Официальный сайт ysaa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок окружающего мира "Реки и озёра"

Фото пользователя Елена Геннадьевна Важдаева
Submitted by Елена Геннадьевна Важдаева on пн, 21/02/2011 - 22:46
Данные об авторе
Автор(ы): 
Важдаева Е. Г.
Место работы, должность: 
МОУ начальная школа № 92 учитель начальных классов
Регион: 
Самарская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Естествознание
Цель урока: 
1. Сформировать у учащихся целостное представление о реках как природных объектах; 2. Познакомить с особенностями рек (исток, устье, берега), с причинами течения рек, их полноводности; 3. Научиться находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать; 4. Познакомить с особенностями пресных и соленых озер. 5. Научиться находить озера на карте; 6. Воспитание любви к природе и своему краю.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
28
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник окружающего мира. А.А. Вахрушев

Используемая методическая литература: 

Методическая разработка.

Используемое оборудование: 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;} Карта полушарий, глобус, компьютер, проектор.

Краткое описание: 
Знакомство с главными реками и озёрами России, умение находить их на карте. Знакомство с такими понятиями как исток, русло, берега. Умение находить и правильно показывать реки. Учащиеся знакомятся с особенностями пресных и солёных озёр.

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-bidi-font-family:"Times New Roman";}

Ход урока:

I.            Организационный момент.

 

Начинается урок

Он пойдёт ребятам впрок

Постарайтесь всё понять,

 Учитесь тайны открывать,

Чтоб за работу получать

 Только лишь оценку пять.

 

- Сегодня мы с вами вновь отправимся в путешествие. Но прежде чем отправимся, должны ответить на вопросы.

 

II.         Проверка домашнего задания.

 

Перед фронтальным опросом предлагаются детям карточки с заданиями разного уровня

1.Самый большой материк на Земле?
а) Северная Америка;
б) Евразия;
в) Африка.
2. Самый маленький материк на Земле?
а) Австралия;
б) Антарктида;
в) Африка.


3. Полушарие, в котором находится маленький материк?
а) Западное полушарие;
б) Восточное полушарие.

4.Самый большой океан?
а) Атлантический океан;
б) Тихий океан;
в) Индийский океан


5. Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию?
а) Индийский океан;
б) Южный океан;
в) Тихий океан.


6.Угадайте материки.

·     Я самый маленький материк, с самым сухим климатом, который полностью находится в Южном полушарии.

·      И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня.

·     А я почти весь нахожусь между северными и южными тропиками, меня называют самым жарким материком.

7.

1) Что меняется от вращения Земли вокруг своей оси?
2) Что меняется от вращения Земли вокруг Солнца?
3) Как вращается Земля?

8.
1) Какую форму имеет Земля?
2) Как представляли Землю люди в древности?
3) Как называется модель Земли?

 

III.      Актуализация знаний, постановка цели

 

- Как превратить воду в пар?

- Какие 3 состояния воды вы знаете?

- Где и как рождаются капли дождя?

- Почему вода стекает вниз?

- Без чего мы не сможем, путешествуя, обойтись?

- Покажите на карте материки и части света?

- Что на карте показывают голубой линией?

- А чтобы узнать, где мы будем путешествовать – отгадайте загадку: (Слайд 1)

- Итак, мы отправляемся путешествовать по рекам и озёрам, чтобы узнать, как можно больше о них.

Сегодня нас ждут (и, наверно,  не зря)

Озёра и реки,

Вперёд же, друзья!

 

IV. Изучение нового материала.

- Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Вода – это чудесный дар природы. Человеку для жизни нужна чистая пресная вода.

1. Работа по учебнику стр. 22  № 1, 2

- Река – это постоянный водоток. (Слайд 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

Начинается река с истока. (Слайд 3)

 

 

 

 

 

 

 

Началом реки может быть родник, из которого вытекает маленький ручей. Движение воды в реке образует течение. У горных рек течение может быть быстрое, бурное, т.к. река стекает по крытым склонам. (Слайд 4)

 

 

 

 

 

 

 

У равнинных рек течение спокойное. (Слайд 5)

 

 

 

 

 

 

 

 

- Работа по учебнику стр. 22  № 3

2. Рассказ учителя.

- Представьте себе, что мы с вами плывём по течению реки на корабле. Слева будет  у нас левый берег, справа – правый берег. Обратите внимание: в реку, по которой мы плывём, впадают другие речки и ручейки. Они называются притоками. (Слайд 6), а впереди водоём, в который наша река впадает. Это место называется устьем. (Слайд 7) Чем дальше течёт река, тем больше воды поступает в неё, стекая из мелких ручейков. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или в озеро. А если вдруг нам встретится на пути другая, более крупная река, то наша река может стать её притоком.

 

 

 

 

 

 

 

3. Физкультминутка.

4. Применение рек (составляется схема на доске: чтобы использовать в хозяйстве - вода, транспорт, рыба, отдых, электроэнергия, полив огородов и садов)

V. Закрепление изученного материала.

1.   Работа по учебнику стр.23 № 4, 5

         Половодье – ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.

2.   Почему одни реки полноводны круглый год, а другие пересыхают? Откуда в реке берется вода? (работа в парах)

3.   Работа по карте в группах «Реки России» (Слайд 8)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы о водах  России знать,

Надо карту уметь читать,

Быть внимательным, уметь наблюдать,

И, конечно, рассуждать.

- рассказы детей

- На территории России  протекает более 2,5млн. крупных рек и маленьких речушек. В России крупнейшими являются Обь, Амур, Лена, Енисей. Но символом России является воспетая во многих песнях ...(Волга).

Волга

Щедрая, широкая, раздольная

Волга величавая течет.

Своенравная, как птица – вольная,

Все "ключи" собрав наперечет.

 

Шумная, бурливая, привольная...

Теплоходы катит по волнам.

По ночам – степенная, спокойная –

Ластится к пологим берегам.

 

Города и села умываются

Чистою, прохладною водой.

Радугой веселой улыбаются,

Наполняя душу теплотой.

 

Миллионы лет во благо трудится,

Всем вокруг давая право жить.

И пока Земля – планета крутится,

Будет человечеству служить.

 

4. Фронтальная работа с картой

-  Давайте найдем с вами крупнейшие реки мира: Нил (6670 км)- Африка, Амазонка - Ю.Америка, Миссисипи - С.Америка, Янцзы - Евразия. (Слайды 9-12)

 

 

 

 

 

 

 

 

4.   Повторение (Слайд 13-16)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Рассказ учителя.

«Голубыми глазами» земли называют озера – вкрапления в земную твердь скоплений воды, чаще всего пресной, пригодной для питья. Они всегда желанны на суше. (Слайд 17)

Озеро – природный водоем со стоячей водой.

 

 

 

 

 

– У озер, как и у рек, есть берега. Нет у них только левого и правого берега. Почему?

– Во все озера впадают реки и ручьи. Если из озера вытекает река, то оно называется проточным.

– Если вода из озера не вытекает, то оно называется бессточным.  (Слайд 18)

Бассейн – это земная поверхность, с которой по ручьям и рекам собирается вода в озеро.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В жарком климате озерная вода часто бывает соленой, как в море. Её пить нельзя.

– Жаркое солнце превращает воду в пар. Растворенная в воде соль не испаряется и остается в озере.

Проведем опыт.

– В умеренном климате вода в озерах пресная (несоленая), пригодная для питья, орошения засушливых земель и различных промышленных производств.

– В тех районах, где заводские отходы сливаются в реки и озера, водоемы загрязняются, и питьевой воды становится мало.

– Важно, чтобы в водоемы возвращалась чистая вода. Поэтому для её очистки от отходов строят специальные очистные сооружения.

Работа в группах.

– Найти и показать на карте крупнейшие озера Земли, указанные в рамке (стр. 31).

– Самое большое озеро – Каспийское море – разделяет Европу и Азию. Его называют морем. Вода в нем соленая. Но все-таки это – озеро, так как все моря соединены друг с другом и океанами.

– Самое глубокое озеро – Байкал. Оно расположено в Сибири. Наибольшая глубина – 1637 метров. В нем сосредоточена десятая часть всей пресной воды.

VI. Итог урока.

- Ну вот мы и вернулись домой.. Что вам больше всего запомнилось в путешествии?

- Какие реки вы теперь знаете?

Итак, ребята, сегодня мы знакомились с реками и озёрами, говорили об  уникальных озерах, чудо природы во всех отношениях. Они зовут на помощь. Наша обязанность - сохранить их, научиться брать подарки, а не злоупотреблять его щедростью. Природа не мстит человеку, она отбирает свои дары. И если мы будем разумны, она будет открывать нам новые неизведанные горизонты, радовать своей красотой, удивлять совершенством.

Урок мне хотелось бы закончить словами замечательного поэта Марка Сергеева, который писал о Байкале:

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал.

И сам он величав и вечен

В гранитной раме вырезной

И весь до донышка просвечен,

И весь до капельки родной.

И Ангары полет строптивый,

И ветра крик, и гул турбин,

И птицы - сосны над обрывом,

И дикий ветер Баргузин.

Все это, без чего не в силах

Быть далью даль, и ширью ширь.

И ты не мыслима, Россия!

И ты не мыслима, Сибирь!

 

VI. Домашнее задание: стр. 23 № 9, стр. 24 № 8, приготовить сообщения об озере Байкал, о Каспийском море (по желанию)

 

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн