I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
|
Актуализация знаний
Учитель: Догадайтесь, о какой части речи сегодня на уроке пойдёт разговор.
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
(Имя прилагательное)
- Что вы знаете об этой части речи?
- Как определить род, число, падеж имени прилагательного?
- Очень важной частью речи является имя существительное, дающее имена всем предметам и явлениям окружающей действительности. Однако человек стремится не только назвать предмет, но и оценить его, определить его качественную сторону. По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3-е место после существительных и глаголов.
Проверка домашнего задания.
- Дома вы работали с текстом. Какое задание вы выполняли и каким образом?
Работа над правописанием окончаний имен прилагательных. Создание проблемной ситуации.
- Посмотрите, один мальчик написал диктант (карточка № 1). Как вы думаете, какую оценку он получит?
Волнуется синие море. Мы подошли к могучиму дубу. У меня нет краснай ручки. С задорнай песней веселей работать. Никто не любит осеннию слякоть.
Ветер играет последнеми листьями.
- Действительно, безударные падежные окончания написаны не правильно. Что необходимо знать, чтобы правильно написать окончания прилагательных?
- Но это не так-то просто. Посмотрите, как их много!
- Как же их запомнить?
- Есть слово – подсказка. Это слово – КАКОЙ? В этом вопросе во всех числах, родах и падежах гласные под ударением.
• Если в вопросе о, - …
• Если в вопросе и, - …
• Если в вопросе у, - …
- У нас есть волшебное слово и три правила написания падежных окончаний имен прилагательных. С помощью слова КАКОЙ? помогите ученику проверить эти слова. Только не забудьте, что формы разных падежей часто совпадают. Итак, выберите вопросы, с помощью которых можно проверить окончания прилагательных и запишите их в карточку № 2.
- Поменяйтесь карточками и проверьте работу соседа по парте.
- Какими правилами вы воспользовались при выполнении задания?
- Хорошо! Мы убедились, что волшебное слово – подсказка и три правила помогают правильно написать окончания имен прилагательных.
- В нашем учебнике есть «Сведения о языке» на странице 21, прочтите.
Выборочное списывание. Работа по учебнику.
- Таня подготовила для нас отрывок из стихотворения А. С. Пушкина, прослушайте его, запомните все прилагательные и существительные, с которыми они согласуются.
- Это стихотворение вы найдете в упр. 33 на странице 23. Выпишите из стихотворения словосочетания существительных с прилагательными. Укажите грамматические признаки прилагательных.
- Проверим?
Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
больше спать не захотел.
Улыбнулся, встрепенулся,
взвился вверх и улетел.
- О каком «цветке» говорится в стихотворении?
- С помощью прилагательных опишите её.
Работа с текстом. (упр. 37 на стр. 25)
- Прочитайте текст. Объясните правописание пропущенных орфограмм.
- Спишите текст. Укажите падеж имен прилагательных. Выделите в них окончания.
- А Сергей будет работать у доски (упр. 35): поставь в Д. и Т. п. словосочетания добрые искренние друзья и зеленые клейкие листочки.
Домашнее задание.
- Прочтите задание к упр. 36 на стр. 24.
Дома составите четыре предложения, в которых имена прилагательные сочетаются с неодушевленными существительными и имеют указанные грамматические признаки. На кокой вопрос отвечает неодушевленное имя существительное? Приведите примеры.
Работа в парах.
- Продолжим работу в парах. Посмотрите на тесты, которые лежат у вас на партах.
Тест:
Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.
1) Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет; с) признак предмета;
в) действие предмета
2) на какой вопрос отвечает имя прилагательное?
Т) кто? что? л) что делает? что сделает? К) какой? какая? какие?
3) Как определить род прилагательного?
м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.
4) какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) ая яя; о) ое ее; и) ый ий ой
5) каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
т) главным; н) второстепенным
6) какое прилагательное является синонимом к слову “ старательный”?
а) вежливый; е) аккуратный;
о) хлопотливый
7) с чем связано прилагательное в предложении?
н) с существительным; т) с глаголом; с) с наречием.
8) Укажите слово, от которого образовалось прилагательное “водный”.
А) проводка; И) вода; е) уводить
9) Прилагательное это:
О) часть слова; И) член предложения; е) часть речи.
- Какое ключевое слово вы получили?
- Что такое склонение?
Подведение итогов урока.
- Чему учились на уроке?
- Как можно проверить безударные падежные окончания прилагательных единственного и множественного числа?
Индивидуальная работа по вариантам.
- У вас на столе лежат карточки № 4. Нужно правильно вставить окончания имен прилагательных. Но времени на уроке вам может не хватить. Если будет желание, возьмите дополнительное задание на дом.
|
Выслушиваются все ответы учащихся.
- Род, число, падеж имени прилагательного определяется по существительному, с которым оно связано.
- Нужно было списать текст, задать вопрос к прилагательному, написать правильно окончания.
Читают текст на карточках № 1.
- Надо знать окончания прилагательных.
(Таблица № 1 с окончаниями вывешивается на доске).
Ответы детей.
…пиши о после твердого согласного или е после мягкого и шипящего.
… пиши ы после твердого согласного или и после мягкого и шипящего.
… пиши у после твердого согласного и шипящего или ю после мягкого.
Таблица № 2 (падежные вопросы прилагательных).
Работа учащихся в карточке № 2.
Самопроверка в парах.
Ответы детей.
Дети читают вслух.
Индивидуальное задание – чтение наизусть.
Дети называют словосочетания.
Дети выписывают словосочетания, указывают род, число, падеж для прилагательных единственного числа, число, падеж – для прилагательных множественного числа.
Отдых: движения со словами.
- О бабочке.
(красивая, легкая, невесомая, блестящая, воздушная …)
Читает и объясняет один учащийся.
Работа учащихся в тетрадях с последующей проверкой.
Индивидуальная работа сильного ученика.
Дети читают и разбирают домашнее задание.
- На вопрос «Что?», например, стол, окно, парта и т. д.
Работа в парах (карточка № 3).
- Склонение.
- Изменение окончаний по падежам называется склонением.
Ответы учащихся.
(Данная работа предлагается детям в конце урока, заведомо зная, что времени на выполнение не хватит).
|