Официальный сайт 4stupeni 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Многозначность образа Воланда". (По роману "Мастер и Маргарита" М.Булгакова)

Фото пользователя Галина Анатольевна Чибисова
Submitted by Галина Анатольевна Чибисова on Sat, 19/02/2011 - 14:47
Данные об авторе
Автор(ы): 
Чибисова Галина Анатольевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 10 МО"Ахтубинский район" пос.Верхний Баскунчак учитель русского языка и литературы
Регион: 
Астраханская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Урок-исследование.Прочитав роман и изучив противоречивые отзывы критиков о Воланде, учащиеся должны выработать собственное мнение о сущности Воланда. Данный вид деятельности развивает у учащихся навыки анализа эпизодов, исследования проблем произведения,совершенствует коммуникативные умения и навыки, развивает интерес к русской литературе,лучшим её образцам.

                                                                         Конспект урока литературы в 11 классе (2004г.)

                                     МНОГОЗНАЧНОСТЬ  ОБРАЗА  ВОЛАНДА. (ПО РОМАНУ "МАСТЕР И МАРГАРИТА" М.БУЛГАКОВА,)

                                                           ПРОБЛЕМА УРОКА:  исследовать неоднозначность образа Воланда.

          ЗАДАЧА УЧАЩИХСЯ: изучив противоречивые отзывы критиков о Воланде,проследив по тесту произведения отношение Воланда к людям,его оценку происходящего,его отношение к нравственным понятиям "добро" и "милосердие",выработать собственное мнение о сущности Воланда. 

                                                                                                    ЦЕЛИ УРОКА

                                         1. Развивать у учащихся навыки анализа эпизодов,исследования проблем литературного произведения.

                                         2. Совершенствовать коммуникативные умения и навыки: организацию и произнесение монологической речи, обоснование собственной позиции по обсуждаемым вопросам.

                                         3. Развивать интерес к русской литературе,лучшим её образцам.

                                                                                             ОФОРМЛЕНИЕ  ДОСКИ

                   1.На левом развороте под заголовком "КТО "ПРАВИТ БАЛ" НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ?" помещены репродукции и подписи к ним:

                                                                                  Э.ДЕЛАКРУА. "МЕФИСТОФЕЛЬ"

                                                                                  М.ВРУБЕЛЬ. "ДЕМОН"

                                                                                  Е.БЕЛЯНОВСКИЙ. "ВОЛАНД С ГОЛОВОЙ БЕРЛИОЗА"

                                                                                (иллюстрация к одному из изданий романаМ.Булгакова)

                    2.На центральной части доски записаны число(датапроведения урока),тема урока и эпиграф.

                       Слева от эпиграфа - место для портрета М.А.Булгакова.

                    3. На правом развороте под заголовком "КРИТИКИ О ВОЛАНДЕ" записаны высказывания о герое Булгакова критиков

                         В.ЛАКШИНА, Л.ЯНОВСКОЙ, Е.ЯБЛОКОВА.

                                                                                                                                                                                         ЭПИГРАФ

                                                                                                                                                                              ...так кто ж ты, наконец?

                                                                                                                                                                             -Я - часть той силы, что вечно

                                                                                                                                                                               хочет зла и вечно совершает благо.

                                                                                                                                                                                                                 Гёте. "Фауст"

                                                                                                                ХОД  УРОКА

                         I.Вступительное слово учителя

                           Есть образы в мировом искусстве, волнующие умы людей на протяжении многих веков. Со временем они меняются, но не исчезают.Всё новые и новые поколения поэтов, художников, композиторов обращаются к ним, чтобы разгадать тайну и сказать своё слово. Демон - один из таких образов. Сатана, Мефистофель,Люцифер, Демон - как бы его ни называли, а всё это один и тот же персонаж - дух отрицания. Постепенно он меняет свой облик.Сатана у Данте - страшный и грозный враг добра. У Гёте Мефистофель циничен, насмешлив и коварен. Таким увидел Мефистофеля французский художник Эжен Делакруа (показывает репродукцию на доске). У Байрона он - мудрый Люцифер.

                          У Пушкина он является то Демоном, то в образе кавказского пленника, в образе Алеко; его черты присутствуют и в Онегине. С особой силой Демон ворвался в творчество Лермонтова.

                          Демоном бредил Художник Поленов. Под сильным влиянием Лермонтова Михаил Врубель сотворил новое чудо - своего Демона (показывает репродукцию на доске). Один из художников-иллюстраторов романа "Мастер и Маргарита" М.Булгакова представил нам Воланда таким (показывает иллюстрацию на доске).

                         Созданные в разное время оперы Ш.Гуно "Фауст" и А.Рубинштейна "Демон" не утратили своей популярности и в XXI веке.

                         Булгаковский Воланд написан в лучших традициях русской и мировой литературы: в критике отмечались многочисленные реминисценции с литературными, живописными, скульптурными, театральными образами. Даже имя героя, как первым заметил В.Лакшин, пришло  со страниц гётевского "Фауста", где Воланд (Фаланд) упоминается как один из синонимов слова "чёрт". Отмечались привлекательность, мрачное обаяние, неторопливое достоинство, спокойствие, мудрость и благородство, которые привлекают читателя в этом герое. Он мало напоминает традиционного демона зла. Однозначно его оценить невозможно.

                        II.Беседа-обмен мнениями о прочитанном

                         1.Кто такой Воланд? Каково ваше отношение к этому герою сейчас, в данный момент?

                         2. Творит ли он зло? Совершает ли добро?

                         3. В чём секрет обаяния Воланда?

                         4. Почему Воланд вызывает у нас симпатию? Потому, что нам симпатична "теневая", греховная сторона нашей жизни? Нет. Потому, что мы уважаем силу, испытываем рабский восторг перед тем, кто может по своему желанию опозорить кого угодно, напугать, а то и убить? Тоже нет.

                       III.Вывод после беседы

                            Учитель. Нелёгкие вопросы. Трудно найти правильный ответ, потому что нам свойственно иногда ошибаться и оступаться.

                            Обратите внимание на портрет Воланда,в нём есть важная деталь, подчёркивающая неоднозначность этого героя.

                             Глаза у Воланда разные.Они символизируют поединок цвета жизни и цвета смерти,как борьбу добра и зла.

                             Эпиграфом к нашему уроку я взяла те же строки из "Фауста" Гёте, что и Булгаков к своему роману, в которых отражена раздвоенность Воланда.

                              (Учитель сам формулирует задачу учащихся на следующем этапе урока - см. выше)

                       IV.Исследование

                           Итак, перед вами высказывания критиков О Воланде ( записаны на доске). Познакомьтесь с ними (читает учитель), выберите то, которое вам кажется более приемлемым, соответствующим сущности булгаковского Воланда. Обоснуйте свою позицию с помощью примеров из романа.

                                                                                                     КРИТИКИ  О  ВОЛАНДЕ

                       В.ЛАКШИН. Палач порока, карающий меч в руках правосудия.

                       Л.ЯНОВСКАЯ. Князь Тьмы - не столько карающая сила зла, сколько сила, вскрывающая, разоблачающая зло и в то же время различающая то редкое и немногое, что по-настоящему велико, истинно и нетленно.

                       Е.ЯБЛОКОВ. Фантастический герой Булгакова внеэтичен, нейтрален,находится по ту сторону добра и зла. Единственный "абсолютный" критерий Воланда - критерий не человеческий, а бес-человеческий... Его "ведомство" выполняет лишь функцию "катализатора", доводя явления до логического конца...

                       (Чтобы помочь учащимся определить свою позицию, учитель предлагает им контрольные вопросы:

                        1. Кого и за что наказывает Воланд? Почему он пощадил Ивана Бездомного и наказал Берлиоза?

                        2. Над чем потешается, издевается "нечистая сила"?)

                      Мнения ребят разделились: сторонники были у каждого критика. По правилам технологии исследования, высказывания учащихся не подвергались критике или корректировке со стороны учителя или одноклассников.

                      Отстаивая точку зрения того или иного критика и свою, учащиеся приводили в качестве примеров эпизоды из романа, самые главные, по их мнению: сцена в Варьете и сцена бала в квартире № 50, а также эпизоды, непосредственно связанные с именами Стёпы Лиходеева,Никанора Ивановича Босого, Варенухи,Алоизия Могарыча, сцены с костюмом Прохора Петровича и песней "Славное море, священный Байкал".

                        3. Анализ сцены в Варьете.

                        - Как формулирует Воланд цель своего визита в Москву?

                        - Чем продиктованы все чудеса, совершаемые подручными Воланда?

                        - Что происходит с людьми, чьи тайные желания становятся явными и получают удовлетворение?

                        - Каков символический смысл последствий сеанса чёрной магии?

                        - Какой вывод делает Воланд о людях? С каких позиций он их судит?

                      4. Анализ сцены бала в квартире № 50.

                        - В чём необычность и своеобразие этой сцены?

                        - Какими человеческими чертами наделяет писатель своего героя в этом эпизоде?

                        - Какова самая неприятная сцена на балу?

                       - В какой сцене Воланд, возможно, вызывает у вас симпатию?

                        Выступления ребят с обоснованием своей позиции порадовали, а некоторые приятно удивили, неожиданно "раскрылись"( урок был открытым на районном уровне, снимало Ахтубинское телевидение - я проходила аттестацию на высшую категорию). Учащиеся высказывали примерно следующие мнения и делали выводы:

                      - И Стёпа Лиходеев, и Босой, и Варенуха, и другие герои действуют не по доброй воле, а согласуясь с корыстными, сиюминутными желаниями, скрытыми под маской благопристойности. Воланд не столько искушает людей, сколько обнажает человеческие пороки. Наказание - в самих людях. Наказанием становится ужас, поселившийся в душах разоблачённых персонажей;

                     - сам Воланд занимает позицию философа-созерцателя, пристально изучающего нравственное состояние общества;

                     - Варьете Воланд превращает в лабораторию по исследованию человеческих слабостей, испытывает москвичей на милосердие, алчность;

                     - маг разоблачает жадность публики, бесстыдство и наглую уверенность в безнаказанности Семплеярова;

                     - на балу "нечистая сила" демонстрирует свои несомненные достижения: отравители, доносчики, предатели, безумцы, развратники всех мастей проходят перед Маргаритой;

                      - у Воланда перед балом болит нога, он устал от вакханалии жертв порока;

                      - самая неприятная сцена на балу, когда Маргарита увидела голову Берлиоза. В данном случае Воланд использует своё могущество для безжалостной расправы всего лишь над своим идейным противником (никого не убившим, никого не предавшим). Пусть Воланд прав, говоря, что "каждому будет дано по его вере", пусть служение Берлиоза мнимым, ложным ценностям заслужило "небытия", но уход его мог бы быть менее мучительным;

                      - несомненно, Воланд вызывает симпатию в сцене прощения Фриды и Понтия Пилата. Он простил Фриду, т.к. решил, что она достаточно настрадалась, что у неё есть совесть, Совесть - это моральный суд человека над собой, это искупление вины, возможность внутреннего очищения;

                     - милосердие - наиболее ненавистная человеческая черта для Воланда. Ведь именно в ряду грехов, а не добродетелей рассматривает Воланд милосердие при знакомстве с московской публикой в Варьете. Именно милосердие, любовь победили закон, которому служит Воланд: "12 тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли много?- спросила Маргарита. - Повторяется история с Фридой? - сказал Воланд, -но, Маргарита, здесь не тревожьте себя. Всё будет правильно, на этом построен мир. - Отпустите его, - вдруг пронзительно крикнула Маргарита". Прощён и Понтий Пилат.

                        V.Заключительная беседа

                            Какую роль играют в романе Воланд и его свита?

                        VI. Выводы, обобщение

                           1. Так каков же Воланд? Изменилось ли ваше отношение к нему?

                           2. Принимает ли Воланд своё истинное обличие?  (Одним ребятам показалось, что это происходит в сцене прощения Фриды и Понтия Пилата, другие же нашли ответ в главе 32)

                           Учитель. Мы видели "нечистую силу",запечатлённую на полотне разными художниками. А теперь посмотрите на портрет М.А.Булгакова (вывешивает на доску) в исполнении одного из современных художников. Всмотритесь! Почему именно таким изображён автор романа ( с кошачьими ушками и усами)?

                           Мнения были разные, но большинство ребят выразили такую точку зрения: свои впечатления от прочитанного им романа "Мастер и Маргарита" художник выразил не в картине, на которой он мог бы показать какой-либо эпизод из произведения или кого-то из героев романа, а именно в портрете М.Булгакова

                        VII. Домашнее задание

                            1. Письменно ответить на вопрос: "Изменилась ли Москва с уходом Воланда?"

                            2. Подготовить материал по теме "Проблема творчества в романе. Судьба Мастера и Маргариты".

 



Фото пользователя Галина Геннадьевна Селиванова

На: "Многозначность образа Воланда". (По роману "Мастер и Маргар


Галина Анатольевна, спасибо. Интересный подход к изучению образа Воланда.




На: "Многозначность образа Воланда". (По роману "Мастер и Маргар


Урок проблемный, исследовательского характера, образ Сатаны рассмотрен в контексте мировой художественной культуры. Спасибо.




Фото пользователя Ирина Викторовна Казарина

На: "Многозначность образа Воланда". (По роману "Мастер и Маргар


Спасибо за урок!




На: "Многозначность образа Воланда". (По роману "Мастер и Маргар


большое спасибо за интересный подход в раскрытии образа Воланда. за развитие метапредметных компетенций наших старшеклассников



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн