дать понятие словосочетания; научить отличать словосочетание от слова;
сформировать умение вычленять словосочетания из предложений;
находить главное и зависимое слово;
производить их синтаксический разбор;
воспитание любви и уважения к родному краю.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать сегодня на уроке. Посмотрите на свои парты: есть ли рабочая тетрадь, учебник, ручка, карандаш, всё ли в порядке. Очень хорошо. Садитесь.
II. Проверка усвоения изученного материала
На прошлом уроке мы с вами познакомились с такими понятиями как синтаксис и пунктуация. Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили пройденный материал.
Что такое синтаксис? (Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение.) (Добиваюсь от учащихся развернутых ответов на вопросы.)
Что такое пунктуация? (Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.)
Какие знаки препинания вы знаете?
Молодцы!
Теперь откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Словосочетание».
III. Изучение новой темы
Сегодня на уроке мы с вами подробнее познакомимся со словосочетанием. Сейчас всё ваше внимание обратите на доску. На доске развешаны фотографии с изображением озера Байкал.
Что вы видите на фотографиях? Ответы записать в столбики. (1-й столбик: озеро Байкал, берег, горы, вода, деревья.)
Что вы можете сказать о том, какой Байкал, какая в нём вода, природа вокруг? Ответы записать на доске. (2-й столбик: бескрайнее озеро, голубая вода, прозрачная вода, высокие горы, гигантские кедры и т. д.)
Посмотрите внимательно на слова в столбиках, где более точно, конкретно говорится об озере, воде, природе? В том, где записаны одни слова или сочетания слов? (Более точно говорится об озере, воде, горах в том столбике, где записаны сочетания слов.) Перепишите в тетрадь эти сочетания.
Такие сочетания слов называются словосочетаниями.
Откроем учебники и прочитаем правило на стр. 47-48 (о словосочетании),
Что значит: связаны грамматически? (Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога.)
Из каких частей состоит словосочетание? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.)
Физкультминутка
IV. Тренировочные упражнения
1) Возвратимся к словосочетаниям, которые вы записали. Выделим в них главное и зависимое слово, зададим вопрос, составим схему, назовём вид.
(Даю образец разбора) В словосочетании прозрачная вода главное слово – вода, так как от него мы зададим вопрос: вода (какая?) – прозрачная. Прозрачная зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным, поэтому вид словосочетания – именное. Зависимое слово – выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным по смыслу и с помощью окончания.
Учащиеся анализируют записанные словосочетания по образцу.
2) Составьте словосочетания из слов, запишите и разберите их: солнечная, день; чистый, озеро; смотрит, громкий; раскинулось, широкий; приехать, озеро, вкусный, книга. (Двое учеников работают у доски.)
Из каких пар слов не удалось составить словосочетания? Почему? (Из пар слов смотрит, громкий, вкусный книга невозможно составить словосочетания, так как эти слова друг с другом не сочетаются, нет смысла.)
V. Самостоятельная работа
1) Прочитайте выразительно текст, записанный на доске, выпишите словосочетания, произведите их разбор.
Байкал – самое глубокое и многоводное озеро на Земле.
«Море» – так зовут это огромное озеро все местные жители. Оно лежит в гористых берегах.
Впадина Байкала содержит в себе самое большое на нашей планете скопление пресной воды.
2) Проверка.
VI. Итог урока
В каком разделе науки о языке изучается словосочетание? Приведите примеры словосочетаний.