Аллегория
Было темно. Холодный ветер дул непрерывно, и снег, залепляющий толстой пеленой глаза, не позволял увидеть даже концы собственных лыж. Тропа получалась плотная и четкая, но зарастала сама по себе, и случайный путник уже через некоторое время мог и не различить две колеи лыж в непрерывно нарастающем сугробе.
Где-то впереди горели огни цивилизации, но расстояние до них угадать не представлялось возможным. И лямки рюкзака неумолимо тянули назад, и легче он почему-то не становился.
Сзади послышался рев мотора. Кто-то очередной нагонял, разрезая сугроб мощной рельефной дорожкой.
- Все топчешь?
Голос водителя был знаком, но усталость и снег не давали разглядеть лицо говорящего.
- Топчу. А у тебя что, новый?
- Да. Ты разве не в курсе? Министерство выдало каждому такой снегоход. Фирменный. Правда бензина только до конца года, а дальше, говорят, учреждениям самим придется закупать.
- Я в курсе. Поэтому и взял лыжи. Как-никак надежнее, и топлива не просят.
- Ну топчи-топчи. Авось пробьешься.
Покрутив у виска, водитель завел мотор своего бензинового монстра, на капоте которого красовался флаг, состоящий из четырех цветных квадратов. И еще надпись какая-то.
Я тоскливо посмотрел ему вслед, потом перевел взгляд на мои лыжи. Изображение забавного пингвина на них как-будто мне подмигнуло хитро: «Не грусти, прорвемся!». Бред! Надо двигаться дальше, а то примерзну тут.
И пошел вперед. А в голове звучал голос того чиновника, который что-то пел про Наш Отечественный Снегоход, разработка которого уже почти завершена. О том, что это чудо техники не будет требовать дозаправки. Что инструкция к нему будет на чисто русском. И он будет еще надежнее, более проходим, и даже если сломается, то служба техподдержки сразу поможет. Да мало ли что еще он там наплел. А пока потерпите, мол, лыжами тропу потопчите... А кто-то посмелее скинулся на американский снегоход.
Цифровой ветер не прекращался, а только становился сильнее и все больнее резал лицо. Сугроб же был таким, словно вырос не из отдельных снежинок, а будто информационная лавина пронеслась мимо.
Шел уже четвертый год, не останавливаясь, не оборачиваясь, не обращая ни на кого внимания. Как пионер прокладывал тропу для тех, у кого не хватит топлива, или сломается мотор, или когда закончится лицензия на снегоход. Иногда натыкался на следы других пионеров и понимал, что не один. Порой встречал кого-то из них, и тогда шли группой, и след становился четче, глубже. И тем, кто шел следом, становилось легче, дышалось свободнее...
Рассуждения
Поднимите руку, кто узнал себя в этом рассказе! В какой роли: пионера-лыжника или водителя снегохода? Все последующее будет интересно только пионерам.
Товарищи, поговорим о свободе. Я имею в виду ту свободу, которую предоставило нам государство взамен зависимости от пакета программ из «Первой ПОмощи». Или, если не кривить душой, иллюзию этой свободы. Почему я так считаю? Посудите сами.
Действие лицензии СБППО «Первая ПОмощь» завершилось 31 декабря 2010 года. Компетенция выбора программного обеспечения для своих учреждений переложена на руководителей на местах. Но есть ли право выбора? Для тех регионов, где в органах региональной власти приняли решение приобрести лицензию компании Майкрософт, в образовательных учреждениях будет выбран MS Windows и Office. Или вы считаете, что кто-то откажется от такого блага в пользу СПО? Как бы за такую самодеятельность голова с плеч не полетела (деньги вложены немалые). Это выбор? Отнюдь!
А в регионах, которые не решились на приобретение лицензий американской корпорации, а «купили» соглашение с отечественной компанией на техподдержку «нашей» операционной системы? Здесь еще хуже. Те из школ, которые не готовы к молниеносному (не за три года, а прямо сейчас) переходу на СПО (читай — практически все), будут ломать голову, где взять лицензию хоть на часть ПК. А вышестоящие органы, уверен, будут давить и мониторить их в направлении внедрения свободного ПО еще интенсивнее, чем раньше. Школы, в свою очередь, будут продолжать уверять своими отчетами, что СПО у них внедрено более чем в 50% объеме. А сами продолжат покупать лицензии на Windows, офис и антивирус, вместо того, чтобы потратить деньги на обучение сотрудников или наем технических специалистов. Почему? Да все просто: не создано условий для перехода!
Моя школа должна и может перейти на СПО. Я готов удалить Windows и MS Office со своего ПК на рабочем месте, но не буду. Ведь тогда я не смогу работать с тем объемом электронного документооборота, который до сих пор происходит в закрытых форматах и привязан к конкретным продуктам MS, а порой даже их определенным версиям. На всех уровнях. Я не смогу распечатать олимпиадные задания с формулами и таблицами, созданными благодушными методистами в «седьмом» офисе. Я не сумею заполнить региональную базу данных ЕГЭ, не увижу всех прелестей автоматизированных электронных таблиц, присылаемых великодушными сотрудниками министерств или комитетов. Я не уверен, что получится без продуктов MS осуществить автоматизированный процесс заполнения аттестатов. Я теряю сознание, когда вижу требования к ПО для проведения олимпиады по информатике (такой набор был в СБППО, но теперь его нет). Да мало ли чего еще.
А ну как попробую свои отчеты, мониторинги, справки сохранить в свободных открытых форматах и выслать их в органы управления. Уверен, поколотят.
А я три года не тратил зря. Апробировал, внедрял, исследовал, изучал. И к указанному сроку был готов перейти. А окружающих убеждал: «Одумайтесь, проснитесь! Внедряйте СПО, потом поздно будет!». И тут БАЦ — еще один год отсрочки. Пионеры оказались не у дел.
Так что это, по вашему, товарищи — свобода? Нет — иллюзия свободы!
Откланиваюсь.
На: Иллюзия свободы
Николай Николаевич! Спасибо, что таким доступным языком объяснили, что происходит с программным обеспечением в ОУ. Эта ситуация усугубляется не только тем, что чиновники "давят", а ещё и тем, что на местах даленко не все разбираются во всех этих премудростях, т.е. не до конца осознают: что найдут, а что потеряют при переходе на СПО. Всего доброго!
С уважением Анна Юрьевна