родителей считают, что ребенок адаптировался полностью, а 45% родителей ответили, что ребенок иногда плачет, когда расстается с родителями. Что повлияло на успешную адаптацию, 64% родителей считают, действия всех сотрудников, и 36% родителей считают совместные действия сотрудников и родителей.
|