Цель: развитие коммуникативных умений и навыков учащихся в процессе глубокого овладения лексическими и грамматическими нормами русского языка.
Задачи:
· обобщить и систематизировать знания о глаголе как части речи;
· развивать речевую культуру учащихся;
· научить избирательно пользоваться языковыми средствами, употреблять слова, словосочетания, наиболее точно передающие содержание текста.
Ход урока
«Движение и его выражение – глагол – является основой языка». Эти слова Алексея Толстого мне хотелось бы взять эпиграфом к нашему уроку, ведь речь сегодня пойдет о глаголе, его морфологических признаках, роли в создании текстов.
Записываем число и тему урока, эпиграф.
– Скажите, не кажется ли вам это утверждение слишком категоричным? Обоснуйте свою точку зрения. (Ответы учащихся.)
Итак, мы будем вести основательный разговор об одной из основязыка – о глаголе.
Кстати, может ли текст состоять только из глаголов, связанных служебными частями речи?
Да, и вот каким может быть внутренний монолог учителя после того, как он задает классу вопрос: «Притихли. Молчат. Думают или не решаются сказать? Верю, что знают. Жду».
Очень приятно видеть ваши улыбки. Попробуйте выразить сейчас свое состояние, используя только глаголы и служебные слова. (Ответы учащихся.)
Тексты, с которыми нам предстоит работать, – стихотворения поэтов XIX и XX веков. Вы уже знаете, что есть темы вечные для русской литературы, темы сквозные. Порой кажется, что поэты XX века подхватывают и продолжают мысли поэтов века XIX. И когда ты слышишь этот разговор столетий, кажется, что прикасаешься к вечности.
Послушайте, это – Лермонтов.
(Учитель читает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Есть речи – значенье...». У учащихся тексты на столах.)
Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно.
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.
Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Рожденное слово;
Но в храме, средь боя
И где я ни буду,
Услышав, его я
Узнаю повсюду.
Не кончив молитвы,
На звук тот отвечу,
И брошусь из битвы
Ему я навстречу.
– Обратите внимание на 1-ю строку. В каком значении употреблено слово речи? Есть речи – значенье... (В значении ‘слова’.)
– В чем же особенность таинственных слов?
(Без волненья внимать невозможно; в них все – и слезы, и трепет свиданья.)
– Очевидно, поэтическое ощущение того, что такие речи, такие слова существуют, было и у Зинаиды Гиппиус, поэтессы Серебряного века. О ее творчестве мы будем говорить с вами в 11-м классе, но мне хотелось, чтобы вы и сейчас вслушались в удивительную мелодию ее строк.
(Учитель читает стихотворение З.Гиппиус «Есть речи...».)
Есть речи...
У каждого свои волшебные слова.
Они как будто ничего не значат.
Но встретятся, скользнут, мелькнут едва –
И сердце засмеется и заплачет.
Я повторять их не люблю; я берегу
Их от себя, нарочно забывая.
Они мне встретятся на новом берегу:
Они написаны на двери Рая.
– Вы смогли услышать, как перекликаются эти стихотворения?
В каком значении употреблено поэтом слово речи?
В чем особенность волшебных слов?
(Они как будто ничего не значат, но в них – все, что заставляет сердце смеяться и плакать.)
– Две строфы стихотворения Гиппиус выражают ту же мысль, что и 5 строф стихотворения Лермонтова. Эту выразительность речи придают собственно глаголы и глагольные формы. Давайте запишем их.
(Выписываем в тетради и на доске.)
1) не значат
2) вспомнятся
3) скользнут
4) мелькнут
5) засмеется
6) заплачет
7) повторять
8) не люблю
9) берегу
10) встретятся
11) забывая (деепричастие)
12) написаны (краткое причастие).
– Слова эпиграфа, с которыми вы согласились, утверждают, что глагол является основой языка, – следовательно, глагол подчиняется законам языка.
Какие виды классификации мы могли бы предложить для глагола, помня о законах языка? Для выбора оснований для классификации вспомните морфологические признаки глагола.
(Учащиеся под руководством учителя записывают основания для классификации, распределяют глаголы, выписанные из стихотворения З.Гиппиус, по группам.)
Обращаем внимание на то, что время и вид глагола тесно взаимосвязаны: глаголы несовершенного вида могут иметь все три формы времени, глаголы совершенного вида – только прошедшее и будущее, поэтому у нас полное совпадение двух групп – 1 (а) и 3 (в).
– Скажите, а для чего необходимо знать, уметь определять вид, наклонение и время глагола?
(Для соблюдения в творческой работе видовременного единства глаголов, для верного, грамматически правильного перевода текстов на иностранный язык.)
– Напомню вам, что к непереходным глаголам относятся глаголы, обозначающие движение, положение в пространстве, физическое и нравственное состояние; глаголы с постфиксом сь, ся.
Переходные глаголы требуют дополнения в винительном падеже без предлога, поэтому следует различать конструкции с глаголами, близкими по значению, но требующими различного управления.
Чтобы почувствовать эту разницу, давайте поработаем над выбором падежной формы при глаголах переходных и непереходных.
К переходным глаголам из нашего текста (повторять, люблю, берегу) подберите из предложенного списка глаголы, близкие по значению, составьте с ними словосочетания, используя слова, данные в скобках.
– Знания об отнесенности глагола к 1-му или 2-му спряжению позволяют верно писать окончания глаголов.
Вновь обращаю ваше внимание на эпиграф. Только ли движение выражает глагол? Если мы обратимся не к грамматическим признакам глагола, а к его лексическому значению, сможем выделить следующие лексико-семантические группы:
а) глаголы движения: скользнут, мелькнут, встретятся;
б) глаголы, передающие чувства, состояние: засмеется, заплачет, не люблю, берегу;
в) глаголы, обозначающие действия, связанные с умственной и речевой деятельностью: не значат, вспомнятся, повторять.
Ребята, мы убедились, что глагол, являясь основой языка, подчиняется его законам, и на следующем уроке мы будем вести разговор о правописании глаголов и глагольных форм.
Согласны ли вы с тем, что данное стихотворение «держится» на глаголах? Это те ключевые слова, которые помогают понять и принять идею стихотворения – «У каждого свои волшебные слова...».
Разговор столетий может и должен продолжаться. Продолжим мысль поэтов. Что же для вас таит эта фраза: У каждого свои волшебные слова?
Творческая работа – 5 минут.
Итог урока. Задание на дом: составьте словосочетания со словами, близкими по значению (аналогично тому, как это делалось в классе).
Управление при словах, близких по значению
Дорожить – беречь (слова), восхищаюсь – люблю (поэзия), вторить – повторять (песня), доволен – рад (жизнь), думать – задумать (проект), обращать внимание – уделять внимание (здоровье), наградить – удостоить (улыбка), удивляться – быть удивленным (красота природы), беспокоиться – тревожиться (друг), начать – приступить (работа), коснуться – говорить (вопрос), поделиться – рассказать (проблема).