Информационно-коммуникационные компетенции как основа педагогической компетентности учителя
Г.М. Земскова – директор школы
Ю.В. Ларионова - заместитель
директора по УВР
Для современного общества характерна постоянно возрастающая роль информационно-коммуникационных технологий. Формирование и дальнейшее развитие информационной компетентности взрослых людей является важной задачей, ведь именно информация определяет социокультурную жизнь человека, служит основным средством реализации межличностных отношений. Необходимость развития компетентности педагогов в сфере информационной деятельности обусловлена реалиями времени.
Результативность и эффективность деятельности современного учителя-предметника достигается благодаря навыкам плодотворного сотрудничества с учащимися и коллегами на основе информационного взаимодействия, умения осуществлять подбор, структурирование, оценивание и передачу информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач.
В новых условиях профессиональная карьера любого педагога зависит от того, насколько он способен своевременно находить и получать, воспринимать и использовать новую информацию в учебном процессе. А для этого современный педагог должен развивать в себе умение самоуправлять образовательным процессом и самооценивать получаемую информацию. Важно отметить возможность непрерывного образования человека в течение всей жизни, в рамках которого педагог может при желании самостоятельно увеличивать недостающие профессиональные, общекультурные и другие знания, востребованные жизнью.
Информационная компетентность - интегративное качество личности, системное образование знаний, умений и способности субъекта в сфере информации и информационно - коммуникационных технологий и опыта их использования, а также способность совершенствовать свои знания, умения и принимать новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств.
Психологическая и интеллектуальная составляющие информационного пространства представляют так называемый "человеческий фактор", включающий волю и желание участников образовательного процесса к применению информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе, желание повышать свою информационно-коммуникационную культуру.
В данном аспекте мы пришли к выводу, что информационно-образовательная среда приобретает еще одно качество – она становится своего рода индикатором уровня сформированности отдельных элементов профессиональных возможностей педагога, и тем самым, став мотивом, актуализирует потребность в совершенствовании учителем своих профессиональных компетентностей, которые могут рассматриваться сегодня как определенный гарант профессионального успеха и профессиональной значимости личности педагога.
Создание информационно-образовательной среды и ее успешное функционирование обеспечивает современному педагогу осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на его профессиональное и личностное развитие. Таким образом, ИКТ можно считать основой педагогической компетентности учителя.
В МОУ «СОШ№13» разработана модель школьной информационной образовательной среды, которая обладает следующими характеристиками:
1. ИКТ – доступность:
А) количество и качество доступных рабочих мест;
Б) наличие и качество, объединяющей эти рабочие места компьютерной сети, степень доступности информационных источников.
2. ИКТ – востребованность:
определяется наличием и устойчивостью следующих процедур:
- образовательных (использование ИКТ на уроках, в индивидуальных дополнительных занятиях, в домашних заданиях, во внеурочной деятельности);
- административных (автоматизированное составление расписания, подготовка отчетов, учебных планов с применением ИКТ);
- методических (подготовка и публикация, в том числе и на школьном сайте методических разработок и материалов учителей, проведение педагогических советов по ИКТ, проведение открытых уроков и т. д.);
- развития (система мотивации и поддержки процесса информатизации).
3. ИКТ – компетентность (готовность и способность всех участников УВП эффективно работать в новой информационной среде и изменяющихся организационных условиях):
- учащихся (нацеленность на использование ИКТ технологий в учебном процессе, проектной деятельности)
- педагогов (ИКТ грамотность, использование в предметных областях, использование в исследовательской, во внеурочной деятельности, в работе с родителями)
- родителей (ИКТ грамотность, использование для сотрудничества с ребенком и педагогом (ресурсы Интернета: сайты ВУЗов, школ, отдельных педагогов и т.д.)
- администрации (управление школой с помощью ИКТ-технологий, понимание, решение проблем, поддержка ИКТ - инициатив).
Модель школьной информационной образовательной среды была разработана в рамках реализации Программы информатизации на 2008 – 2010гг (Приложение 1).
Анализ существующей школьной информационной среды показал следующее:
ИКТ – доступность осуществляется посредством ресурсного обеспечения.
За период с 2005 по 2008 года наша школа стала трижды победителем Национального проекта «Образование». Что позволило значительно улучшить материально-техническую базу школы именно в направлении развития информационно-компьютерных технологий. Так для сравнения необходимо отметить, что в 2005 г. на 1 компьютер приходилось 48 учащихся, сейчас 13 (при среднеобластном показателе – 20 учащихся на 1 компьютер). В 2006 году локальная сеть школы, включающая в себя 2 кабинета информатики, кабинеты физики, химии, медицинский кабинет, канцелярию, кабинет директора, заместителей по учебно-воспитательной работе, библиотеку, была оснащена высокоскоростным Интернетом. В 2008 году ресурсный центр школы оборудован новым мобильным классом, для организации которого использована беспроводная технология, проекционная техника, медиатека, что дает возможности ученикам и учителям для самостоятельной работы, для проведения уроков, внеклассных мероприятий. 14 кабинетов оснащены компьютером на рабочем месте учителя, 4 кабинета компьютером, проктором и экраном, 9 кабинетов оборудованы интерактивными досками.
По критериям ИКТ-востребованность и ИКТ-компетентность проведено исследование на предмет понимания значимости и личного отношения к процессам информатизации системы образования, а также ожиданий педагогов от тех изменений в учебно-воспитательном процессе, которые за этим могут последовать. Проведенное исследование показало, что все учителя в школе согласны с необходимостью информатизации школьного образования, понимают значимость происходящих процессов. Анализируя личное отношение учителей к изучению и применению ИКТ в своей профессиональной деятельности, было выявлено, что:
в 2005/2006 учебном году была группа учителей 7% которые в силу разных причин не изучали, не интересовались и не стремились использовать данные технологии,
-
43% - интересовались, изучали и хотели бы использовать их на практике, причем эта группа учителей имела разный уровень сформированности умений и навыков,
-
50% - учителя, которые не изучали и не использовали ИКТ, но интересовались компьютерными технологиями.
В 2007 – 2008 учебном году на базе школы все учителя прошли курсовую подготовку по программе «Интернет-технологии для учителей предметников», что способствовало более быстрому внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс.
Результаты исследования на сегодняшний день показывают количественные и качественные изменения. Нет категории учителей, которые не используют, не интересуются и не изучают ИКТ.
18% учителей изучают, интересуются, но используют их на практике редко, эпизодически;
46% учителей изучают, интересуются компьютерными технологиями, но используют их на практике не в системе;
36% учителей в системе используют компьютерные технологии.
В октябре 2008 г. было проведено анкетирование педагогов школы по проблеме внедрения ИКТ в УВП.
АНКЕТА
□ набирать и редактировать тексты в MS Word; □ создавать презентации в MS Power Point;
□ создавать таблицы и выполнять расчёты в MS Excel; □ создавать публикации в MS Publisher;
□ находить информацию в Интернете; □ обмениваться письмами по E-mail;
□ курсы, обучающие семинары; □ семинары в школе;
□ самообразование; □ консультации учителей информатики;
□ знакомство с опытом коллег.
□ рабочие программы, методические материалы; □ дидактические материалы;
□ презентации к уроку; □ презентации к публичным выступлениям;
□ общение с коллегами через Интернет; □ нахожу информацию в Интернете;
□ да; □ нет.
□ да; □ нет.
□ игры, развлечения; □ подготовка к урокам;
□ работа в Интернет; □ другое ______________________________
□ недостаточно знаний; □ боязнь техники;
□ отсутствие навыка; □ нет дома ПК;
□ требуется слишком много времени; □ недостаточно техники в школе;
□ расписание уроков несовместимо с возможностями компьютерных классов;
□ другое_________________________________________________________________________________
□ да; □ нет; □ другое ____________________________________
□ да; □ нет; □ другое ____________________________________
□ 1 раз в неделю; □ эпизодически;
□ 1 раз в четверть; □ не провожу;
□ несколько раз в четверть □ другое ____________________________
__________________________________________________________________________________
По результатам анкетирования педагоги оценивают свой уровень ИКТ- компетенции так:
95% педагогов умеют набирать и редактировать тексты,
85% находить умеют необходимую информацию в Интернете,
75% умеют создавать мультимедийные презентации.
С учетом умений применяют ИКТ в своей работе для решения следующих задач:
80% педагогов находят информацию в Интернете,
75% создают дидактические материалы к урокам,
63% проводят уроки с использованием собственных мультимедийных презентаций.
На вопрос: «Как часто используются ИКТ на уроках?»
56% ответили - «проводят уроки с использованием ИК эпизодически», 20% (13 человек) - постоянно.
Среди трудностей в использовании ИКТ педагоги различного уровня подготовки выделяют:
- много времени уходит для подготовки к уроку с ИКТ (40%)
- отсутствие навыков (28%)
- недостаточно знаний (20%).
Данные диагностики показывают, что вовлечение учителей в процесс информатизации школы идет не такими быстрыми темпами, как растет уровень требований к профессиональной компетентности и квалификации педагогического коллектива.
Отсюда следует:
- все определяется личностью учителя и его мотивами, а не видом и количеством техники;
- необходимо создание в школе особых условий, чтобы учитель-предметник захотел и смог получить знания в области информационно-коммуникационных технологий для своей педагогической деятельности.
На процесс формирования информационной компетентности также существенное влияние оказывают внешние и внутренние мотивы: к внешним можно отнести - материальные стимулы (рост конкурентоспособности педагога в среде своих коллег, повышение стимулирующих выплат, повышение категории и т.д.), к внутренним - мотивы личностной самореализации и профессионального роста.
Мастерство учителя формируется через постоянную систематическую учебу и работу. Поэтому в школе необходимо иметь продуманную систему поддерживающего обучения, которая позволит создать необходимые условия для постоянного пополнения знании, сделать стремление педагогов к использованию ИКТ осознанным и стабильным. Эта система ориентируется на развитие интеллектуальных и творческих способностей учителя, формирование навыков использования информационных и коммуникационных технологий в педагогической деятельности, способствует освоении инновационных педагогических технологий.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
- процесс обучения учителя должен иметь непрерывный характер;
- разноуровневая готовность учителей к использованию ИКТ должна предусматривать разноуровневую систему поддерживающего обучения;
- проблема поддерживающего обучения учителей новым информационным технологиям может быть успешно решена при наличии определенных условий в школе.
В заключении следует отметить, что в современном обществе, когда информация становится ценностью, а информационная культура человека—определяющим фактором его профессиональной деятельности, изменяются требования к системе образования, а значит, и к педагогу и к управленцу, что влечёт за собой обновление методов и приёмов работы, реорганизацию учебно-воспитательного процесса с учетом внедрения новых технологий, что на современном этапе наиболее успешно решает задачу повышения качества образования.
|