Официальный сайт detisavve 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Трудный путь к добру ( по сказке К. Паустовского " Теплый хлеб")

Submitted by Тимуршина Альфия on вс, 27/02/2011 - 21:46
Данные об авторе
Автор(ы): 
Тимуршина Альфия Абраровна
Место работы, должность: 
Учитель русского языка и литературы в Больше - Русакоской СОШ Кайбицкого района РТ
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
1) Обучать основам анализа эпического произведения, определить границы реального и волшебного в произведении 2) Развивать навыки осмысленного чтения, развивать умение «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения, актуализировать личный жизненный опыт. 3) Воспитывать доброту, чуткость через восприятие произведения
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

К.Г.Паустовский "Теплый хлеб"

Учебник – «Русская литература: учебник для 5класса  татарской средней общеобразовательной школы.
В двух частях». (Под ред. М.Г.Ахметзянова)

 

Используемое оборудование: 

 

Портрет  писателя,   иллюстрации к произведению,

 мультимедийная установка, презентация

Краткое описание: 
Урок внеклассного чтения. Проводится после изучения произведения К.Паустовског "Стальное колечко". Используются методыи приемы:выразительное чтение ,пересказ, беседа,устное словестное рисование,инсценировка, викторина.

 

 
                                                Ход урока.
I.                   Организационный момент.
(слайд 1 -2)
Учитель: Сегодня, ребята, мы познакомимся со сказкой Константина Паустовского «Теплый хлеб» и, анализируя произведение, попробуем узнать, что хотел донести до своих читателей писатель.
- Что такое добро, по-вашему?
 (слайд 3)
- Закончите предложение: «Приносить людям добро – это значит…»
( помогать людям, приносить хлеб из магазина бабушке, кормить животных, помогать маме и папе и т.д.)
 - Обратим внимание на эпиграф: «Он не был сказочником. Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра» (В. Шкловский).
- Неужели творить добро трудно? Вот на этот вопрос мы попробуем найти ответ на сегодняшнем уроке. Для этого вспомним содержание сказки.
II. Викторина.
    (слайды 4-5)
- Ребята, вы дома прочитали сказку, давайте проверим, внимательно ли вы это сделали, поняли ли содержание сказки. Отвечать нужно кратко. За каждый ответ вы получите вот такие хлебные изделия.
1) Где происходит действие сказки?                                   (в Бережках)
2) Кто взял раненого коня?                                                   (мельник)
3) Какое прозвище имел Филька?                                         (Ну тебя)
4) Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня?
                                                                                                   (бросил на снег)
5) Что случилось в природе после этого?                        (метель, сильный мороз)             
6) Сколько лет назад был такой же мороз?                       (сто лет)
7) От чего, по мнению бабки, случился такой мороз?      (от злобы)
8) Куда послала бабка Фильку в поисках совета?              (к Панкрату)
9) Что посоветовал Фильке Панкрат?                   (изобрести средство от стужи)
10) Сколько времени дал Панкрат на размышление?      (час с четвертью)
11) Что придумал Филька?                                    (продолбить лед на реке)
12) Кто был свидетелем разговора?                                         (сорока)
13) Какую роль сыграла сорока в спасении людей?    (позвала теплый ветер)
14) Что понес Филька раненому коню?               (буханку свежего хлеба)
15) Что конь сделал после того, съел хлеб?   (сложил голову на плечо Фильке)
16) Почему сердилась сорока?                              (ее никто не слушал)
III. Обсуждение сказки «Теплый хлеб»
1) (слайд 6-7) Образ Фильки.
- Назовите героев произведения? Которые из них главные? (Филька и конь)
- Почему они главные? Расскажите историю коня. Каково отношение к нему жителей деревни?                 
- Каким Филька изображен в начале рассказа? Каким вы его представляете?
(слайд 8) (Чтение отрывка: «Жил в Бережках… надоело»).
- А как характеризует Фильку его прозвище? (неласковый, упрямый, равнодушный, недоверчивый, молчаливый)
- А так ли это? Какой поступок Фильки помогает вам понять это? (Он обидел коня, ударил его.)  
- В чем же заключается вина Фильки? (Ударил коня, бросил хлеб на снег, говорил грубые слова.)
- Кто помог осознать Фильке его поступок? (бабушка)
- Какую историю она рассказала?
(слайд9)
(Пересказ – рассказ бабки о событиях столетней давности) 
- Как вы думаете, какие чувства испытал мальчик, когда слушал этот рассказ?
(страх, вину, боялся, что умрет)
- О чем он думал?
- Почему, по-вашему, он, несмотря на сомнения, решил пойти за советом к Панкрату? (решил сгладить свою вину, помочь деревне, боялся умереть)
- Посмотрим инсценировку. Сначала вы получите задание.
1 группа – Характеристика Панкрата (серьезный, строгий, обвинил в беде, умный, понимающий, дал ему возможность исправить зло, человек особенный).
2 группа – Характеристика Фильки (растерянный, нерешительный, чувствует свою вину, напуганный, хочет исправить свой поступок).
3 группа – Оцените игру своих товарищей, смогли ли они в своем выступлении отразить характеры героев?
(Слайд10) (Показывается инсценировка разговора Фильки и Панкрата).
- Изменился ли Филька в конце сказки?
- Кто еще помог Фильке исправить свою вину? (жители деревни, ребята, сорока)
 2) Роль природы.   
- Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик. Природа все время меняется. А как она меняется? Какими средствами это достигается? Автор дает звуковое и цветовое восприятие пейзажа в рассказе. Давайте найдем это в тексте.
Групповая работа.
1 группа – Звуки (каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники, хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном разбились сосульки и т.д.).
2 группа – Цвет (черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам).
3 группа – Движение (таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел и т.д.).
(Отрывки: 1) «Слеза скатилась… они трещали,   лопались»
                     2) «В морозные дни… с темной водой».
(слайд 11)
Вывод: природа – это тоже образ. За злые поступки она «мстит» по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле. Природа как волшебник. И в сказке Паустовского тоже много волшебного.
 
IV. Реальное и волшебное в сказке. Групповая работа.
1 группа – Что, по-вашему, в сказке реальное?
2 группа – Что, по-вашему, сказочное?
3 группа – Как бабка объяснила начало мороза? Что понял Филька, слушая этот рассказ?
 ( слайд12 -17)
 Вывод: В сказке Паустовского совмещаются черты народной и авторской сказки. Человек ответственен за свои поступки, злое сердце – холодное сердце, от этого человек может даже умереть.
Физминутка.
V. Раскрытие смысла названия сказки.
- А почему сказка называется «Теплый хлеб»?
- Можно ли ей дать другое название? Какое?
- Объясните смысл слова «теплый»? (близкий, добрый, горячий и т. д. ) (слайд18)
- А какие значения подходят нашей сказке?
( слайд19)
 - Какой антоним употребляет автор к слову «теплый»?
- А может ли быть холодным хлеб?
- Как может быть холодным человек, сердце?
- Какие смыслы имеет название?
 (слайд20)
 ( 1. Отношение к хлебу, именно теплый хлеб помог подружиться коню и мальчику; 2. Нельзя быть холодным, злым, равнодушным по отношению к другим)
VI. Заключение.
- Ребята, а похож ли Филька на вас или нет? Почему?
- А в жизни вы совершали ошибки? Трудно было исправить их? Кто же вам помогал в этом?
- Можно ли у Фильки чему-либо научиться? Чему? (дружбе, любви к окружающим, доброте, чуткости)
- Еще раз прочитаем эпиграф и сделаем вывод: совершить зло очень легко, осознать содеянное, раскаяться и исправиться доступно лишь немногим.
- Ребята, а что можно сказать о человеке, который написал сказку? Чем хотел поделиться с нами писатель?
- Все хорошее в мире этом – от доброты, от щедрости человеческих сердец. Не проходите мимо, не отворачивайтесь, не отводите в сторону свои глаза, если кто-то по близости нуждается в вашей помощи.
(слайды 21-22)
Прислушивайтесь к словам Каюма Насыйри из «Книги о воспитании»: «Что посеешь, то и пожнешь, о сын мой! Это значит, что за добро тебе воздастся добром, а за зло ты заслужишь лишь страдания и муки». А Паустовский говорил: «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же славой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь мне напоследок .»
VII. Итог урока. Вывод.
 Слайд 23-24)
 Домашнее задание.
1) Сочинение – миниатюра «О чем заставила меня задуматься сказка К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».
2) Вопросы к главному герою сказки.
3) Чтение первой части сказки Ш. Перро «Золушка».
 
 
 
Прикрепленный файл Size
урок.doc 42.5 KB
17_Literaturnaya_s.ppt 775.5 KB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн