Официальный сайт flashgamer 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект урока по теме: "Жертвенный подвиг творческой личности"

 

Конспект урока по теме : «Жертвенный подвиг творческой личности».

                                                                     Автор:учитель ИЗО и эстетики

                                                                                  МАОУ "СОШ  №13"  З. В. Миронова

1. АННОТАЦИЯ РАЗРАБОТКИ.


 

Разработка урока основана на преподавании искусства с использованием новейших информационных технологий.

Конспект урока разработан на основе авторской программы по эстетическому курсу «Искусство народов мира» для 5-8 классов (автор: Миронова Зинаида Владимировна, учитель эстетики и искусства МОУ СОШ №13 Великого Новгорода с углублённым изучением литературы и информатики). Методическое оснащение урока базируется на обобщённых алгоритмах анализа живописных произведений искусства, которые позволяют последовательно и полно исследовать картину (Методическое пособие для учителей искусства, литературы, эстетики, мировой художественной культуры, истории искусств (автор: Миронова З.В., учитель искусства и эстетики МОУ СОШ №13)).

Отличительной особенностью разработки является использование интерактивной доски с набором инструментов, необходимых для проведения фронтальной работы с детьми, и системы персональных компьютеров для восьмиклассников, обеспечивающих индивидуализацию учебного процесса.

Необходимо отметить, что в конкретном уроке информационные технологии выступают как средство, способное содействовать формированию самостоятельности мышления школьников, максимальной стимуляции к развитию их творчества.

Главная специфическая черта урока – интегрированное изучение смежных гуманитарных дисциплин (изобразительное искусство, философия, литература), позволяющее учащимся воспринимать искусство и науку, как целостное духовное пространство, исторически развивающееся по определённым законам. Таким образом, в данном случае, под интеграцией следует понимать научно обоснованное, органичное взаимопроникновение определённых видов искусства и философии – науки, отражающей систему идей и взглядов на мир и на место в нём человека, исследующей ценностное, этическое и эстетическое отношение личности к объективно существующей реальности. Материалы урока не дублируют школьные предметы, а дополняют и углубляют их. Урок ориентирован на ценностный подход при отборе художественных произведений с учётом их актуальности в наши дни.

Для реализации целей и задач урока нужно, чтобы ребёнок раскрыл свой внутренний мир, стал непосредственным участником творческого процесса, обратился к своему личному опыту, поэтому в ходе обучения затрагиваются вопросы, провоцирующие различные эмоциональные переживания, заставляющие подростка размышлять над собственными поступками и побуждениями. Каждый учащийся должен осознать важность и нужность существования в душе человека нравственного идеала, подражание которому способно изменить внутреннюю сущность любого из нас к лучшему. С проблемой нравственного выбора дети сталкиваются почти ежедневно, и именно учитель должен помочь им сделать этот выбор правильным. Содержание, положенное в основу урока, призвано призвать учащихся к размышлению над философскими, морально-этическими задачами: какова цена духовного озарения гения, создающего шедевры мирового значения; способен ли каждый из нас прочувствовать и осознать ту силу душевных переживаний, которые вложил художник в свои полотна; какова сила нравственного воздействия на человека гениального произведения искусства, может ли оно изменить нас к лучшему и т.д.

Задания, предлагаемые учащимся на уроке, ориентированы на самостоятельную работу школьников, их способность искать, запоминать, творчески мыслить, сравнивать и сопоставлять, что обеспечивает наибольшую эффективность в усвоении восьмиклассниками изучаемого материала. Урок построен таким образом, чтобы выполнялась приоритетная задача учителя на уроке искусства, которая заключается не только в том, чтобы дать ребёнку определённую сумму конкретных знаний, но и в том, чтобы научить его самостоятельно мыслить.


 

2. АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ.


 

Данная разработка актуальна в силу того, что применение интерактивных технологий способно разнообразить учебный процесс, повысить мотивацию учащихся к изучению искусства, синтезировать знания, полученные в результате обучения гуманитарным и техническим дисциплинам.

В настоящее время возможности, которые предоставляет на уроке компьютер, способствуют увеличению темпа учебного процесса, лучшей организации индивидуальной самостоятельной поисковой и творческой работы учащихся, расширению спектра информационного и наглядно-иллюстративного материала, активизации действий школьников.

Информатизация на современном этапе охватывает практически все сферы жизни и деятельности человека, поэтому школа, находящаяся в процессе реформирования, должна модернизировать обучение детей, гибко реагировать на интересы и запросы учащихся и их родителей, внедряя в учебный процесс информационные технологии. Планомерное воспитание детей, как активных пользователей компьютера, обладающих навыками не только получения нужной информации, но и умением творчески её перерабатывать, приобщаясь к общечеловеческим духовным ценностям через личные эмоциональные переживания – одна из главных задач, которую должен решить учитель в XXI веке. На уроках искусства компьютер может стать незаменимым средством, способствующим эстетическому и нравственному развитию ребёнка.

Внутрипредметная (изобразительное искусство – литература - философия) и межпредметная (изобразительное искусство, литература, философия - информатика) интеграция, на которой базируется пространство урока, значительно обогащает его содержание, помогает восьмикласснику объединять в личном духовном опыте разнообразные культурные ценности.

Высокий проблемный уровень вопросов и творческих заданий, предложенных учащимся в ходе урока, стимулирует у них формирование теоретического мышления, способности выделять существенное в произведении искусства, способности обобщения изученного материала, умение творчески анализировать шедевры мирового значения; развивает воображение и словесно-логическую память; повышает мотивационный интерес к предмету, к поисковой и исследовательской деятельности.

Вся архитектоника урока выстраивается вокруг ценностного центра – человека, это позволяет учителю акцентировать внимание на нравственно-этических ценностях, а значит, проводить серьёзную работу по воспитанию личности высокодуховной, стремящейся к нравственному самоусовершенствованию.

Богатый иллюстративный материал, использованный на уроке способствует лучшему усвоению знаний школьниками при изучении такого предмета как искусство.

Следует отметить, что существующие программы по изобразительному искусству для 8 класса (авторы: В.С.Кузин, Г.Г.Виноградова, Т.А.Шпикалова и др.), по МХК для 8 класса (авторы: Ю.А.Солодовникова, Н.М.Сокольникова, Е.П.Шапинская, Л.А.Рапацкая, Г.И.Данилова, В.Г.Маранцман и Г.И.Данилов и др.), по истории искусств для 8 класса (автор: Н.А.Дмитриева и др.), а также пособие для учителей по факультативному курсу эстетики (авторы: И.Л.Любинский, В.К.Скатерщикова) и пособие «Планирование уроков по МХК» (автор: А.В.Копылова) предлагают проводить теоретические занятия с учащимися в форме беседы, предусматривающей традиционные методы подачи учебного материала. Если проанализировать содержание традиционных уроков, то можно обнаружить, что большую его долю занимает деятельность преподавателя, будь то опрос, изложение или контроль знаний. Данный урок предусматривает решение этой проблемы, так как учитель опирается на такие моменты, как развитие у учеников творческого отношения к предмету, используя активные формы и методы обучения. Кроме того, существующие аналоги не предусматривают применение на уроках искусства интерактивных технологий.


 

3.1. СУЩНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.


 


 

Основное содержание.


 

Урок запланирован таким образом, чтобы изучение нового материала и закрепление изученного материала происходило на каждом его этапе.


 

Электронная энциклопедия и проверочный тест, используемые в ходе урока, должны быть предварительно установлены на каждом компьютере.

Тема урока: «Жертвенный подвиг творческой личности».

(запись на доске).


 

Тип урока: Урок – рассуждение, проблемный.


 

Цель урока: Продолжить формирование у школьников навыков интерпретации живописных и литературных произведений искусства.


 

Задачи урока:


 

  1. Приобщить учащихся к исследованию идеи жертвенного подвига творческой личности в искусстве на основе изучения жизни и творчества голландского художника 17 века Рембрандта Харменса ван Рейна.

  2. Развить в детях стремление к творчеству как к необходимому процессу познания мира.

  3. Воспитать в восьмиклассниках чувство личной сопричастности к решению нравственных общечеловеческих проблем.

  4. Продолжить работу над развитием эстетического вкуса школьников.


 

Оборудование урока:


 

интерактивная доска; электронный вариант энциклопедии «5555 шедевров мировой живописи» (CD-ROM, ДиректМедиа Паблишинг, 2004г., том 2).


 

Материал к уроку:


 

Рембрандт Харменс Ван Рейн, репродукции картин: «Флора», «Автопортрет с Саскией на коленях», «Жертвоприношение Исаака», «Возвращение блудного сына», «Автопортреты» (первая четверть 16в. – 1669 год).

Раздаточный материал: ксерокопии домашнего задания.


 

План урока:


 

1.Организационный момент. 1 мин.

2.Мотивационное начало урока. 2 мин.

3.Рассуждение на тему: «Гармоничное взаимодействие «Мира духовного творчества» с «Материальным миром людей»». 12 мин.

а) Вступление в тему. 2 мин. Фронтальная работа с учащимися.

б) Проверочный тест для класса по изученному ранее материалу. 3 мин. Индивидуализированная работа с учащимися.

в) Обучение анализу живописного портрета. 7 мин. Фронтальная работа с учащимися.

4.Рассуждение на тему: «Конфликт между «Миром духовного творчества» и «Материальным миром людей»». 21 мин.

а) Подготовительная работа с классом по восприятию картин «Жертвоприношение Исаака», «Возвращение блудного сына», «Автопортрет». 3 мин. Фронтальная работа с учащимися.

б) Обучение анализу живописного произведения. 7 мин. Фронтальная работа с учащимися.

в) Обобщение по реализации установочной проблемы. 2 мин. Фронтальная работа с учащимися.

г) Анализ живописных портретов Рембрандта (первая четверть 16 века – 1669 год). 9 мин. Индивидуализированная, фронтальная работа с учащимися.

5. Подведение итогов урока по творческой реализации установочной проблемы. 2 мин.

6. Оценивание деятельности учащихся, объяснение домашнего задания. 2 мин.

Критерии оценки:

1). Активность ученика на уроке.

2).Творческий нестандартный характер ответов на вопросы, предложенные учителем.

3).Грамотное логичное развёрнутое изложение идей и мыслей.

4). Знание материала, полученное в результате самоподготовки к уроку.

5). Знание учебного материала, полученное на предыдущих занятиях.

6). Демонстрация умения творческого анализа произведения искусства как сюжетно-композиционного единства.

7).Демонстрация умения вести поисковую работу с литературным источником (самоподготовка к уроку) и с базой данных электронной энциклопедии.

8). Демонстрация устойчивых навыков работы на компьютере.

 

Ход урока:


 

Этапы урока:


 

1 Вступительное слово учителя.


 

Творчество – процесс многогранный и уникальный, именно он позволяет человеку вступить на путь познания окружающей действительности. Мы уже исследовали некоторые его аспекты, в частности проблему этической природы гениально одаренной личности.

Сегодня мы рассмотрим не менее волнующую общечеловеческую проблему жертвенного подвига творческой личности в искусстве. Каждый человек имеет потребность в творчестве в большей или меньшей степени, и чем он духовнее, тем более высокое место творчество занимает в его жизни. На предшествующих этому уроку занятиях мы убедились, что у гения стремление к творческому самовыражению возрастает в геометрической прогрессии. Гений находится в постоянном творческом поиске. С подобным даром трудно жить среди обывателей. Художник - человек, как мы все, и у него есть близкие, о которых он обязан заботиться, он вынужден систематически решать бытовые вопросы, должен уметь выживать в человеческом обществе на обычном материальном уровне. Одновременно, он принадлежит к высокодуховной сфере деятельности, благодаря которой способен своим творчеством нравственно преобразить людей, заставить их тоньше чувствовать, глубже размышлять над собой, то есть гений существует в двух, различных по своей сущности, мирах, влияющих на его судьбу и требующих серьезных душевных затрат – в мире людей и мире духовного творчества. Что происходит, если связь между этими мирами обрывается? На этот вопрос нам предстоит ответить. Наиболее ярким примером для исследования данной проблемы может служить жизнь и творчество Рембрандта Харменса ван Рейна. Таким образом, наши рассуждение сводится к анализу схемы взаимодействия творческой личности с миром духовного творчества и материальным миром обыденной жизни:


 

Запись на доске:

Творец


 

Мир людей ? Мир творчества


 


 

Установочные проблемы:


 

  1. Как взаимодействовали (см. знак вопроса в схеме) «мир людей» и «мир творчества» на различных этапах творческой судьбы Рембрандта?

  2. Нужен ли человечеству жертвенный подвиг гения, и оправдан ли он?


 

Информация учителя: существует два пути подобного взаимодействия:

гармония и конфликт.

2 Рассуждение на тему: гармоничное взаимодействие «мира духовного

творчества» с «материальным миром людей».


 

а) Вступление в тему (в скобках помещены возможные ответы по изученному самостоятельно материалу: Е.И. Ротенберг «Рембрандт Харменс ван Рейн», М. 1956 г.).


 

Вопросы к классу: (на основе самостоятельной поисковой работы по изучению биографии Рембрандта)


 

  1. Охарактеризуйте семью, в которой вырос и воспитывался Рембрандт. Какими были взаимоотношения между художником и его близкими?

(Он родился в простой семье, отец – мельник, мать – дочь пекаря; был младшим из четверых детей, ребенком, которого все любили, особенно отец. Именно его отдали учиться в Лейденский университет, а когда умер глава семьи, смерть которого была страшным ударом для Рембрандта, мать согласилась дать деньги на обучение его живописи, несмотря на трудное финансовое положение близких).


 

Вывод: художник воспитывался и рос в очень теплой семейной атмосфере среди любящих и понимающих людей, это сформировало его позитивный взгляд на мир.


 

б) Проверочный тест для класса по изученному самостоятельно материалу: Ю. Кузнецов «Голландская живопись 17 – 18 веков», Л, 1988 г.) с использованием интерактивной доски (инструменты – «штора», «фломастер»). Тест предварительно установлен на каждом компьютере, что обеспечивает индивидуализированную работу с учащимися. Тест с правильными ответами помещён на интерактивной доске и закрыт с помощью инструмента «штора».


 

Задание:


 

На индивидуальных компьютерах открыть документ, содержащий тест. (Ярлык на «рабочем столе» компьютера - «Рембрандт»). Ответить на вопросы, проставив знак «+» напротив правильного ответа и знак « - « напротив неверного.

1. В каких жанрах работал Рембрандт?


 

- исторический жанр

+

- мифологический жанр

+

- пейзаж

+

- портрет

+

- натюрморт

+

- анималистический жанр

+

- интерьер

-

- ню

+

- бытовой жанр

+


 

  1. Какой живописный жанр был наиболее близок мастеру?


 

Ответ выделить в тесте мышкой.


 

  1. Самоконтроль правильности выполнения задания.

Учитель постепенно открывает «штору», показывая правильные ответы. С помощью инструмента «маркер» выделяет верный ответ на второй вопрос. Восьмиклассники устраняют на компьютерах допущенные при выполнении задания ошибки.


 

Вывод: Рембрандт был разносторонним живописцем, но наиболее плодотворен в жанре портрета ( слово «портрет» выделить на доске цветным фломастером).


 

в) Обучение анализу живописного портрета.

На доске:

«Автопортрет с Саскией на коленях» (на данном этапе урока используется инструмент интерактивной доски «прожектор»).

Вопросы к классу:

(в скобках возможные ответы на основе ранее изученного материала: Евангелие от Луки, глава 15)


 

- Почему художник постоянно обращался к автопортрету? (Он имел способность заглядывать при портретировании в святая святых – внутрь человеческой души. Ему нравилось анализировать, изучать сокровенную сущность духовного мира человека. Он сам для себя был объектом изучения).

- Кто изображён с Рембрандтом? (Саския ван Эйленбюрх, его жена, дочь состоятельного горожанина из Амстердама).

- Как относился живописец к жене? (очень сильно любил её, и будет любить всю жизнь).

- Какие эмоции испытывает мастер? (Он по-настоящему счастлив рядом с любимой женщиной).

- Какой сюжет из Библии проиллюстрировал Рембрандт в этой картине? («Притча о блудном сыне», тот момент, кода весёлый и довольный сын проматывает состояние отца, ведёт разгульную, беззаботную жизнь и не задумывается о будущих невзгодах).

- Почему Саския изображена выше мужа? (Художник поднимает её на пьедестал Любви).

- Какие цвета Рембрандт использовал для своей одежды? Почему? (Чёрный - печаль, белый – радость, радости достаточно много; красный – царское достоинство, ведь он – популярный на тот момент времени портретист).

С помощью инструмента интерактивной доски «прожектор» сосредоточить внимание учащихся на павлине.

- Почему живописец изобразил павлина? (Павлин – символ себялюбия, Рембрандт доволен собой, жизнерадостен, позитивно воспринимает жизнь и себя в этой жизни; с другой стороны – «блудный сын» был эгоцентричен и думал только о себе).

- Почему автор изобразил ворота из занавесей на стене, как врата в иной мир? (пророческое предвидение гения, даже в высший момент счастья – предчувствие смерти Саскии).

С помощью инструмента интерактивной доски «прожектор» сосредоточить внимание учащихся на бокале с вином.

- Почему бокал поднят высоко, над Саскией? ( Вино красного цвета, как кровь. Он ещё не знает, но опять – миг прозрения: у жены – болезнь крови, бокал как бы указывает на её уход на небеса).


 

Вывод:


 

Мы видим период счастливой жизни Рембрандта, он любит, и любим, его счастье продолжает расти…


 

На доске – «Флора»


 

Вопросы к классу:

(в скобках – возможные ответы).


 

- В какой важный момент жизни изобразил художник свою жену? (Она ждёт ребёнка, очень желанного для Рембрандта)

Выделить с помощью инструмента интерактивной доски – «прожектора» голову Саскии.

- Почему она в венке из прекрасных цветов?

Выделить с помощью инструмента интерактивной доски – «прожектора» жезл в её руках.

- Почему любимая женщина живописца держит в руках жезл, увитый плодами и растениями? (Женщина, ждущая ребёнка, по мнению Рембрандта – богиня, жезл – её символ власти. Она предстоит пред нами как олицетворение плодородия и красоты)

- Кем является Флора? (Богиней цветов. Рембрандт любуется Женщиной, считая, что она расцветает во время беременности).

- Почему одежда Саскии золотого цвета? ( Она излучает свет Любви, внутренней Красоты, Счастья).

- Как относится автор к жене? (Восхищается ею, любит с удвоенной силой).


 

Вывод:


 

Мир людей в начале жизни был раскрыт для Рембрандта. Он востребован как художник, имеет тёплые отношения с близкими, семьёй, находится рядом с любимой женщиной. Этому этапу соответствует следующая схема гармоничного взаимодействия творческой личности с материальным «миром людей» и «миром духовного творчества»:


 

Запись на доске:


 

       Творец


 


 

Мир людей                                                    Мир творчества


 

  1. Рассуждение на тему: конфликт между «миром духовного творчества» и материальным «миром людей».


 

а) Подготовительная работа с классом по восприятию картин «Жертвоприношение Исаака», «Возвращение блудного сына», «Автопортреты», наиболее ярко выражающих тему конфликта.


 

Вопросы к классу:

(даны возможные ответы, которые основаны на ранее самостоятельно изученном учащимися материале: Е.И.Ротенберг, «Рембрандт Харменс ван Рейн, М,1956г.)


 

- Что нарушало счастье Рембрандта в период его жизни с Саскией? (Смерти рождавшихся у жены детей, финансовые трудности в связи с покупкой дома в Амстердаме).

- Какое страшное горе вскоре произошло в его семейной жизни? (Саския, родив сына Титуса, вскоре заболела и умерла).

- Как пережил смерть любимой жены художник? (Как великую трагедию).

- С какими проблемами сталкивается в это время Рембрандт-художник? (В Голландии любили гладкопись, живописец вводит фактурный мазок – удивительное открытие: свет, преломляясь на поверхности полотна, становится одним из главных персонажей произведения. Кроме того, автор сообщает на портретах своим моделям движения, в результате некоторые персонажи выше других и ближе к зрителю, некоторые дальше и ниже – вновь гениальное озарение, новый подход к изображению группового портрета. Богатым горожанам это не нравится, они перестают делать заказы у мастера).

- Отступился ли Рембрандт от своих новаторских идей, ведь деньги ему были очень нужны? (Нет. Он – гений, и чувствует, что прав, таким образом, он идёт на серьёзные жертвы во имя искусства, ставя его выше блага своих близких).

- Какие ещё испытания выпали на долю художника? (Огромные долги, невозможность их погасить, как следствие – опись имущества, гений оказался в долговой яме, затем – на улице Розенграхт, в беднейшем еврейском квартале города, на чердаке. Его мастерство растёт, но гармония с «миром людей» потеряна, разлад с ним довёл Рембрандта до уровня личной трагедии).

- Как пытался выйти из кризисного состояния живописец? (У него были две гражданские жены, но ни с одной из них он не связал себя узами брака, несмотря на то, что Хендрикьё Стоффельс с родила ему дочь Корнелию, которая была незаконнорожденной, за что Хендрикьё даже отлучили от церкви. Он продолжал любить Саскию).

- Чем был сын Титус в жизни Рембрандта? (Самой большой любовью, надеждой и опорой, в нём сосредоточилась память о Саскии. Он знал, что сын унаследовал плохое здоровье матери, но не смог отдать его состоятельным родственникам жены, так как Титус был всем, что осталось от великой любви художника. Вследствие разлада с материальным «миром людей» и отрицательного опыта жизни творчество Рембрандта приобретает невиданную доселе выразительность и глубину).


 

б) Обучение анализу живописного произведения.


 

На доске:

«Жертвоприношение Исаака» (на данном этапе урока используется инструмент интерактивной доски «прожектор»).


 

Вопросы к классу: (даны возможные ответы, основанные на ранее изученном материале: Ветхий завет Бытие, глава 22).


 

- Какую библейскую историю иллюстрирует автор? (Патриарх Авраам во имя любви к Богу по его приказу приносит в жертву возлюбленного сына своего Исаака. В последний момент, посланный Богом Ангел останавливает руку отца).

Сосредоточить внимание школьников с помощью инструмента интерактивной доски «прожектора» на лице Авраама.

- Что чувствует Авраам? (Ужас, великую боль, нечеловеческое страдание и т.д.).

- Мог ли Авраам ослушаться приказания? (Нет, это – единственный выбранный им самим путь, путь послушания Богу).

- Почему у Исаака белая одежда? (Белый цвет – символ безгрешности, чистоты).

- Почему в одеяниях Ангела использован голубой цвет? (голубой цвет – цвет небесной и единственной истины).

- Проведите параллель между библейским сюжетом этой картины и судьбой живописца и его сына. (Рембрандт, как и ветхозаветный патриарх, выбрал единственно возможный для себя путь (для него – это новаторство в искусстве), и тем самым, не желая того, обрёк сына на бедность и преждевременную смерть. Пережив личное горе, он вошёл в историю искусств, как уникально одарённый гений).

- Свяжите символы цветов, использованные в произведении, с Рембрандтом и Титусом. (Белый цвет – Титус – невинная жертва, голубой цвет – та Истина в искусстве, во имя которой художник пожертвовал своим ребёнком).

- Была ли необходимость в такой жертве?

  1. Какую тяжёлую утрату переживает живописец после кончины сына, которая усугубит его разлад с «миром людей»? ( Уйдёт из жизни Хендрикьё Стоффельс, Рембрандт практически остаётся в одиночестве).

  2.  

Вывод: Картина «Жертвоприношение Исаака» - это осознание гением своей личной трагедии. Разрыв с «миром людей» обернулся великим прозрением и гениальным провидением Рембрандта в «мире творчества».


 

На доске:

«Возвращение блудного сына»


 

Вопросы к классу: (даны возможные ответы, которые основаны на ранее самостоятельно изученном учащимися материале: Евангелие от Луки, глава 15).


 

- Какую библейскую притчу художник вновь взял в основу сюжета своей картины? (притчу о блудном сыне, самый конец, когда измученный лишениями сын вернулся к ослепшему от горя отцу).

- какое открытие в композиционном построении живописного произведения использовал автор в этом полотне? Сформулируйте его. (Правило золотого сечения: наиболее важный элемент изображения располагается примерно на расстоянии 1/3 от целого, даже в свой тяжелейший период жизни – за год до смерти Рембрандт находится в творческом поиске, и его прозрения – гениальны).

С помощью инструмента интерактивной доски «прожектора» выделить лицо отца.

- Какие чувства испытывает отец? (Радость, смешанную с болью, при возвращении своего ребёнка, которого он считал погибшим).

С помощью инструмента интерактивной доски «прожектора» выделить руки отца.

- О чём говорит жест старца? (Слепой старик с трепетом дотрагивается до сына, желая убедиться, что это его дитя).

- Проведите параллель между персонажами полотна, Рембрандта, его сыном и отцом (Титус умер, и художник также, как и библейский отец, хотел бы обнять своего ребёнка, воскресшего в его воображении. Может быть, при написании этого полотна, он вспомнил и собственного отца, ведь и его любовь он тоже утратил).

- На картине борются Свет и Тьма. Почему? (зыбкий Свет, как радость невозможной встречи отца с сыном, Тьма – настоящая жизнь Рембрандта).


 

Вывод: это произведение – выражение бесконечной боли художника, потерявшего любимого Титуса, выбор между «миром людей» и «миром творчества» сделан. Впереди – мрак безысходности.


 

в) Обобщение по реализации установочной проблемы.


 

На доске: «Флора», «Жертвоприношение Авраама», «Возвращение блудного сына».


 

Вопрос к классу:

 

- Посмотрите на эти картины, своеобразные этапы жизни Рембрандта. Какие чувства они у вас вызывают?

- Обратимся к итогу разрушающего воздействия противостояния двух миров.


 

г) Анализ живописных портретов Рембрандта (первая четверть 16 века – 1669 год).


 

Творческое задание для учащихся:

(В скобках даны возможные ответы школьников).


 

1).Открыть на индивидуальных компьютерах электронную энциклопедию «5555 шедевров мировой живописи» и найти размещённые в ней автопортреты Рембрандта (17 картин). Последовательность поиска: том 2; алфавитный указатель, буква «Р»; Рембрандт Харменс Ван Рейн, «Автопортреты».

2).Внимательно рассмотреть автопортреты художника, разделив их на два периода: первая четверть 16 века – 1640 год, период гармоничного взаимодействия «Мира духовного творчества» с «Материальным миром людей»; 1640 – 1669 годы, период конфликта «Мира духовного творчества» с «Материальным миром людей».

3).Сравнить автопортреты мастера разных периодов, акцентируя внимание на душевном состоянии Рембрандта (выражение глаз, мимика лица, характер жестов, одежда, колорит произведения).

(В портретах периода гармоничного взаимодействия двух миров живописец предстаёт с весёлым, искрящимся взглядом; с жизнерадостным выражением лица; с энергичными жестами; подчас одетый в богатую, даже экзотическую одежду; колорит полотен насыщен локальными, в основном, тёплыми светлыми цветами. В портретах периода конфликта двух миров Рембрандт изображён опустошённым, с глубоким мудрым трагическим взглядом; с постаревшим усталым печальным лицом; с вялыми невыразительными жестами; всегда одетый бедно и небрежно; колорит картин – тёмный, мрачный).


 

На доске совместить «Автопортрет с Саскией на коленях» и «Автопортрет», который был последним прижизненным портретом мастера (1669 год).


 

Вопрос к классу:


 

- Сравните символы цветов, использованных Рембрандтом для своей одежды в этих произведениях (В отличие от первого, в последнем портрете белого цвета, радости жизни, почти нет, да и он – грязновато-серый; зато много чёрного цвета – тяжёлого горя; есть красный цвет – царское достоинство, знак принадлежности к сфере искусства, но его опять-таки гораздо меньше, хотя гений поднялся на вершину своего мастерства. Достижения в «мире творчества» его больше не радуют).

Этот период жизни Рембрандта можно обозначить следующей схемой взаимодействия «мира духовного творчества» и «мира людей».


 

Запись на доске: Творец


 


 

Мир людей Конфликт Мир творчества


 

Вывод: «Мир людей» отвернулся от художника, итог – личная трагедия, «мир творчества» принял жертву, и находится с ним во взаимодействии. Между этими двумя мирами – пропасть, конфликт, зато в веках остаётся творчество, купленное очень высокой ценой.


 

 


 

4.Подведение итогов урока по реализации установочной проблемы.


 

На доске итоговый вопрос:


 

Нужен ли человечеству жертвенный подвиг гения?


 

Итоговый вывод по теме урока: Общество далеко не всегда понимает и принимает ту Истину, которую рождает своим искусством Творец. И здесь два пути для Художника – либо отступиться от неё, либо встать на путь жертвенного подвига. Рембрандт избрал второе. Он умер нищим и безвестным, сражённый горем и одиночеством, но оставил «миру людей», отвергнувшему его, свои шедевры. Прошли века, и теперь «мир людей» склоняет голову перед подвигом гения.


 

  1. Домашнее задание.


 

  1. Каждый восьмиклассник выставляет себе оценку, проведя анализ своей деятельности на уроке по перечисленным ранее критериям.

  2. Напишите творческую работу на тему: «Размышление о гениальности».

Работа должна включать ответы на следующие вопросы:

1. Чем отличается гениально одарённый человек от человека, обладающего талантом?

Обратите внимание на определения гениальности и таланта, которые даёт этим понятиям современная философия.

Гениальность – наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Талант – выдающиеся способности, высокая степень одарённости в какой-либо области.

  1. Для чего человеческому обществу нужны гении? Может быть, гениально одарённые личности ведут человечество к гибели?

  2. Гениальность – это счастье или мука, а, может быть, и то и другое? Как ты относишься к выражению «жизненный крест гения»?

  3. Считаешь ли ты, что гений «обречён» на одиночество?

  4. Хочешь ли ты обладать гениальностью или талантом? Почему?

  5. Считаешь ли ты, что гения формирует его эпоха?

  6. Почему иногда гении не признаны своими современниками?


 

В ходе рассуждения приведи примеры из творческих биографий известных тебе одарённых личностей, произведения которых имеют мировое значение, в частности, Рембрандта Харменса Ван Рейна.


 


 

Формы подачи материала.


 

Эвристическая беседа.


 

Приёмы и методы, используемые

на уроке.


 

Методы:


 

1) Метод интегрированного изучения смежных гуманитарных дисциплин (философия, изобразительное искусство, литература).

2) Проблемный метод системного искусствоведческого анализа, опирающийся на обобщённый алгоритм анализа живописного произведения искусства, представленный в методическом пособии «Методика комплексного анализа живописного произведения» (автор: Миронова З.В., 2007 год.).

3) Поисковый метод

4) Метод информационной компетентности.


 

Приёмы развития познавательной и творческой

деятельности учащихся:


 

1)Осознание проблемной установки урока.

2) Восприятие знаний.

3) Переживание.

4) Осмысление самостоятельной работы.

5) Закрепление знаний, умений и навыков.

В связи с тем, что овладение ЗУНами – не мгновенный акт, а трудоёмкий процесс последовательного усвоения и осмысления, этому этапу отводится наибольшее внимание: закрепление первичное – по ходу урока, текущее – во время всего учебного курса.

6) Практическое применение знаний, умений и навыков.

7) Контроль, проверка, оценка деятельности учеников.


 

Контингент учащихся


 

Урок разработан для учащихся 8 классов общеобразовательной школы, которые должны владеть следующими умениями и навыками: 

Умением самостоятельно давать оценку живописному произведению искусства.

Умением свободно включаться в беседу во время просмотра произведений изобразительного искусства.

Умением воспринимать произведение искусства как сюжетно-композиционное единство в его причинно-следственных связях.

Навыком самостоятельной работы с компьютером (знание основных принципов поиска информации в компьютере).

Умением видеть в произведении искусства автора и авторскую позицию рассматриваемой проблемы.

Умением воспринимать произведение искусства как эстетическое явление.Умение анализировать собственную творческую деятельность.

Навыком творческого анализа произведений изобразительного искусства.

Навыком самостоятельной трактовки символов, заключённых в определённых живописных произведениях. 


 

Преимущество использования ИКТ.


 

Интерактивная доска является наиболее оптимальным техническим средством для проведения бесед по искусству. Это устройство сочетает в себе простоту обычной маркерной доски и возможности самого современного компьютера. Для работы с доской не требуется специальных навыков и знаний. Спроецировав на неё изображение «рабочего стола», учитель получает возможность управлять компьютером лёгким касанием поверхности доски. Ускоряется подача учебного материала, так как на интерактивной доске можно легко проецировать изображения живописных произведений искусства.

Любой фрагмент теста можно выделить. Это позволяет преподавателю и ученикам сфокусировать внимание на правильном ответе в задании. Программное обеспечение для интерактивных досок включает фигуры, которые помогают школьникам сконцентрировать внимание на конкретной области экрана. Используя инструмент «прожектор», можно выделить определённые участки экрана, заострить внимание на них. Это очень удобно при анализе отдельных элементов картины, несущих серьёзную смысловую нагрузку.

Использование интерактивной электронной доски обеспечивает максимальную наглядность, что очень важно при демонстраци иллюстративно-наглядного материала (репродукций живописных полотен). Обычные репродукции картин не дают такого ясного представления о произведении искусства, хотя бы в силу своего малого размера.

Особенно необходимой доска становится при фронтальной работе учителя с классом.

Индивидуализировать учебный процесс на уроке позволяет использование персональных компьютеров для учащихся. Сравнительный анализ автопортретов Рембрандта, предполагающий одинаковое задание для всех восьмиклассников, становится индивидуальной творческой работой для каждого из них, то же самое происходит и при выполнении теста. Самопроверка выполнения теста происходит в ускоренном режиме, благодаря возможностям интерактивной доски.

Для того чтобы выполнить работу по систематизации и сравнительному анализу 17 автопортретов художника в отсутствии компьютеров, потребовалось бы колоссальное количество раздаточного материала. Богатая база данных электронной энциклопедии позволяет это сделать быстро и оперативно.

Компьютерные средства обучения прочно вошли в инструментарий современного учителя, благодаря широким дидактическим возможностям этих средств, и самое главное, интерактивные технологии помогают решать ключевую проблему всех педагогов на любой ступени образования – повышение учебной мотивации учеников.


 

Программные средства,

использованные при создании разработки.


 

Программы Microsoft Word, Power Paint.

Методика создания разработки.

 

Разработка урока чётко определяет его цели, задачи, структуру, а также логику подачи учебного материала. План урока отражает последовательность выполнения его этапов. Мотивационное начало занятия, заключённое во вступительном слове учителя, обозначает проблемные установки урока, выделяет его основную идею, определяет подходы к её разрешению (исследование схемы взаимодействия между «Творцом», «Материальным миром людей» и «Миром духовного творчества»). Основная часть урока содержит два блока, разделяющие жизнь и творчество Рембрандта на различные по своей духовной атмосфере периоды, которым отвечают схема гармоничного взаимодействия между «Миром людей» и «Миром творчества» и схема конфликта, возникшего в результате противодействия этих миров. Заключительная часть разработки обобщает изученный материал, аппелируя к личному мнению каждого из учеников по обозначенным проблемам. Проверка домашнего задания (изучение творческой биографии Рембрандта по рекомендуемой литературе (Ю.Кузнецов, «голландская живопись 17-18 веков, Л, 1988г.; Е.Ротенберг, «Рембрандт Харменс ван Рейн», М,1956г.; Евангелие от Луки, гл.15; Ветхий Завет, Бытие, гл. 22)) входит в структуру урока. В данном случае она сливается с воспроизведением и уточнением знаний, являющихся опорными для усвоения нового материала. Применение знаний и умений на уроке данного типа не выделяется отдельным этапом, а осуществляется по мере необходимости на различных этапах урока.

Структура урока определена, исходя из логики процесса усвоения изучаемого материала. Все этапы урока тесно связаны таким образом, чтобы ясно просматривалось направление раскрытия его темы: в конце каждой его части есть выводы, с помощью которых учитель подводит промежуточные итоги по пошаговому анализу установочных проблем. Заключительная часть содержит итоговый вывод, обобщающий содержание урока.

В данной схеме, учитывая личностно-ориентированный подход к обучению, требуется вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, выполнение ими заданий, с целью осознания, осмысления знаний, являющихся одновременно условиями произвольного и непроизвольного запоминания, воспроизведения и закрепления наиболее существенного материала.

Вопросы, задаваемые в ходе урока учащимся, нацелены, в основном, на личностное эмоциональное восприятие школьниками произведений искусства, на обращение подростка к своему жизненному опыту, на формирование у ребёнка правильного, позитивного отношения к миру, к окружающим его людям. При планировании вопросов нужно учитывать способности детей. Вопросы должны быть дифференцированы от простых до творческих. Одна из реализаций проблемного метода обучения – поисковый метод, предполагающий, чтобы постановка проблемного вопроса побуждала школьников к поискам решения поставленной задачи, он должен быть интересным, одновременно трудным и доступным для решения. Кроме того, в планировании урока необходимо учитывать то, что можно назвать педагогикой сотрудничества – учебный диалог, где восстанавливается равенство позиций ученика и учителя.

Задания, выполняемые на персональных компьютерах, призваны индивидуализировать учебный процесс: учащиеся, ограниченные определённым лимитом времени, самостоятельно определяют личный темп работы, напрямую общаясь с изучаемыми произведениями искусства. Задание, предложенное восьмиклассникам во втором блоке основной части урока, предназначено для закрепления у них навыков по самостоятельному анализу живописного портрета, для формирования творческого подхода к интерпретации картины.

Немаловажным, на мой взгляд, является наличие в разных периодах урока такой работы школьников как самопроверка, самоанализ собственной деятельности, запланированной при выполнении теста (первый блок основной части) и домашнего задания. Вторая часть домашнего задания содержит вопросы проблемного уровня к творческой работе «Размышление о гениальности», с помощью которой учитель не только продолжает работу по реализации целей и задач данной разработки, но и проводит подготовку учащихся к следующему занятию, которое входит в комплекс уроков, посвящённых проблеме творчества.

Композицию урока завершает оценивание деятельности учеников по определённым критериям.

В определения содержания занятия легли три основных критерия: 1) художественная ценность произведения; 2) наличие в художественном произведении общечеловеческого содержания; 3) место его в историко-культурном процессе.

Выбор живописных произведений Рембрандта Харменса ван Рейна (автопортреты художника, картины религиозного жанра), используемых в данной разработке, проводился с точки зрения соответствия их смысла тематике урока. Притчи из «Нового Завета» освещают доминантные идеи урока, имеющие актуальное значение для духовно-нравственного, этического, творческого воспитания учащихся.

Для методического оснащения урока наиболее целесообразным является применение методического пособия «Методика комплексного анализа живописного произведения (автор: Миронова Зинаида Владимировна, учитель эстетики и искусства МОУ СОШ №13 Великого Новгорода с углублённым изучением литературы и информатики; Великий Новгород, НРЦРО, 2007 год). Используются оба обобщённых алгоритма, представленных в пособии: «Комплексный анализ картины» и «Комплексный анализ портрета». Ключевым пунктом методики комплексного анализа картины является пункт, определяющий идею произведения. Особое внимание обращается на общечеловеческий характер проблем, рассматриваемых художником. Все остальные этапы нацелены на более глубокое прочтение идей, заложенных автором в произведении на основе анализа приёмов композиционного построения живописного полотна и его колористического строя. Методика комплексного анализа портрета позволяет охарактеризовать изображённого человека, основываясь на интерпретации его личности автором произведения. Этапы алгоритма дают возможность узнать социальный статус портретируемого, его психологическое состояние, акцентируют внимание на его материальной и духовной жизни.

Для успешной реализации целей и задач урока следует применять следующие обучающие технологии:

1).Технология проблемного обучения, предполагающая развитие творческого нестандартного мышления учащихся.

2).Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на личностное восприятие каждым школьником исследуемого произведения искусства.

3). Технология развивающего обучения.

Данная разработка планировалась таким образом, чтобы оргформа урока соответствовала возрасту детей, изучаемому материалу, используемой группе форм и методов работы, методическим приёмам.


 

3.3.Эффективность использования.

Результативность данной разработки подтверждает использование достаточно большого объёма учебного материала на уроке, это становится возможным за счёт увеличения интенсивности учебного процесса. Кроме того, применение в ходе урока персональных компьютеров для восьмиклассников, предоставляет широкие возможности для отработки приобретённых школьниками знаний, умений и навыков посредством самостоятельного определения пути выполнения заданий, предложенных учителем. Таким образом, можно сказать, что компьютер способствует становлению ученика как субъекта учебной деятельности.

Анкетирование учащихся, участников данного урока, показало, что 100% школьников считают, что применение интерактивных технологий повышает их интерес к изучению такого предмета как искусство, 96% школьников отметили комфортную творческую атмосферу, возникшую на уроке. Контроль и учёт знаний восьмиклассников (по итоговым оценкам за урок) дал положительные результаты: качество знаний учащихся составило 100%, уровень обученности – 87%.



»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн