Оборудование:Политико-административная карта России, рефераты учащихся, наборы открыток, буклеты, видеозапись «Кремль», «Санкт-Петербург», звукозаписи о Москве и Петербурге (классические и современные).
Ход урока:
Учитель:Ребята, у нас сегодня необыкновенный по форме проведения урок «Дебаты в парламенте» по теме «Русские столицы: Москва и Санкт-Петербург». Каждый из вас должен представить себя депутатом Государственной Думы, участником парламентских дебатов.
При подготовке к уроку вы много узнали о древних столицах нашего государства. Сегодня ваша задача не только проявить свои знания, но и показать умения формулировать и отстаивать свою точку зрения в дискуссии. Ваше выступление должно быть грамотным, логичным, доказательным и кратким (не более 3 минут). Кроме того, вы должны вести записи и заполнить таблицу.
Города – удивительное творение рук ума, таланта человека. В географии многочисленных русских столиц, как в капле воды, отражена история России. В разные исторические эпохи политико-административные функции столиц выполняли разные города. Какие? (Новгород, Владимир, Суздаль, Москва, Санкт-Петербург). Мы с вами живем в сложный исторический период. Вопрос о переносе столицы из Москвы в С-Петербург неоднократно поднимался в правительстве. Русские пословицы говорят: «Новгород-отец, Киев-мать, Москва-сердце, Петербург-голова».
Почему именно Москва – столица нашей Родины, а не С-Петербург? Этот вопрос будет находиться в центре внимания нашего парламента.
1 ученик: Я считаю, что Москва является столицей, поскольку это сложилось исторически. Официальным годом освоения Москвы принято считать 1147 г. Всем известен памятник на Тверской. Витязь на могучем коне в боевых доспехах повелительно указывает рукой прямо перед собой. Каждый ученик знает, что бронзовый витязь – князь Юрий Долгорукий, и что указывает он место закладки нового города.
Издавна считают, что именно Юрий Долгорукий основал Москву. Об этом сообщает потомкам Ипатьевская летопись, в которой содержится первое упоминание о Москве. Оно гласит, что Юрий Долгорукий заложил «град», т.е. ограду, крепостную стену вокруг поселения.
2 ученик:Я могу возразить. Исторический фактор неважный. С-Петербург тоже имеет богатую историю. Создание вXVIIIв. Петербурга – новой столицы России было важнейшим актом, отвечавшим исторической необходимости: обеспечить для нашей страны выход к европейским морским путям, «окно в Европу». Петербург был создан по воле самодержца Петра Первого. Заложен он был на Заячьем острове в 1703 г. (ныне Петропавловская крепость) в дельте реки Невы. Выбор был сделан искусственно. Место было гибельным, где избегали селиться коренные жители этих мест – чухонцы. Здесь море слишком часто поворачивало течение Невы вспять и наводнения сокрушали всё созданное человеком. К тому же местность сильно заболочена. Город был выстроен буквально на человеческих костях. Однако Петр Первый решил закрепиться на «брегах Невы» и строил город как столичный. Город имеет выгодное ГП и поэтому имеет право быть столицей.
Учитель:(«Мозговая атака».) Каковы, на ваш взгляд, в современных условиях могут быть функции «окна в Европу»?
Итак. Вывод: С-Петербург имеет более выгодное ГП, чем Москва. Есть возражения?
3 ученик:Да, я считаю, более выгодное положение занимает Москва. Матушка-Москва белокаменная, хлебосольная возникла на семи холмах, на перепутье между диким югом и верхневолжским севером, на берегах Москвы-реки. ГП города было выгодным, т.к. река Москва Ламским волоком соединяла верхнюю Волгу со средней Окой. Кроме того река Яуза близко подходит к реке Клязьме, по которой через Москву шёл путь с запада на восток. Через Москву пролегала дорога с киевского и черниговского юга на Переславль Залесский и Ростов. Следовательно, город возник в пункте пересечения трех больших дорог. Город и сейчас занимает выгодное ГП. После постройки новых каналов и реконструкции старых водных путей столица стала портом пяти морей.
Москву по праву называют воздушными воротами страны. Четыре столичных аэропорта – Быково, Внуково, Домодедово, Шереметьево – принимают в сутки несколько сотен самолетов. В Москве находятся 10 международных авиалиний и 11 ж.д. магистралей.
Учитель:Безусловно, Москва имеет выгодное ГП, а вот о ГП С-Петербурга французский энциклопедист Дидро заметил: «Чрезвычайно нецелесообразно помещать сердце на конце пальца». Почему он так сказал? Можно ли в настоящее время улучшить ЭГП С-Петербурга?
4 ученик:Да действительно, город Петербург возник у впадения в Финский Залив короткой (всего 74 км), но полноводной Невы, у крайней восточной точки Балтийского моря. Он не является естественным центром Русского государства, которое на первых порах называлось Московией. Однако основание Петербурга стало завершением многовековых усилий страны, стремившейся выйти на берега Балтики и закрепиться на них.
Кроме того, город был удобно связан системой водных и сухопутных дорог со всей страной и с Западной Европой: до Парижа, Вены, Варшавы было ближе, чем до Москвы. Петр основал и строил город не просто как государственный деятель и как дальновидный стратег. Позже ГП улучшилось после создания Волго-Балтийского водного пути.
Учитель:Казалось бы, что общего в ГП приморского Петербурга, расположенного на краю страны и континентальной Москвы. Это прежде всего выгодное транспортно-географическое положение и фокусность столиц.
Итак, Москва – сердце России. А что же является сердцем Москвы?
Кто видел Кремль в час утра золотой,
Когда лежит над городом туман,
Когда меж храмов с гордой простотой
Как царь белеет башня-великан.
М.Ю.Лермонтов
(Видеозапись)
5 ученик:Я пригашаю вас совершить заочную обзорную экскурсию по С-Петербургу.
С-Петербург – город символ Европейской России, вошедший в почетную когорту великих столиц мира. Вся история города свидетельствует, что Петербург, рожденный творческим порывом Петра Первого, возник как художественное произведение. Город стал поистине шедевром искусства. Душа его пронизана светом истины и красоты. Восьмым чудом света можно назвать один из крупнейших музеев мира – Эрмитаж. Его экспозиции занимают 400 залов и размещены в архитектурном комплексе из 5 зданий. Коллекции Эрмитажа насчитывают более 2,5 млн. произведений искусства: 15 тыс. картин, свыше 20 тыс. скульптур, более 600 тыс. гравюр и рисунков около миллиона монет и медалей. Среди великих мастеров, чьи произведения здесь хранятся – Леонардо -да Винчи, Рафаэль, Тициан, Рембрандт, Рубенс, Гойя, Ренуар, Микеланджело, Пикассо.
(Видеозапись Петербург).
Петр основал и строил Петербург не просто как государственный деятель и военный стратег, но как вдохновенный художник. Будучи красивейшим городом России, С-Петербург по праву может носить титул столицы нашего государства.
Учитель:Действительно, С-Петербург – шедевр архитектуры и искусства в мае 2003 г. отпраздновал 300-летие. А Москва отметила своё 850-летие. Что же представляют сегодня эти города как промышленные центры?
6 ученик:Москва – могучий индустриальный город. Всего 50 лет тому назад Москву называли ситцевой, потому что её промышленность вырабатывала ткани.
Промышленность современной Москвы – это производство стали, машин, приборов, тончайших механизмов. Заводы столицы выпускают автомобили и мостовые краны, часы и электронные приборы, холодильники и станки-автоматы, нержавеющую сталь и электролампы.
Ведущее место в промышленном производстве занимают машиностроение и металлообработка.
Развиты: автомобилестроение (ПО «ЗИЛ», «Москва».) станкостроение (ПО «Красный пролетарий», «Станкостроительный завод им. Серго Орджоникидзе», Электротехническая промышленность (завод «Динамо»), приборостроение (ПО «Манометр», мет. завод «Серп и Молот», химическая, нефтеперерабатывающая промышленность (ПО «Каучук», «Красный богатырь»), предприятия ВПК, легкая и пищевая промышленность.
Являясь крупнейшим промышленным центром Москва, несомненно должна оставаться столицей нашей Родины.
Учитель:Вероятно, Москва является крупнейшим промышленным центром, а С-Петербург историко-культурным. Что же производится в С-Петербурге?
7 ученик:Я не согласен, что Москва занимает ведущее место в промышленности. Петербург давно взял на себя роль «шефа» Севера. В развито кораблестроение. Судостроительные заводы специализируются на выпуске танкеров, лесовозов, рыбопромысловых судов. Развит ВПК. Кроме того первые советские тракторы, гидротурбины, прокатные станы, сложнейшие приборы тоже появились здесь. Гордость города – металлический завод и завод «Электросила» выпускают турбины и генераторы для электростанций.
Ведущее место в структуре экономики принадлежит машиностроению (40 %). В городе развита химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность.
Учитель:Замечательный русский мыслитель – философ Грачев некогда сказал: «Петербург – в углу России, где она клином сошлась, Посредь России – Москва. Она Сердце. Петербург – окно в Европу. Окно- глаз избы. Глаз - на голове. Выходит, Петербург есть голова , ум, промышленный мозг. Москва – сердце, душа России». Можем ли мы сказать, что и сегодня С-Петербург является мозгом России?
8 ученик:Санкт-Петербург сегодня является крупным научным центром. В городе находится С - Петербургский научный центр Российской академии наук. В 1990 г. он объединял 36 академических институтов и НИИ. В 1993 г. действовало 43 ВУЗа.
С-Петербург является умом, душой и сердцем нашего государства, т.к. это не только научный центр, но и культурный. Здесь более 20 театров, 120 музеев.
9 ученик:Москва – центр науки и культуры. С Москвой связаны имена выдающихся мастеров, внесших вклад в развитие культуры России. В Благовещенском соборе Кремля можно увидеть иконы уникального живописца Андрея Рублева. В Оружейной плате хранятся сокровища древнерусского искусства. В Подмосковье расположено более 20 специализированных «городов науки». Как и в древних столицах мира, в Москве сосредоточено всё новое, значимое для жизни общества: в науке, искусстве, образовании. Отсюда эти новшества распространяются по всей стране. Москва – место пребывания
Высших органов государственной власти: Президента России, Государственной Думы, Совета Федерации.
Песня о Москве.
Рефлексия (тестовая работа)
Подведение итогов:
Учитель: Сопоставление двух городов- Москвы и Санкт-Петербурга – тема давнего соперничества и неразрешимого спора. Невозможно определить какой город красивее, какой имеет большую историческую и духовную ценность.
Я рада, что вы, ребята, сумели собрать богатейший материал и в дебатах проявить свои знания и эрудицию, сформулировать и убедительно изложить свою точку зрения.
Размещено пн, 27/01/2014 - 20:58 пользователем Татьяна Ивановна Яшина.
Я проводила урок по такой теме. Ученики с большим энтузиазмом объсуждали вопрос ы соперничества двух столиц России.Форма проведения несет в себе много положительных моментов: умение включаться в обсуждение, арументированно доказывать плюсы и минусы столичного положения города Москвы и культурной столицы России Санкт-Петербурга.
Размещено сб, 28/04/2012 - 16:15 пользователем Мария Александровна Подкосова.
Урок насыщенный, познавательный, имеет большое воспитательное значение. Используются нетрадиционные формы обучения. Хорошо прослеживается деятельность учащихся на уроке.
На: открытый урок
Я проводила урок по такой теме. Ученики с большим энтузиазмом объсуждали вопрос ы соперничества двух столиц России.Форма проведения несет в себе много положительных моментов: умение включаться в обсуждение, арументированно доказывать плюсы и минусы столичного положения города Москвы и культурной столицы России Санкт-Петербурга.
На: открытый урок
Урок насыщенный, познавательный, имеет большое воспитательное значение. Используются нетрадиционные формы обучения. Хорошо прослеживается деятельность учащихся на уроке.
На: открытый урок
Урок информационно-насыщенный, эстетический, технологичный и дающий возможность детям развиваться и применять свои творческие способности.