Конспект занятия "Кто такие потребители. Основополагающие права потребителя"
Submitted by Марина Шаихмеденовна Утешова on Wed, 23/02/2011 - 15:25
Элективный курс "Азбука потребителя"
Тема: Кто такие потребители. Основополагающие права потребителя.
Цели занятия:
· рассмотреть главные понятия курса;
· познакомить учащихся с историей законодательства по защите прав потребителя;
· дать первоначальные представления об основополагающих правах потребителя;
· формировать интерес к экономическим явлениям и процессам;
· развивать коммуникативные навыки (умение работать в группах), навыки публичного выступления.
Основные понятия темы:
потребитель, производитель, изготовитель, исполнитель, товар, работа, услуга, закон, права.
Средства обучения:
Закон РФ “О защите прав потребителя”, основные понятия темы, раздаточный материал, большие листы бумаги, фломастеры, магниты.
План урока:
1. Кто такие потребители.
2. Основополагающие права потребителя.
Этап выполнения учебных целей.
1. Этап учебной мотивации:
Учащиеся в группах получают рабочий лист 1 анализируют ситуации и отвечают на вопрос:
- Какие права потребителя в данном случае были нарушены?
- Было ли правомерным обращение в суд?
На основе ответов учащихся учитель делает вывод: в обоих случаях
имеет место нарушение прав потребителя, и обращение в суд является правомерным.
2. Работа над основными понятиями темы:
Учащиеся продолжают работать в парах и выполняют задания по карточкам:
Сформулировать понятие “потребитель”.
Вы должны проанализировать предложенные и словосочетания, составить предложение, характеризующее данное понятие (склонение, порядок слов можно изменять) и оформить ответ на листе (крупным шрифтом)
Словосочетания: имеющий, намерение, либо, приобрести, заказать, товары, домашние и иные нужды, гражданин, или, заказывающий, исключительно для (работы, услуги), приобретающий, не связанные, предпринимательской деятельности, или, личный, семейный.
– Какая фраза в этом понятии является ключевой? Почему?
Кто может быть потребителем? Приведите примеры.
Другие группы получают аналогичные задания по составлению следующих понятий: производитель, изготовитель, исполнитель, товар, работа, услуга.
Учащиеся обсуждают задание, готовят ответ, оформляют его на листах, один ученик из группы выходит к доске, закрепляет лист с ответом под соответствующим понятием и проводит презентацию результатов своей работы своей группы. Так происходит работа с каждым понятием. Далее ученики сравнивают полученные определения с теми, что находятся в Преамбуле Закона РФ “О защите прав потребителей” (каждый учащийся имеет свой экземпляр Закона) и в учебнике “Обществознание” (закон, право).
Значение понятий “товар, работа, услуга” заранее выписываются учителем на доске.
Учитель в процессе беседы проверяет, как ученики усвоили эти понятия:
- Приведите примеры потребителей.
- В каких случаях человек не является потребителем?
- Может ли продавец одновременно быть изготовителем?
- В каких случаях? Приведите примеры.
- Может ли продавец одновременно быть исполнителем?
- В каких случаях? Приведите примеры.
- Приведите примеры известных вам товаров, услуг, работ.
3. Основополагающие права потребителя.
Учащиеся работают с текстом и составляют кластер (схему понятий). Далее они на доске представляют результаты своей работы. Правильность выполнения задания проверяется сравнением с оформлением доски, где учитель заранее закрепляет листы, на каждом из которых выписано одно из прав потребителя.
Закрепление изученного на уроке материала происходит следующим образом: учащиеся снова возвращаются к рабочему листу 1 и снова выполняют задания;
Заключительный этап урока - рефлексия. Учащиеся дают краткие ответы на вопросы:
- Что нового я узнал на занятии?
- Что явилось открытием для меня?
- Как полученные знания могут пригодиться в жизни?