Доклад на тему: "Наглядные методы обучения на уроках математики и их коррекционная направленность".
Размещено: Елена Викторовна Крючина - ср, 02/03/2011 - 01:42
Обучение учащихся, имеющих дефекты в развитии, коррекционная направленность этого процесса во многом зависит от успешной реализации дидактического принципа наглядности.
Значение наглядности, её эффективность заключается, прежде всего, в живом, действенном и непосредственном знакомстве учащихся с объектами и явлениями окружающего мира. Это чувственное восприятие реальной действительности лежит в основе познавательной деятельности школьника. Наглядность присуща человеческому познанию, она заключается в отражении предметов действительности в сфере чувственных образов, характеризует взаимосвязь субъекта с познаваемым объектом.
Закономерности обучения учащихся предполагают единства живого созерцания и абстрактного мышления, т. е. соединения принципа наглядности с принципом сознательности обучения с выходом в практику для подкрепления достоверности познанного.
Большое значение наглядности и наглядному методу обучения придавали Я. А. Коменский, И. Г. Пестолоции, А. В. Дистервег, в их работах значительное место отводится чувственному восприятию природы. «Если мы намерены насадить в учащихся истинное и достоверное знание, то мы вообще должны стараться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности»- писал автор «Великой дидактики» более 300 лет тому назад, наглядное обучение он назвал «золотым правилом» для учащихся.
Основное значение наглядности в процессе обучения заключается в том, что она содействует формированию и выработке соответствующих понятий, которые отражают сущность явлений.
Предметы и явления воспринимаются учениками не только с помощью зрения, в работу вовлекается целая группа взаимосвязанных между собой анализаторов. Образ объекта возникает не только за счёт элементарных процессов анализа и синтеза на уровне воспринимающих систем, а в основном за счёт сложного функционального синтеза межанализаторных связей в коре больших полушарий головного мозга. Большую роль в формировании образов изучаемых объектов у учащихся с сенсорными нарушениями играют новые межсистемные образования, которые возникают в результате изменений нейрофизиологических механизмов происхождения потока афферентации, а, следовательно, его анализа и синтеза.
Чувственный образ, который формируется у детей с нарушением развития в результате коррекционно-компенсаторной деятельности, будет в какой-то степени сходен с теми объектами, которые он отражает. Это сходство не будет тождественным, образ не может полностью совпадать с объектом (даже у детей в норме). Будет ощутимое различие, степень которого зависит от эффективности коррекционного обучения. Это различие, хотя и будет являться определённым недостатком представлений, в то же время явится и определённым символом для логического мышления, для организации коррекционной работы по более глубокому изучению объекта. То есть при обучении учащихся с психофизическими недостатками ещё недостаточно преподнести материал наглядно, необходимо решить проблему доступности его восприятия сохранными сенсорными системами корригировать переход от чувственного образа к логическому познанию.
При формировании необходимого объёма конкретных представлений, умений и навыков мыслительной работы под руководством учителя у школьников создаётся основа для воссоздания образов, адекватных действительности. Вследствие этого очень важно в наглядном методе обучения использование приёмов конкретизации. Коррекционная направленность наглядных методов обучения должна опираться на целый ряд специальных факторов, учитывающих состояние нарушенных органов школьников, уровень развитиях их чувствительности, целевые установки по овладению системой знаний основ наук, особенности познавательной деятельности детей с нарушениями развития и др.. При реализации наглядных методов обучения и формировании адекватных представлений у учащихся об объектах и процессах необходимо учитывать следующие факторы:
1.Состав и структуру нарушенных функций у учащихся.
2.Целевые установки на восприятие и последующее воспроизведение объектов и процессов.
3.Характерные признаки объектов и процессов, доступные для восприятия с помощью сохранной сенсорной системы.
4.Полноту первоначального восприятия, глубину анализа и
синтеза признаков и свойств изучаемых объектов, их изменений
и превращений.
5.Частоту восприятия и воспроизведения изучаемых объектов и процессов в ходе познавательной деятельности учащихся при изучении основ наук.
6.Включение формируемых представлений в систему уже имеющихся представлений и понятий у детей с нарушением развития.
Основным исходным положением, которое необходимо учитывать при использовании наглядных методов обучения, является состояние психофизического нарушения учащихся. Основные клинические формы патологии определяют целый ряд требований к наглядному материалу: его сложность, специальные размеры, форма, рельеф, степень контрастности и окрашенность пособий, условия воспроизводительной деятельности, последовательность и режим предъявления дидактического материала и т. д. Если, например, у ученика отмечено сужение поля зрения, то средства наглядности должны отвечать определённым дидактическим требованиям:
1.Наглядность должна направлять мысль школьника от конкретного к общему, от явления к его сущности.
2.Используемые средства наглядности должны быть свободны от излишних деталей и линий. Вместе с тем в них должны четко выделяться существенные признаки изучаемых на уроке предметов и явлений. Желательно помещать средства наглядности на контрастном фоне.
3.При изготовлении наглядных пособий необходимо позаботится о соблюдении облегчающей их восприятие цветовой гаммы (зелёные, жёлтые, коричневые, оранжевые тона и оттенки).
4.Средства наглядности нужно д6елать с учётом данных офтальмолога относительно остроты зрения и особенности цветоощущения.
5.Карточки для индивидуальной работы должны быть оптимальных размеров: 10х10; 20х30 см.
6.Воспринимаемые детьми средства наглядности должны соответствовать необходимым эстетическим требованиям. Такого рода наглядность воспитывает у детей художественный вкус и способствует усвоению знаний.
Различают следующие виды наглядности: натуральную, или естественную (предметы, объекты, явления), изобразительную (рисунки, чертежи, схемы, графики, диаграммы и др.), объёмную (геометрические фигуры и тела, муляжи), условную и символическую (карты, глобус и др.), модели и специальные приборы (модель космического корабля, прибор для измерения величины тока и напряжения и др.).
Используемая литература:
1.Ермаков В. П. , Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – Москва., 2000.
2. Соколова А. В. Использование средств наглядности в школе слабовидящих. – Москва., 1987.
3. Тупоногов ВБ. К. Основы коррекционной педагогики. – Москва., 2004.
На: Доклад на тему: "Наглядные методы обучения на уроках математ
Использование наглядности на уроках- эта тема всегда актуальна, материал очень интересный , спасибо вам!
На: Доклад на тему: "Наглядные методы обучения на уроках математ
Я с Вами полностью согласна. Очень трудно работать с такими детьми. Творческих Вам успехов.