Официальный сайт janmille 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Информационно-коммуникационные компетенции как основа педагогической компетентности учителя

 

Информационно-коммуникационные компетенции как основа педагогической компетентности учителя


 

Г.М. Земскова – директор школы

Ю.В. Ларионова - заместитель

директора по УВР


 

Для современного общества характерна постоянно возрастающая роль информационно-коммуникационных технологий. Формирование и дальнейшее развитие информационной компетентности взрослых людей является важной задачей, ведь именно информация определяет социокультурную жизнь человека, служит основным средством реализации межличностных отношений. Необходимость развития компетентности педагогов в сфере информационной деятельности обусловлена реалиями времени.

Результативность и эффективность деятельности современного учителя-предметника достигается благодаря навыкам плодотворного сотрудничества с учащимися и коллегами на основе информационного взаимодействия, умения осуществлять подбор, структурирование, оценивание и передачу информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач.

В новых условиях профессиональная карьера любого педагога зависит от того, насколько он способен своевременно находить и получать, воспринимать и использовать новую информацию в учебном процессе. А для этого современный педагог должен развивать в себе умение самоуправлять образовательным процессом и самооценивать получаемую информацию. Важно отметить возможность непрерывного образования человека в течение всей жизни, в рамках которого педагог может при желании самостоятельно увеличивать недостающие профессиональные, общекультурные и другие знания, востребованные жизнью.

Информационная компетентность - интегративное качество личности, системное образование знаний, умений и способности субъекта в сфере информации и информационно - коммуникационных технологий и опыта их использования, а также способность совершенствовать свои знания, умения и принимать новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств.

Психологическая и интеллектуальная составляющие информационного пространства представляют так называемый "человеческий фактор", включающий волю и желание участников образовательного процесса к применению информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе, желание повышать свою информационно-коммуникационную культуру.

В данном аспекте мы пришли к выводу, что информационно-образовательная среда приобретает еще одно качество – она становится своего рода индикатором уровня сформированности отдельных элементов профессиональных возможностей педагога, и тем самым, став мотивом, актуализирует потребность в совершенствовании учителем своих профессиональных компетентностей, которые могут рассматриваться сегодня как определенный гарант профессионального успеха и профессиональной значимости личности педагога.

Создание информационно-образовательной среды и ее успешное функционирование обеспечивает современному педагогу осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на его профессиональное и личностное развитие. Таким образом, ИКТ можно считать основой педагогической компетентности учителя.

В МОУ «СОШ№13» разработана модель школьной информационной образовательной среды, которая обладает следующими характеристиками:

1. ИКТ – доступность:

А) количество и качество доступных рабочих мест;

Б) наличие и качество, объединяющей эти рабочие места компьютерной сети, степень доступности информационных источников.

2. ИКТ – востребованность:

определяется наличием и устойчивостью следующих процедур:

- образовательных (использование ИКТ на уроках, в индивидуальных дополнительных занятиях, в домашних заданиях, во внеурочной деятельности);

- административных (автоматизированное составление расписания, подготовка отчетов, учебных планов с применением ИКТ);

- методических (подготовка и публикация, в том числе и на школьном сайте методических разработок и материалов учителей, проведение педагогических советов по ИКТ, проведение открытых уроков и т. д.);

- развития (система мотивации и поддержки процесса информатизации).

3. ИКТ – компетентность (готовность и способность всех участников УВП эффективно работать в новой информационной среде и изменяющихся организационных условиях):

- учащихся (нацеленность на использование ИКТ технологий в учебном процессе, проектной деятельности)

- педагогов (ИКТ грамотность, использование в предметных областях, использование в исследовательской, во внеурочной деятельности, в работе с родителями)

- родителей (ИКТ грамотность, использование для сотрудничества с ребенком и педагогом (ресурсы Интернета: сайты ВУЗов, школ, отдельных педагогов и т.д.)

- администрации (управление школой с помощью ИКТ-технологий, понимание, решение проблем, поддержка ИКТ - инициатив).

Модель школьной информационной образовательной среды была разработана в рамках реализации Программы информатизации на 2008 – 2010гг (Приложение 1).

Анализ существующей школьной информационной среды показал следующее:

ИКТ – доступность осуществляется посредством ресурсного обеспечения.

За период с 2005 по 2008 года наша школа стала трижды победителем Национального проекта «Образование». Что позволило значительно улучшить материально-техническую базу школы именно в направлении развития информационно-компьютерных технологий. Так для сравнения необходимо отметить, что в 2005 г. на 1 компьютер приходилось 48 учащихся, сейчас 13 (при среднеобластном показателе – 20 учащихся на 1 компьютер). В 2006 году локальная сеть школы, включающая в себя 2 кабинета информатики, кабинеты физики, химии, медицинский кабинет, канцелярию, кабинет директора, заместителей по учебно-воспитательной работе, библиотеку, была оснащена высокоскоростным Интернетом. В 2008 году ресурсный центр школы оборудован новым мобильным классом, для организации которого использована беспроводная технология, проекционная техника, медиатека, что дает возможности ученикам и учителям для самостоятельной работы, для проведения уроков, внеклассных мероприятий. 14 кабинетов оснащены компьютером на рабочем месте учителя, 4 кабинета компьютером, проктором и экраном, 9 кабинетов оборудованы интерактивными досками.


 

По критериям ИКТ-востребованность и ИКТ-компетентность проведено исследование на предмет понимания значимости и личного отношения к процессам информатизации системы образования, а также ожиданий педагогов от тех изменений в учебно-воспитательном процессе, которые за этим могут последовать. Проведенное исследование показало, что все учителя в школе согласны с необходимостью информатизации школьного образования, понимают значимость происходящих процессов. Анализируя личное отношение учителей к изучению и применению ИКТ в своей профессиональной деятельности, было выявлено, что:

в 2005/2006 учебном году была группа учителей 7% которые в силу разных причин не изучали, не интересовались и не стремились использовать данные технологии,

  • 43% - интересовались, изучали и хотели бы использовать их на практике, причем эта группа учителей имела разный уровень сформированности умений и навыков,

  • 50% - учителя, которые не изучали и не использовали ИКТ, но интересовались компьютерными технологиями.

В 2007 – 2008 учебном году на базе школы все учителя прошли курсовую подготовку по программе «Интернет-технологии для учителей предметников», что способствовало более быстрому внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс.



Результаты исследования на сегодняшний день показывают количественные и качественные изменения. Нет категории учителей, которые не используют, не интересуются и не изучают ИКТ.

18% учителей изучают, интересуются, но используют их на практике редко, эпизодически;

46% учителей изучают, интересуются компьютерными технологиями, но используют их на практике не в системе;

36% учителей в системе используют компьютерные технологии.

В октябре 2008 г. было проведено анкетирование педагогов школы по проблеме внедрения ИКТ в УВП.

АНКЕТА

  • Оцените свой уровень ИКТ-компетенции. Умею….

набирать и редактировать тексты в MS Word; □ создавать презентации в MS Power Point;

создавать таблицы и выполнять расчёты в MS Excel; □ создавать публикации в MS Publisher;

находить информацию в Интернете; □ обмениваться письмами по E-mail;

  • Как предполагаете повышать уровень ИКТ-компетенции? Через…

курсы, обучающие семинары; □ семинары в школе;

самообразование; □ консультации учителей информатики;

знакомство с опытом коллег.

  • Оцените степень использования ИКТ в Вашей работе. С помощью ПК делаю…

рабочие программы, методические материалы; □ дидактические материалы;

презентации к уроку; □ презентации к публичным выступлениям;

общение с коллегами через Интернет; □ нахожу информацию в Интернете;

  • Пользуетесь ресурсами школьной медиатеки?

да; □ нет.

  • Имеете дома компьютер?

да; □ нет.

  • Как используете домашний ПК?

игры, развлечения; □ подготовка к урокам;

работа в Интернет; □ другое ______________________________

  • Укажите трудности в использовании ИКТ.

недостаточно знаний; □ боязнь техники;

отсутствие навыка; □ нет дома ПК;

требуется слишком много времени; □ недостаточно техники в школе;

расписание уроков несовместимо с возможностями компьютерных классов;

другое_________________________________________________________________________________

  • Считаете ли, что применение ИКТ может повысить уровень преподавания?

да; □ нет; □ другое ____________________________________

  • Считаете ли, что применение ИКТ может повысить степень заинтересованности учащихся в Вашем предмете?

да; □ нет; □ другое ____________________________________

  • Как часто вы используете ИКТ на своих уроках?

1 раз в неделю; □ эпизодически;

1 раз в четверть; □ не провожу;

несколько раз в четверть □ другое ____________________________

  • Напишите свои предложения по повышению эффективности использования ИКТ в УВП

__________________________________________________________________________________


 

По результатам анкетирования педагоги оценивают свой уровень ИКТ- компетенции так:

95% педагогов умеют набирать и редактировать тексты,

85% находить умеют необходимую информацию в Интернете,

75% умеют создавать мультимедийные презентации.

С учетом умений применяют ИКТ в своей работе для решения следующих задач:

80% педагогов находят информацию в Интернете,

75% создают дидактические материалы к урокам,

63% проводят уроки с использованием собственных мультимедийных презентаций.

На вопрос: «Как часто используются ИКТ на уроках?»

56% ответили - «проводят уроки с использованием ИК эпизодически», 20% (13 человек) - постоянно.

Среди трудностей в использовании ИКТ педагоги различного уровня подготовки выделяют:

- много времени уходит для подготовки к уроку с ИКТ (40%)

- отсутствие навыков (28%)

- недостаточно знаний (20%).

 


 


 

Данные диагностики показывают, что вовлечение учителей в процесс информатизации школы идет не такими быстрыми темпами, как растет уровень требований к профессиональной компетентности и квалификации педагогического коллектива.

Отсюда следует:

- все определяется личностью учителя и его мотивами, а не видом и количеством техники;

- необходимо создание в школе особых условий, чтобы учитель-предметник захотел и смог получить знания в области информационно-коммуникационных технологий для своей педагогической деятельности.

На процесс формирования информационной компетентности также существенное влияние оказывают внешние и внутренние мотивы: к внешним можно отнести - материальные стимулы (рост конкурентоспособности педагога в среде своих коллег, повышение стимулирующих выплат, повышение категории и т.д.), к внутренним - мотивы личностной самореализации и профессионального роста.

Мастерство учителя формируется через постоянную систематическую учебу и работу. Поэтому в школе необходимо иметь продуманную систему поддерживающего обучения, которая позволит создать необходимые условия для постоянного пополнения знании, сделать стремление педагогов к использованию ИКТ осознанным и стабильным. Эта система ориентируется на развитие интеллектуальных и творческих способностей учителя, формирование навыков использования информационных и коммуникационных технологий в педагогической деятельности, способствует освоении инновационных педагогических технологий.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

- процесс обучения учителя должен иметь непрерывный характер;

- разноуровневая готовность учителей к использованию ИКТ должна предусматривать разноуровневую систему поддерживающего обучения;

- проблема поддерживающего обучения учителей новым информационным технологиям может быть успешно решена при наличии определенных условий в школе.

В заключении следует отметить, что в современном обществе, когда информация становится ценностью, а информационная культура человека—определяющим фактором его профессиональной деятельности, изменяются требования к системе образования, а значит, и к педагогу и к управленцу, что влечёт за собой обновление методов и приёмов работы, реорганизацию учебно-воспитательного процесса с учетом внедрения новых технологий, что на современном этапе наиболее успешно решает задачу повышения качества образования.


 

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн